Теоретические основы коллективной изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте
статья по рисованию (младшая группа)

Хлыстова Юлия Владимировна

Данная статья раскрывает особенности коллективного творчества детей в изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы коллективной изобразительной деятельности

в младшем дошкольном возрасте

Современный этап развития отечественного образования выдвигает в качестве главной задачи воспитание деятельной, самостоятельной и компетентной личности, способной к творчеству. Готовность и способность к поиску новой информации, знаний, новых способов поведения и мышления – это те качества личности, которые помогут ей непросто выжить в современном мире, но и реализовать себя, свой творческий потенциал.

Большими возможностями для этого обладает коллективное творчество, отличающееся продуктивностью, реализацией личностных познавательных потребностей школьников, ориентацией на их творческую, самостоятельную активность с креативным уровнем развития. Этому уделяет особое внимание новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В процессе изобразительной деятельности ум детей воспитываются нравственно- волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Изобразительная деятельность детей в условиях творческого объединения может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными. По данным многих отечественных исследователей, таких как Н.П. Саккулина Т.С. Комарова, В.С. Кузин, А. И. Савенко, коллективные формы изобразительной деятельности оказывают большое влияние на формирование у детей способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей , их чувства, переживания и ,как следствие этого , у детей происходит совершенствование способности сочувствовать другим людям.

Реализация ФГОС требует использования в дошкольном образовании технологий деятельностного типа, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Этому и способствует введение в изобразительную деятельность дошкольников процесса коллективного творчества.

 Основы такого творчества заложены в трудах Д.И. Богоявленской, В.В. Краевского , Ю.Л. Львовой и других. С понятием творчество в психологии связывают направленность личности на создание нового, оригинально, на ее возможности , на ее творческий потенциал.

Понятие творчества содержит два взаимосвязанных аспекта. Во – первых, творчество – это деятельность личности по созданию материальных и духовных ценностей. Во – вторых , под творчеством понимается сам процесс достижения результата , причем такой процесс , в котором личность сама развивается.

Творчество характерно для педагогической деятельности потому, что эта деятельность не может быть предварительно регламентирована; она всегда содержит известную степень неопределенности, информации, привносимую в деятельность.

Опыт работы педагогов приводит к выводу, что наиболее продуктивным средством развития ребенка является коллективное творчество. Коллективное творчество происходит в процессе участия групп детей в совместной деятельности. Оно предоставляет возможность принять участие в решении проблемы всех детей, повышает их заинтересованность в дальнейшей работе, помогает расширять и углублять их знания.

Наконец, коллективное творчество позволяет укреплять отношения между детьми, сплотить их таких разных в одно целое, улучшить обмен информацией.

В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует четкой организации создания изображения , подбора содержания, интересного для всех детей, а также выбора наиболее эффективных методов и приемов управления изобразительной деятельностью. В этом проблема многих педагогов. Методических пособий по проведению с детьми занятий, на которых бы они создавали коллективные композиции, разработано недостаточно. А потребность в таких методических рекомендациях велика, так как коллективное творчество особенно нравится детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Как правило , на занятиях в детском саду дети выполняют творческую работу самостоятельно. Но особое удовлетворение им доставляет создание общих картин, композиций, где объединяется творчество всех участников деятельности. Детей радует общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Также важно отметить, что в процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и педагогом. Что же собой представляет коллективное творчество детей?

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных  и дидактических задач. Чаще всего коллективная работа – это подведение итога какой – ни будь большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого ,сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Кроме того, психология установила, что работа в присутствии других повышает продуктивность у 70% детей, то есть в целом положительно влияет не результат. У детей возрастает наблюдательность , приходит умение принимать компромиссные решения. Они легче воспринимают критику своих ошибок. Групповое решение способно оказать влияние на индивидуальное, обогащая и совершенствуя его. В целом от совместной работы с другими людьми ребенок, несомненно, выигрывает. Лучшие результаты достигаются путем совместного труда в парах, группах, во всем классе. В рамках дискуссий происходит активизация всех учеников, поднимается дух соревнования ,укрепляются отношения между детьми. Успех коллективного творчества будет обусловлен хорошим пониманием всеми учениками, активным обменом информацией. Этому их должен научить воспитатель.

Коллективное творчество обучает детей сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные решения , создает атмосферу совместного игрового действия. При выполнении коллективных работ по изобразительному искусству в творческом объединении активно используется игровые методы и приемы. В основе каждого лежит специально разработанный игровой сюжет. В ходе совместно – индивидуальной формы организации коллективной деятельности каждый ребенок – участник деятельности – выполняет свою , порученную ему часть общей работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции.  Выполняя свою часть работы , ребенок знает: чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. К достоинствам такой формы организации относится то, что она позволяет вовлечь  в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Психологи утверждают, что возраст младших дошкольников – это время начала формирования основных коммуникативных и творческих навыков. Именно в этом возрасте у детей закладываются основы, которые в дальнейшем позволяют развивать креативности. Очень важно, чтобы занятия коллективного творчества оставляли хорошие впечатления у детей. Тогда они не только научатся взаимодействовать друг с другом, помогать друг другу, но и это будет способствовать развитию у них фантазии, мотивирует ребенка на совершенствование своих умений.

Если кто-то из детей тяготеет к командованию коллективом, ведет себя демонстративно, то идти на поводу у маленького манипулятора нельзя. В самом начале воспитатель должен установить четкие правила сотрудничества. Благодаря этому удастся избежать неприятных ситуаций.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей; во-вторых, как правило, результат- картина, созданная всеми вместе,- получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей.

При этом коллективная форма изображения не снижает значения  деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения , тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше. Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная изобразительная деятельность. Особенно сложна в этом плане совместно – взаимодействующая форма организации. Все это нуждается в тщательном продумывании, четко планировании всех этапов работы и согласовании, рациональном размещении материалов и оборудования.

Коллективный творческий процесс включает в себя несколько этапов: проблемная ситуация(возникновение замысла), осознание цели замысла, накопление наблюдений  и осуществление анализа фактов, моделирование различных решений и выбор наилучшего варианта, отвечающего реальной ситуации и цели(замыслу),анализ полученного результата. Его оценка и определение дальнейших перспектив.

Данная форма организации деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой - выступает важнейшим средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда. Предлагаемые для детей задания позволяют последовательно включать детей в различные варианты творческого взаимодействия, от более простых – работа в паре, небольшой группе (3-4 человека), до более сложных, таких. Как работа в группе из 10 – 13 человек. В результате выполнения таких заданий группой создается одна , общая композиция, но игровые сюжеты позволяют придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работают в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществляется между этими парами и группами. Эффективно проводить такие занятия на темы: « Наш город», «Животные».

После завершения работы надо выяснить у детей , что было особенно трудно и учесть результаты опроса на следующем занятии коллективного творчества.

В организации коллективного творчества выделяются три ведущие формы:

  1. Совместно – индивидуальная форма, при которой дети заняты индивидуальными заданиями, а лишь под завершением работы их задания объединяются в общую композицию.
  2. Совместно – последовательная форма, при которой работа детей тесно связана и зависит от детей рядом находящихся, как на конвейере.
  3. Совместно – взаимодействующая форма, при которой все дети заняты работой одновременно и согласованно.

Одной из простейших форм организации коллективного творчества считается совместно-индивидуальная деятельность, при которой дети индивидуально выполняют работы, которые на последнем этапе коллективной работы соединяют в единое целое. Действия детей воспитатель согласовывает в начале занятия, при планировании идеи совместной работы, и в конце занятия, когда составляют продукт их творчества.

Очень редко в практике коллективного творчества используют совместно- последовательную деятельность. Процесс работы, что происходит по принципу конвейера, очень сложный, существует мнение, что такая форма коллективного творчества совершенно исключает из процесса само творчество, вся работа происходит как на автомате.

Самой сложной из форм организации коллективного  творчества является совместно-взаимодействующая форма. Сложность такой формы заключается в том, что всем детям необходимо одновременно совместно работать над коллективным заданием. При этом постоянно согласовывая свои действия с другими участниками.

Желательно, чтобы коллективному рисованию, аппликация (как индивидуальному)предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.

Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы.

Очень детей разделяют на большие или маленькие группы, которым дают задание работать над частью коллективного творчества. Идеальный состав группы – пять человек. Чем малочисленнее группа, тем комфортнее детям. Благодаря такому составу, каждый ребенок сможет внимательно выслушать товарища и высказать свое мнение.

Дети, которые высказывают желания заниматься изобразительной деятельностью, постепенно втянутся в творческий процесс и будут считать себя равноправными участниками коллективного творчества. Эта ситуация успеха разбудит в них желание быть активными, получать информацию в общении, сотрудничать со сверстниками, то есть такие дети будут постепенно развивать.

Благодаря коллективному творчеству, которое проходит в форме сотрудничества, дети набираются опыта, учатся направлять свою деятельность в необходимое русло, при этом справедливо оценивая возможности и способности других участников и конечный результат творческой работы.

Таким образом, проведенное исследование показало, что на данный  момент выделяется три формы организации коллективной дошкольников: совместно-индивидуальная  - сначала индивидуально с учетом единого замысла, потом каждый становится частью общей композиции; совместно-последовательная – по принципу конвейера; совместно-взаимодействующая – одновременная работа или постоянное согласованные действия всех участников. Руководство коллективной изобразительной деятельностью дошкольников включают три этапа: подготовительный этап, целью которого является углубить в тему, вызвать эмоции, ввести в тему; основной этап – планирование, выполнение и оценка, создание условий для творческого взаимодействия; заключительный этап – взаимодействие с готовой работой. Исследователями давно замечено, что результат совместной работы часто весьма значительно превышает сумму возможностей каждого из участников. А потому работа, сделанная коллективно младшими дошкольниками, как правило. Получается значительно содержательнее, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально, а процесс совместной деятельности отличается позитивным эмоциональным творческим подъемом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

 Каждый воспитатель знает, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современ...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В статье раскрываются основы организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

В материале предоставлены по одной дидактической игре на каждый возраст с правильным оформленияем с требованиями отвечающими методическим рекомендациям, а так же технологическая карта проведения дидак...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В материале раскрыты такие ключевые определения, как понятие "игры", виды игр, уровни развития игры и понятие "педагогической поддержки игры"....

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В статье раскрываются основы организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...