Семинар - практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка

Тикшаева  Ольга  Сергеевна

Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно-развивающей среды детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации  развивающей предметно-пространственной среды согласно требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации РППС;

- обеспечение подготовки к проектированию РППС;

- формирование умений проектировать и прогнозировать РППС в группах ДОУ.

Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно-развивающей среды детского сада.

Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс. Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи: конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием; обеспечить продуктивность использования предметно- развивающей среды. Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна: иметь привлекательный вид; выступать в роли естественного фона жизни ребенка; снимать утомляемость; положительно влиять на эмоциональное состояние; помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью. В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и придерживаться правила: «Вместе с детьми!!!»

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям. . Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: . игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);. двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; . эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; . возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает: . возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; . наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает: . наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; . периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: . доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; . свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Уважаемые коллеги, в продолжение работы над темой семинара-практикума предлагаю Вам методом мозгового штурма ответить на вопросы. В работе нам понадобится чудесный мешочек. В мешочке лежат вопросы. Каждый педагог берет по одному листку с вопросом. Время на подготовку – 1 минута. Затем согласно номеру вопросу зачитываем вопрос и отвечаем на него.

Все необходимое на столах: ручки, листы бумаги. Время пошло.

«Разминка – мозговой штурм»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

Задачи:

• Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

• Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.

Категория участников: педагогические работники ДОО

1. Расшифруйте аббревиатуру РППС и что понимают под РППС. (Развивающая предметно – пространственная среда. Под развивающей предметно – пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом)

2. Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения)

3. Что необходимо учитывать при организации РППС? (Реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей)

4. Какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО? (РППС должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной)

5. Чему должна соответствовать насыщенность РППС? (Насыщенность РППС должна соответствовать возрастным возможностям и содержанию Программы)

6. Что предполагает трансформируемость РППС? (Трансформируемость РППС предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации)

7. Что предполагает полифункциональность материалов? (Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.)

8. Что предполагает вариативность среды? (Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей)

9. Что предполагает доступность среды? (Доступность среды предполагает для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования)

10. Каким требованиям должна соответствовать мебель в ДОО? (Требованиям СанПин 2.4.1.3049-13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к семинару: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС реализующейся по программе Детство»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Семинар-практикум "Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, в соответствии с ФГОС".

Семинар практикум "Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, в соответствии с ФГОС"....

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...