Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Сластенина Мария Николаевна

       Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Большое значение имеет экспериментирование в развитии у дошкольников познавательного интереса и исследовательской активности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

        Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

       Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Большое значение имеет экспериментирование в развитии у дошкольников познавательного интереса и исследовательской активности .

       Дети старшего дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

       Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. Экспериментирование – доступное и эффективное  средство при формировании познавательного интереса, а он - это основа для достижения всех целей.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  

       В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:

  • создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Опытно-экспериментальную деятельность в старшем дошкольном возрасте  распределена по направлениям:

  •   живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
  •   неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
  •  человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

   Разрабатывается  перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:

  •  экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  •  познавательное занятии с элементами экспериментирования;
  •   демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
  •   долгосрочные наблюдения-эксперименты.

  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков в группах оборудована и постоянно оснащается детская  лаборатория. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

 В лаборатории представлены различные материалы для исследования:

  •  приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  •   разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  •   природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  •   утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  •   технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  •  разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  •   красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  •  медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.                                                                              

Структура занятия - экспериментирования в старшем дошкольном возрасте:

  • постановка проблемы
  • выдвижение предположений
  • проверка гипотез
  • подведение итогов вывод
  • фиксация результатов
  • вопросы детей

Совместная экспериментальная деятельность организуется в группе один раз в неделю по 20-25 мин.

       Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти  и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.

Классификация способов фиксации:

  • Календарь погоды.
  • Календарь природы.
  • Дневник наблюдений.
  • Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
  • Включение в сюжетно-ролевые игры.
  • Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
  • Натуральные объекты.
  • Циферблаты.
  • Записи звуков.
  • Схематическое зарисовывание.
  • Использование условных знаков.
  • Планы-схемы..
  • Фотографирование.
  • Запись воспитателя.   

       В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.                           Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, на прогулке дети наблюдают за живой природой, выясняют, какие условия необходимы для роста растений, играют с сырым и сухим песком и при этом выделяют его свойства. Выясняют где быстрее растает снежинка- на рукавичке или на ладошке, и как сделать разноцветные льдинки.                                            

        Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают интерес к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.   

          В заключении хочется сказать китайскую пословицу:«Расскажи – и я     забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  

                                               

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"     Составила:Воспитатель высшей квалификационной категорииВаулина Ири...

Развитие Познавательно интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста

Малыш – природный исследователь окружающего мира.                Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений...

"Развитие познавательного интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие познавательного интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста Организация: ГБДОУ «Детский сад №53» Населенный пункт: Санкт-Петербург, Красносельский район Рубеж 20- 21 века...

«Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР и ЗПР в МДОУ- детский сад компенсирующего вида №23»

Исследовательская деятельность является одним из самых эффективных форм в развитии и коррекции познавательной сферы старших дошкольников с ТНР и ЗПР....

План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....