Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Большое значение имеет экспериментирование в развитии у дошкольников познавательного интереса и исследовательской активности .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Большое значение имеет экспериментирование в развитии у дошкольников познавательного интереса и исследовательской активности .
Дети старшего дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательного интереса, а он - это основа для достижения всех целей.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность в старшем дошкольном возрасте распределена по направлениям:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Разрабатывается перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:
- экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
- познавательное занятии с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков в группах оборудована и постоянно оснащается детская лаборатория. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
В лаборатории представлены различные материалы для исследования:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Структура занятия - экспериментирования в старшем дошкольном возрасте:
- постановка проблемы
- выдвижение предположений
- проверка гипотез
- подведение итогов вывод
- фиксация результатов
- вопросы детей
Совместная экспериментальная деятельность организуется в группе один раз в неделю по 20-25 мин.
Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.
Классификация способов фиксации:
- Календарь погоды.
- Календарь природы.
- Дневник наблюдений.
- Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
- Включение в сюжетно-ролевые игры.
- Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
- Натуральные объекты.
- Циферблаты.
- Записи звуков.
- Схематическое зарисовывание.
- Использование условных знаков.
- Планы-схемы..
- Фотографирование.
- Запись воспитателя.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, на прогулке дети наблюдают за живой природой, выясняют, какие условия необходимы для роста растений, играют с сырым и сухим песком и при этом выделяют его свойства. Выясняют где быстрее растает снежинка- на рукавичке или на ладошке, и как сделать разноцветные льдинки.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают интерес к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В заключении хочется сказать китайскую пословицу:«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....
Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста" Составила:Воспитатель высшей квалификационной категорииВаулина Ири...
Развитие Познавательно интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений...
"Развитие познавательного интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие познавательного интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста Организация: ГБДОУ «Детский сад №53» Населенный пункт: Санкт-Петербург, Красносельский район Рубеж 20- 21 века...
«Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР и ЗПР в МДОУ- детский сад компенсирующего вида №23»
Исследовательская деятельность является одним из самых эффективных форм в развитии и коррекции познавательной сферы старших дошкольников с ТНР и ЗПР....
План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»
Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....