ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (ОПЫТ РАБОТЫ)
статья
К.А.Тимирязев
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (ОПЫТ РАБОТЫ)
Ознобихина И.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №136
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. А мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий и переживаний.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.
Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности» (ФГОС ДО п.1.4.) и нацеливая содержание образовательной области «Познавательное развитие» на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формируя первичные представления об … объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ...» (ФГОС ДО п. 2.6).
В педагогической практике я столкнулась с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Изучила литературу по данной теме, особенно заинтересовали исследования академика Н.Н. Поддьякова. Выяснила, что причины интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Наряду с этим, удивили выводы исследований, доказывающие, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Организация познавательно-исследовательской деятельности (особенно самостоятельной) в моей группе характеризовалась раньше эпизодичностью, позицией «воспитателя над ребенком», отсутствием системы в ее построении. Таким образом, актуальность данной проблемы подтолкнула меня улучшить работу, руководствуясь выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательно-исследовательской активности. Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Создание условий для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
- Развитие наблюдательности у дошкольников: умение сравнивать, анализировать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи в познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Реализуя поставленные задачи в группе были созданы следующие условия: оформлен необходимый для проведения исследований центр познавательно-исследовательской деятельности «Почемучка», оснащенный специальным оборудованием, разнообразными материалами, художественной литературой и энциклопедиями, а также настольно – печатными играми для детей.
В ходе работы с детьми использовала различные методы и приемы, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Нельзя не отметить тот факт, что экспериментирование проходит через разные виды деятельности, и в первую очередь это наблюдение и труд: например, наблюдая на прогулке за инеем или изморозью на деревьях, ледяной корочкой, покрывшей лужи осенью, а также появлением снега зимой и уменьшением высоты сугробов весной, дети узнали об агрегатных состояниях воды и льда, а также об изменениях, происходящих в природе с повышением температуры воздуха и наоборот. Ведь именно с помощью этих представлений осуществлялось восприятие новой информации в экспериментальной деятельности в группе в дальнейшем. В то же время, чем глубже рассматривался объект наблюдения в процессе ознакомления с природой, тем точнее дети передавали его детали во время художественно-творческой деятельности.
Проанализировав с детьми опыт «Свойства мокрого песка» дети, гуляя на прогулочном участке, с удовольствием выполняли трудовое поручение воспитателя по смачиванию песка водой, поясняя необходимость данной трудовой операции тем детям, которые не присутствовали при проведении опыта.
После проведения опыта «Свеча в банке», задачей которого было показать, что при горении изменяется состав воздуха и кислорода становится меньше, а для горения нужен именно он, дети узнали, что можно потушить огонь не только водой, но и засыпать его землей, продемонстрировав свои знания в викторине по пожарной безопасности.
Проведение занятий в непосредственно-образовательной деятельности, таких как: «Мой друг – микроскоп», «Волшебные стеклышки» и другие, после которых воспитанники узнали назначение и правила пользования приборами и приспособлениями для проведения опытно-экспериментальной деятельности, которые способствовали дальнейшему их использованию в самостоятельно - игровой деятельности детей, например, в сюжетно-ролевых играх, таких как: «Экскурсия в НИИ», «Больница» или «Лаборатория вопросов и ответов». Знакомство с песочными часами мотивировали дошколят в выполнении, как в спортивных, так и в дидактических играх, каких-либо действий быстрее, чем обычно. Например, участие в эстафетах «Кто быстрее?», или в игре в шашки, где время на обдумывание следующего хода было ограничено этим прибором и т.п.
Также наблюдается связь экспериментирования с закреплением элементарных математических представлений. Во время проведения различных исследований с предметами выявляется необходимость считать, измерять, сравнивать и определять форму. Так в процессе экспериментальной деятельности «Секреты мыльных пузырей» дети научились создавать раствор самостоятельно, придавая математическим представлениям реальную значимость и их осознание.
Интерес к миру предметов и явлений осуществлялся в том числе, через ознакомление с художественной литературой: «Путешествие капельки» Л. Тарасенко, «Про каплю акву» О. Кургузова и др, где дети обогатили имеющиеся представления о круговороте воды в природе, закрепив полученные знания в подвижной игре «Мы - капельки». В центре появилось много энциклопедий на различные темы, соответственно, количество вопросов у детей увеличилось.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схем-карты, алгоритмы, а также созданную мною картотеку.
Одним из немаловажных условий было включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей к экспериментированию в домашних условиях, реализуя его в следующих формах:
- оформление серии наглядной информации в приемные группы для родителей, которым приходилось осуществлять трудовую деятельность во время карантина;
- размещение подобной информации в групповом чате сети Вайбер, для тех родителей, кто находился на карантине;
- использовала раздаточный материал в виде буклетов и памяток.
После проведения экспериментально-исследовательской деятельности в домашних условиях родители присылали фотоматериалы о проделанной работе с детьми дома, с помощью которых я создала коллаж «Юные исследователи». Хотелось бы отметить, что у детей прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, что видно из проведенной диагностики детей и опроса родителей. Данную работу планирую продолжить, так как детям идти через год в школу.
В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Литература
- «Детское экспериментирование» [Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А., В.А. Деркуская, 2016]
- «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Проектная деятельность дошкольников» [Е.В. Марудова, 2019]
- «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» [Горошилова Е.П., Шлык Е.В, 2019]
- «Организация опытно-экспериментальной работы в Доу. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». Выпуск 1. [Н.В. Нищева, 2015]
- «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» [Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, 2014]
- «Развитие познавательных способностей дошкольников» [Е.Е. Крашевников, О.Л. Холодова, 2017]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»
Эту презентацию я представляла на городском конкурсе "Воспитатель года -2015"....
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....
Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....
Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста , через экспериментирование"
Презентация...
Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...
- Мне нравится (1)