Обобщение педагогического опыта работы «Адаптация ребёнка к условиям ДОУ»
учебно-методический материал

Федоренчик Марина Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredovoy_pedagogicheskiy_opyt_adaptatsiya_k_dou.docx92.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

Обобщение педагогического опыта работы

«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА

к УСЛОВИЯМ ДОУ»

Федоренчик Марина Вячеславовна

воспитатель

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

пос. Шоссейное

2019 год

ПАСПОРТ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Федоренчик Марины Вячеславовны

Должность

Воспитатель

Место работы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Колосок»»

Стаж работы в должности

22 года

Квалификационная категория

Высшая

Тема педагогического опыта

Адаптация ребенка к условиям ДОУ.

Сущность методической системы воспитателя, отражающей ведущие идеи опыта

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. Успешная включенность в социальные отношения обеспечивает освоение ребенком механизма ролевого поведения, что дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОУ или, наоборот, замедляющих ее, меняющих адекватно приспособиться.

Поэтому, целью моего опыта является:

создание условий для безболезненного привыкания ребенка к детскому саду.

Цель педагогического опыта определила задачи моей работы:

  • Познакомить родителей с особенностями привыкания детей и условиями

режима в детском саду.

  • Создать эмоционально благоприятные условия для легкой адаптации детей

к ДОУ.

  • Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду,

сверстникам.

Гипотеза: социально-психологического сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада будет эффективнее если:

1. Будет проводиться необходимая работа с родителями;

2. В детских садах будут проводиться образовательно-воспитательные мероприятия с детьми специалистами по проблеме адаптации (экскурсии по детскому саду, показ группы, знакомство с воспитателями);

3. Проведение диагностики специалистами вновь поступивших детей;

4. Мониторинг адаптации детей к МДОУ.

Работа по распределению собственного опыта, представлений методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты)

Обмен опытом среди коллег ДОУ, опыт работы внедрен в практику ДОУ. Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представила педагогическому сообществу внутри ДОУ. Работа над этой темой способствовала не только хорошей адаптации дошкольников, но и заметному повышению уровня профессионального мастерства педагогов, и повышению уровня компетентности родителей в вопросах адаптации детей в ДОУ.

Результативность реализации методической системы

С момента поступления ребёнка в группу младшего возраста старший воспитатель, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

  • эмоциональное состояние (настроение)
  • аппетит во время завтрака, обеда, полдника
  • характер сна и длительность засыпания
  • проявления активности в игре, на занятиях, в речи
  • взаимоотношения с детьми
  • взаимоотношения со взрослыми

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ: 

Младшая группа:

Лёгкая степень адаптации  – 20 детей -60,6%

Средняя степень адаптации – 13 детей-39,4%

Тяжелая степень адаптации -0%

Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей младшего возраста.

Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность

2. Цель

3. Задачи

4. Принципы

5. Условия успешной адаптации детей

6. Формы работы с детьми

7. Методы

8. Результаты диагностики

9. Итог работы

Фотоматериалы

Приложения

Приложение № 1 – проект по Адаптации

Приложение № 2 - Консультация для родителей «Адаптация

детей к детскому саду»

Приложения № 5- Анкета для родителей по адаптации

Приложение № 8 - Рекомендации для родителей «Как следует

готовить ребенка к поступлению в детский сад»

Приложение № 9 - Листы адаптации

Приложение № 13 - Игры детей раннего возраста в

адаптационный период

Приложение № 15 - Анкета для родителей

Введение

    С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение, в его

жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей

в течение продолжительного периода времени, новые требования к поведению,

постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много

неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Ребенок должен

приспособиться к новым условиям, то есть, адаптироваться.

    Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую

среду и приспособление к ее условиям. Процесс перехода ребенка из семьи в

дошкольное учреждение сложен как для ребенка, так и для его родителей. Ранее

сформированные стереотипы ребенка подвергаются некоторым изменениям,

возникает необходимость преодоления психологических преград.

    Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего

возраста: из знакомой обстановки он попадает в новые для него условия, что

неизбежно влечет:

- изменение поведенческих реакций ребенка;

- расстройство аппетита и сна.

Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего

возраста в период адаптации, выявили:

- у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма,

сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций

и другими клиническими проявлениями;

- отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые

выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей

заторможенности, негативизма;

- социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их

полного исчезновения;

- дети теряют часть приобретенных ранее навыков;

- снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна;

- происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.

Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от состояния

здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей.

Трудности адаптации, их причины изучались отечественными и зарубежными

учеными.

Интерес к проблеме адаптации (а вместе с тем и понимание ее социального

значения) возник в конце 40х – начале 50х годов. Впервые на ее важность в нашей

стране указала Н.М. Аксарина. Касаясь этой темы, она приводила пример:

«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает

дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей.

Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется».

Е.И. Морозова отмечала, что можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Многочисленные исследования как зарубежных, так и отечественных ученых (Э. Торндайк, В. Штерн, Н.Д. Ватутина, Е.В. Соловьева, М.И. Лисина и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации (Д.Б. Эльконин) в основном зависит от того, как взрослые смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. А от этого напрямую зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Т.В. Костяк уделяет внимание особенностям психологической адаптации

детей раннего возраста к детскому саду, а также факторам психологического

благополучия ребенка и основным закономерностям его психического развития в

дошкольном возрасте.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку

психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно

осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их

полноценного развития.

Приходит время. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать

малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной

стороны, ребенку необходимо общество сверстников, с другой - настораживают

советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы,

подождать, пока малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные

разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Одной из

актуальных задач, стоящих сегодня перед детским садом, является организация

работы с семьей.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых

сложных в жизни малыша. Все ахают, охают, причитают. Волнуются за него, но не

более того! И вот, без всякой предварительной подготовки, его приводят в детский

сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых, в новой для него обстановке.

Попробуем посмотреть на все случившееся глазами ребенка. В его жизни ничего

подобного не было, он ничего не может понять и осознать. Его страшит внезапность

происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связь с родными

неожиданно прервана, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке трудно

ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения и ребенок начинает

активно обороняться всеми доступными средствами. Он горько рыдает, бунтует,

отказывается от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама.

Родители поражаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого

малыша.

Стойкий отрицательный настрой, отчаяние, обида на протяжении нескольких

часов в день, настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Попытки

воспитателей хоть как – то успокоить его, вызывают испуг. Ребенок настолько

взбудоражен, что, придя домой, не может успокоиться, не отпускает от себя мать,

плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же

проходят и второй, и третий день. Организм малыша не выдерживает нервных

нагрузок: у него поднимается температура, он может заболеть.

Страдает малыш, вместе с ним страдают взрослые, нелегко и мне видеть

переживания крохотного человечка.

Как снять эту стихийную стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого

потребуются усилия всех взрослых, окружающих ребенка. Дошкольному

учреждению прийти на помощь: проводить консультации для родителей о режиме в

детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании ребенка,

навыках, которые необходимо формировать у детей, знакомить с примерным меню

детского учреждения. Родителям необходимо прислушаться к советам

специалистов.

Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу

у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу

кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с

родителями, привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к

новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее

развитие малыша и благополучное существование его в детском саду и в семье. И

поэтому, так актуальна на сегодняшний день проблема адаптации ребенка к

детскому саду.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к

одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей.

Поэтому, я поставила для себя ЦЕЛЬ:

создание условий для безболезненного привыкания ребенка к детскому саду.

 Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не

только детям, но и их родителям.

Для реализации цели своей работы мною были поставлены ЗАДАЧИ:

  • Познакомить родителей с особенностями привыкания детей и условиями

режима в детском саду.

  • Создать эмоционально благоприятные условия для легкой адаптации детей

к ДОУ.

  • Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду,

сверстникам.

Гипотеза: социально-психологического сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада будет эффективнее если:

1. Будет проводиться необходимая работа с родителями;

2. В детских садах будут проводиться образовательно-воспитательные мероприятия с детьми специалистами по проблеме адаптации (экскурсии по детскому саду, показ группы, знакомство с воспитателями);

3. Проведение диагностики специалистами вновь поступивших детей;

4. Мониторинг адаптации детей к МДОУ

Решение задач невозможно без соблюдения следующих дидактических

ПРИНЦИПОВ:

Они связаны между собой и определяют единство воспитания и развития ребенка.

Принцип наглядности. Имеет особенно важное значение в обучении младших

дошкольников, потому, что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Любое познание начинается с чувственного восприятия. Объяснения воспитателя подкрепляются показом наглядного дидактического материала, использование которого всецело зависит от хода развертывающейся поисковой деятельности ребенка, его поведения.

Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим надо основательно подумать. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и дифференцировать знания, а так же приемы педагогического воздействия.

Принцип систематичности и последовательности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса. Материал  дается так, чтобы новые знания опирались на ранее полученные и обеспечивалось постепенное усложнение от занятия к занятию, т.е. связь последующего материала с предшествующим, что способствует уточнению и упрочению знаний.

Принцип доступности. Этот принцип имеет место не только во время НОД, но и в повседневной деятельности, так как вся образовательная деятельность даётся в доступной форме, чаще в игровой. От близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Принцип поэтапности. Заключается в том, что смена этапов НОД обусловлена постепенностью освоения, отработки навыков, умений. Это даёт возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

Предпосылкой успеха является создание УСЛОВИЙ РАБОТЫ:

1. Я занялась самообразованием

Чтобы ответить на вопрос, почему так разумно ведут себя дети в новых

условиях, я обратилась к изученным в психологии знаниям об особенностях

психического развития детей раннего возраста. Но поскольку развитие – процесс

преемственный, можно вспомнить тот этап, который предшествовал раннему

возрасту, первые месяцы и годы жизни ребенка. М.И. Лисиной и ее коллегами

установлена решающая роль общения взрослого с ребенком для его своевременного

и психического развития. Ребенку должно быть обеспечено прохождение через все

генетически обязательные фазы контактов со взрослыми.

В первом полугодии полноценное эмоциональное общение со взрослыми –

лично ему адресованное доброжелательное внимание, ласка и нежность. Это влечет

за собой возникновение аффективно-личностных связей со взрослым, привязанность

к нему, доверчивую восприимчивость к его воздействиям и отношению. А это в

свою очередь, основа познавательного развития ребенка, становления его личности:

открытости окружающему миру или отгороженности от него.

Со второго полугодия жизни, возникает деловое сотрудничество ребенка со

взрослыми, связанное с овладением ими предметной деятельностью. Взрослый

теперь становится не только источником тепла, но и партнером сначала по

совместным действиям с предметами, а потом и по игре. В ходе контакта взрослого

с ребенком появляется новое звено - предмет, который отвлекает малыша от того, с

кем он общается. Конечно, ребенок предпочтет игру с близким человеком, чем с

незнакомцем. Но если он сможет налаживать деловые контакты с людьми, то

быстро привыкнет к чужому, включая его в новые деловые отношения, не

требующие эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим,

т.к. это залог успешного вхождения детей в контакт с другими людьми.

Изучив работу М.И. Лисиной, я выявила четкую закономерность: развитие

предметной деятельности у ребенка напрямую связано с его привыканием к

детскому саду. Наиболее легко она протекает у детей, которые умели длительно,

разнообразно действовать с игрушками. Впервые попав в ясельную группу, они

быстро откликались на мое предложение поиграть, с интересом исследовали новые

игрушки. В то же время, наблюдая за детьми, у которых навыки предметной

деятельности сформированы на уровне манипуляций с игрушками, я выяснила, что

они не могли сосредоточиться на игре, у них отсутствовала инициатива в выборе

игрушек, не могли наладить деловых контактов со взрослыми. Для себя ставила

задачу - научить ребенка действовать совместно (что играть друг с другом гораздо

интереснее, чем одному). Я старалась поощрять любые успехи малыша, не подавляя

его инициативы.

Итак, высокий уровень развития предметной деятельности способствует более

быстрому развитию умения налаживать деловые контакты со взрослыми. Отсюда,

благополучное эмоциональное состояние во время пребывания в детском саду и, как

следствие – легкая адаптация.

Одним из определяющих условий мягкой адаптации малышей является

предметно - развивающая среда, которая соответствует требованиям ФГОС. Она

обеспечивает гармоничное развитие ребенка, создает эмоционально-положительную

атмосферу в группе, помогает устраивать и проводить образовательную

деятельность, приучает детей к самостоятельным играм с постоянно

усложняющимся содержанием.

Игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и

оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, ванночки для купания

кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором кухонной

игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. Игрушки должны быть

эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять

им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем

мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят

игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть свое место в

группе. И, что немаловажно, эти игрушки должны соответствовать нормам

СанПиНа, легко мыться.

Игрушки располагают большими возможностями для ознакомления детей с

разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень

важно для сенсорного развития малыша. С одной стороны, сенсорное воспитание

составляет фундамент общего умственного развития малыша; с другой стороны

сенсорное воспитание имеет самостоятельное значение, так как полноценное

восприятие необходимо детям, как для познания окружающей действительности,

так и для многих видов трудовой и творческой деятельности.

Развивающая среда («мягкие» рамки, «Веселый зонтик», «Волшебный мостик», игры-забавы, игры с песком и водой, театрализованная деятельность, домик-теремок, расстегайчики, шнуровки, воздушные шары, мыльные пузыри).

ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ

УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К

УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА Я

СЧИТАЮ ДОМАШНЮЮ ПОДГОТОВКУ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Вопрос о том, как подготовить ребенка к детскому саду, волнует многих

родителей слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с проблемой

адаптации.

Как следствие этого, малыш отказывается идти в детский сад, хотя до его

посещения неоднократно выражал желание пойти «к детям», справлялся, когда же

это будет, и сам просил, чтобы его поскорее отвели «в садик». Родители

недоумевают. Им кажется, что они подготовили ребенка: много рассказывали о

детском саде, наблюдали вместе с ним, как дети играют на участке. И вот, держа

свою руку в маминой, он выражает желание идти в детский сад, а когда его и в

самом деле приводят, плачет, не хочет оставаться без мамы.

Родители, как правило, винят детский сад, не предполагая, что причина в их

педагогической неосведомленности, незнании о том, как правильно подготовить

детей к поступлению в детский сад. Рассказы и наблюдения это лишь внешняя

сторона подготовки ребенка.

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого

необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к

режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Ни

в коем случае нельзя перегревать, широко использовать для закаливания свежий

воздух, воду. Взять за правило, гулять с ребенком в любую погоду (исключая

сильные морозы и проливные дожди) по несколько часов в день. Физкультурные

упражнения, достаточная двигательная активность – все это будет способствовать

укреплению здоровья, предохранит от простудных заболеваний, снизит их

вероятность в адаптационный период.

Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует

начинать за 1 – 2 месяца до приема в группу. Задачи этого этапа – сформировать

такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти

в новые для него условия жизни. В первую очередь, необходимо привести в

соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дня в детском саду. Времени

для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому

его выполнению. Когда малыш придет в группу, он, так же как и дети, охотно сядет

за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в

отдыхе в часы сна всей группы.

В процессе подготовительного этапа нужно уделить внимание рациону

питания, приучить его есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки,

рыбные котлеты и т.д. В детском саду он не будет отказываться от пищи, а значит,

не останется голодным. Для хорошего самочувствия значимы и такие моменты, как

способы кормления и укладывания спать. Использую художественное слово

«Просто объедение» во время приема пищи в утренние часы. Чтобы дети хорошо

кушали, провожу «съедобные игры», например, украшаю кашу ягодками –

получается солнышко («улыбающееся лицо»). Каждому ребенку такое

 «улыбающееся лицо» очень нравится и они с аппетитом кушают кашу.

Я не смогу уделить каждому из новеньких внимание, кормить сидя на руках у

меня или укладывать спать с укачиванием. От этого страдают все: и новенькие, и

дети всей группы. Поэтому, все коррекции следует привести в домашних условиях,

делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от

переутомления.

В это же время следует обратить внимание на формирование навыков

самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться, не будет

чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно

скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками,

поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту

отрицательных эмоций.

Во время занятий в группе, на первом его этапе, происходит наше знакомство с родителями будущих воспитанников и самими воспитанниками. Цель данных занятий состоит в том, чтобы родители подготовили детей к менее болезненному привыканию к новым условиям жизни малыша и подготовились сами. Опытные педагоги, психолог, медицинский работник оказывают квалифицированную консультативную помощь родителям по проблеме адаптации детей к детскому саду, дают советы и рекомендации для преодоления возникающих трудностей. На занятиях «Светлячка» я выступаю с консультациями для родителей по различным темам, главной из которых является «Ваш ребенок поступает в детский сад» играю вместе с детьми.

В это же время происходит первое знакомство родителей, детей и воспитателей. Первичное знакомство с родителями малышей проводится в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях. Я внимательно изучаю анкеты и беседую с родителями. Ведь именно в этот период родители должны узнать главные задачи адаптационного периода, о его стрессовом влиянии на ребенка, о возможных нарушениях.

Родителям следует подробно и откровенно рассказать о сложившихся  привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют. Воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. На основе этих данных, с учетом индивидуальных особенностей ребенка определяю степень его субъективной готовности к поступлению в детский сад и даю родителям рекомендации. Да и самому ребенку это пойдет на пользу. Если он вдруг вспомнит о маме, я смогу предложить ему любимую игрушку, зная, чем его можно отвлечь, успокоить. Опора на знакомое помогает отвлечься, обрести спокойствие.

Для родителей провожу экскурсию по групповым помещениям, подробнее

знакомлю с условиями и режимом группы. Показываю, где спят дети, играют,

умываются, какие есть игрушки, пособия, детские книжки. Выясняю, какими

игрушками ребенок играет дома.

Для родителей была представлена выставка фотоматериалов о жизни детского

сада, предложена методическая литература.

Занятия с родителями показали – появился живой интерес воспитания детей

раннего возраста. Родители прислушивались к советам и рекомендациям

специалистов детского сада. Проанализировав работу по адаптации детей можно

сделать вывод, что занятия в группе «Светлячок» проходят с пользой для родителей.

Я практикую различные формы работы с семьей:

1. Общение с детьми в группе.

2. Анкетирование

3. Рекомендации родителям

4. Консультации

5. Беседы

6. Родительские собрания

7. Папки-передвижки

В работе с родителями недопустим формализм и совершенно необходим

дифференцированный индивидуальный подход к каждой семье, к каждому ее члену.

В нашем детском саду установление первых контактов с родителями происходит до

первого дня прибытия ребенка. Я приглашаю родителей с детьми посетить ДОУ и

предоставляю им информацию о деятельности детского сада, о приоритетном

направлении. На стендах размещена краткая, но важная информация

характеризующая ДОУ: дипломы, грамоты и другие сведения о достижениях детей

и педагогического коллектива. Родители имеют возможность познакомиться с

творческим достижением взрослых и детей: организуются выставки детского

творчества, совместного творчества детей и родителей, творчества педагогов.

Беседа - это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходит в атмосфере доброжелательности, позволяет мне увидеть успехи и затруднения родителей в семейном воспитании.

Если беседа возникла стихийно и я не могу уделить родителям необходимое внимание, он договариваемся о специальной встрече с родителями в удобное для них время. На эту беседу могу пригласить и других родителей, для которых тема беседы является актуальной. Если инициатором беседы стала я, то заранее продумываю, с чего начну ее, какие вопросы задам родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемого вопроса.

Консультации - одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей я стремлюсь дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

 «Развивающие игры-занятия с детьми от 3-х до 4 лет», «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в дошкольном учреждении».

Родители поняли важность сенсорного воспитания в раннем возрасте и проявили активность и участие в  пополнении развивающей среды.

Таким образом, необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателя, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Формы работы с детьми во время адаптации:

Режим дня и рацион питания

Одним их факторов, по моему мнению, который очень важен для процесса

привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят,

гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня в детском саду.

Несовпадение режима дня дома и в детском саду отрицательно влияет на состояние

ребенка: он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное

значение для состояния здоровья и уравновешенного поведения ребенка. Привычка

к соблюдению режима дня помогает быстрее освоиться при поступлении в детский

сад, облегчает привыкание к новым условиям.

Если родители не выдерживают режим дома, если у ребенка сформировались

отрицательные привычки, то не следует сразу менять режим, методику кормления и

методику укладывания. Ребенок не сможет справиться с одновременной ломкой

всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние, снизит возможность

адаптации, приведет к заболеванию.

Отдельно хочу остановиться на рационе питания. Он должен быть

разнообразным. Много недоразумений возникает, когда дома ребенка кормят

однообразной пищей, избирательно, предлагают только «любимые» блюда.

Маленькие дети нередко бывают приучены только к манной каше, а овощные

блюда, которые готовят в детском саду, отказываются есть или едят только

измельченную пищу. Некоторые дети не приучены есть обед из нескольких блюд. Я

рекомендую родителям ознакомиться с меню детского сада и готовить ребенку дома

подобные блюда. Тогда, придя в детский сад, он получит привычную пищу, что

также облегчит его привыкание.

1.Индивидуальная работа

На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы,

ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных

процессов возбуждения и торможения. В своей работе я отмечаю, что дети, у

которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются

спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как

спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные

процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых

условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно быстро и легко.

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение

к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят

играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются,

постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то дугой.

Длительных игр они не развертывают, предпочтения отдают шумным. Обращаться с

такими детьми я стараюсь ровно и спокойно, не допускаю перевозбуждения

нервной системы.

Дети со спокойным, несколько медлительным поведением, очень не активно

выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако

свойственная им заторможенность в этот период увеличивается. Такие дети

предпочитают играть подальше от других детей, боятся их приближения.

Я стараюсь помочь этим детям освоиться в новой обстановке.

Настойчиво и спокойно учу их действиям с предметами, игрушками,

терпеливо закрепляю приобретенные и формирую новые навыки. К общению со

сверстниками в это время не привлекаю таких детей, так как считаю, что им

необходимо время, чтобы привыкнуть к новой обстановке.

Особого внимания, по моему мнению, требуют дети со слабым типом нервной

системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни,

воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях,

хотя бурно свои чувства они могут и не выражать. Все новое пугает их и дается с

большим трудом. В таких случаях большая ответственность во время адаптации

ложится не только на меня, но и на близких ребенку людей. В это время я стараюсь

постоянно подбадривать и поощрять ребенка, помогаю им в освоении нового.

Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и

состояние здоровья ребенка. Ослабленный, болезненный ребенок может быть

капризным, раздражительным или, наоборот, вялым, быстро утомляемым.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям, они

чаще заболевают, труднее переносят разлуку с близкими. Случается, что ребенок не

плачет, не выражает внешне своих негативных эмоций. Его состояние должно

беспокоить не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

2.Совместная деятельность

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет

то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические

навыки и привычки, навыки самообслуживания. Во время бесед с

родителями выясняется, что не во всех семьях уделяется достаточное внимание

формированию указанных привычек и навыков. Нередко дети, приходя в детский

сад, не умеют есть самостоятельно, не просятся на горшок, не умеют одеваться и

раздеваться, пользоваться носовым платком и т.д.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит

индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду

отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в

новой обстановке – плачет, не знает, где взять игрушку – плачет, не привык спать

без укачивания – плачет, привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а ему

завязали сзади – плачет. Поэтому, стараюсь, как можно быстрее узнать привычки

ребенка и считаться с ними.

Дети в семье привыкли к индивидуальному обращению. Именно поэтому они

не воспринимают указания: «Идите умываться» или «Давайте играть вместе». Если

даже обратиться непосредственно к ребенку: «Саша, иди мой руки», он не всегда

выполнит указание, т.к. не знает, как и где это сделать. Здесь я сначала показываю

ребенку, где и как сделать что-либо, упражняю его в действии в новых условиях, а

затем только давать указания.

Я всегда помню, что воспитание навыков и привычек требует терпения и

настойчивости. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или

иной привычки, потому что такое требование не в состоянии выполнить. Поэтому, в

первое время приходится мириться с некоторыми даже нежелательными

привычками. Если, например, ребенок привык засыпать с соской, временно эта

привычка сохраняется.

3.Самостоятельная деятельность

Следует отметить, что игровую и природную среду в группе насыщаю

постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и

пробудить интерес ребенка и родителей, а также вызвать у ребенка удивление,

радость ожидания новой встречи с детским садом. Кроме того, родители получают

опыт в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях, которая

зачастую носит стихийный характер. Большой интерес у детей вызывают различные

 «расстегайчики» (грибочки, рыбки, паровозики, бабочки, цветочки) и «шнуровки»

(паровозики, вагончики, сапожки, туфельки, сарафанчики), которые развивают у

детей мелкую моторику. Детей они привлекают яркостью и новизной, а родители

приобретают опыт изготовления данных игрушек в домашних условиях.

Большое значение уделяю подбору игрушек. Они сделаны из гигиеничного

материала, яркие, красивые, что способствует созданию положительного

эмоционального фона. А, кроме того, пирамидки, вкладыши, мозаика, матрешки, в

процессе действий с ними, развивают у детей умственные способности.

Существуют разные степени сложности адаптационного периода:

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10 -15 дней, при этом

ребенок прибавляет весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще

обычного;

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при

этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание

длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет

уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое

истощение организма.

Родителям необходимо знать, что ранний возраст – это особый период

становления организма и систем формирования их функций. Поэтому для данного

возраста характерен ряд особенностей:

1. Быстрый темп развития и неравномерность. Периоды медленного

накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с

овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи,

началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-

действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В

критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности,

эмоциональные расстройства.

2. Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений.

Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание)

может произойти утеря навыков.

3. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и

нервно-психического развития детей.

4. Повышенная эмоциональность.

Работая над темой «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского

сада» я использовала различные методы:

1. Словесные

Словесный метод обращен к познанию ребенка, помогает осмыслить поставленную задачу и сознательно выполнить задание, используется в тесной связи с наглядным методом. Ребенок, который понимает мои объяснения, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт со мной и детьми, чувствует себя лучше, адаптируется легче, чем ребенок, не владеющий речью. Во время бесед с родителями, обращаю внимание на то, как необходимо развивать у ребенка умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном.

2. Наглядные

 Наглядный метод обеспечивает яркость восприятия, что связано с особенностями детского мышления.

3. Игровые 

Игровой метод занимает большое место в играх с дидактическими игрушками: башенками, матрешками, цветными шарами, вкладышами. В них дети приобретают практический чувственный опыт различения величины, цвета, формы, учатся обозначать эти качества словом.

В течение 1 – 2 недель адаптации ребенка я внимательно слежу за его

самочувствием. С этой целью мной ведется «Лист адаптации». В нем отражается

динамика изменения поведения, характер сна, аппетита, общения малыша со

взрослыми и сверстниками, игровая деятельность (приложение № 9). Я учитываю

то, что в процессе привыкания, в первую очередь нормализуется настроение,

самочувствие ребенка, а затем – аппетит, в последнюю очередь – сон. Проявления

детей индивидуальны, поэтому, чтобы не нарушать длительность и характер сна

каждого из адаптирующихся детей, некоторым детям предлагаю пообедать в группе,

а к дневному сну возвращаться домой.

На 2-3 неделе ребенок может остаться на дневной сон. Я заранее настраиваю

ребенка на то, что его «ждет» кроватка, предлагаю принести из дома мягкую

игрушку, чтобы она «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее

ляжет спать, хотя, возможно и поставит свои условия: «Я спать не буду, только

полежу». Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому я помогаю ребенку

раздеться, укладываю его, укрываю одеялом, присаживаюсь рядом. Чтобы ребенок

успокоился и быстрее уснул, использую «сонные игрушки» (мягкие игрушки,

которые стоят на полочке в спальне, и хотят в тихий час поспать вместе с детьми).

Также использую фотографии мам. Для этого сшила мягкие рамки для фотографий,

которые кладу под подушку. Дети просыпаются, видят фотографию мамы,

разговаривают с ней и не плачут. Подъем провожу так, чтобы малыш почувствовал

заботу, ласку и доброту. Подхожу к ребенку, порадуюсь вместе с ним, что он

проснулся, помогаю ему окончательно проснуться. Важно показать ребенку, что его

пробуждение встречено с радостью.

Готовлю подборку специальных игр, которые помогают ребенку справиться с

напряженной стрессовой ситуацией в период привыкания: разнообразные игры с

песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период

адаптации главным их значением является успокаивающее и расслабляющее

действие. Лучшее лекарство от стресса – смех. Поэтому, в своей работе использую

различные игры-забавы, говорящих кукол, театрализованную деятельность.

Для этого в группе есть пальчиковые, настольные и кукольные театры (с

использованием персонажей из самых знакомых детям сказок «Колобок», «Репка»,

«Курочка Ряба», «Теремок»). С этой же целью использую игры с воздушными

шарами, мыльными пузырями. В создании положительного эмоционального фона

мне помогают пособия: «Веселый зонтик» и «Волшебный обруч». Если ребенку

захочется отдохнуть от коллектива сверстников и побыть одному, продумываю

место для уединения. Для этого в группе есть чудесный домик «Теремок». Я

предлагаю ребенку побыть в нем, тем самым снимаю напряжение у малыша,

предотвращая негативные проявления. В группе имеется большой подбор игрушек

(куклы, машины, детские коляски, горка, качели), которые помогают детям

справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Все игрушки

размещены так, чтобы ребенок мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

Как много бытовых проблем окружает ребенка в детском саду! Он может

забыть, где его шкафчик, побояться идти один в туалет, устать работать ложкой.

Привыкнув дома к заботливым рукам мамы, малыш чувствует себя спокойно, но

первые же трудности, с которыми он сталкивается в группе, лишают его

уверенности и душевного комфорта. В новых условиях, даже те ребята, которые

сами ели, одевались, пользовались горшком, часто просят кормить их, одевать. Я

считаю, что никогда не следует отказывать ребенку в помощи. Если он будет

спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет сделать сам все,

что умеет.

Я взяла себе за правило, приходить на работу только с хорошим настроением,

т.к. от этого зависит настроение детей. Ведь на какое – то время я заменяю ребенку

маму, поэтому, как у мамы, у меня должны быть ласковые глаза и добрые руки.

Хорошее настроение поддерживает в течение всего дня спокойную обстановку, и

помогает почувствовать ребенку, что его здесь любят и ждут.

В первые дни пребывания детей в детском саду, все режимные моменты

провожу не спеша, с использованием художественного слова. Песенки, потешки,

прибаутки помогают, когда успокаиваю малыша, во время утренней гимнастики,

умывания, кормления, одевания, укладывания спать .Не предъявляю к детям непосильных для них требований. Обязательным считаю применение принципа постепенности. Поэтому, на первом этапе работы с детьми, зная их особенности, не тороплю их, чтобы каждый тратил столько времени на прием пищи, одевание, умывание, сколько ему требуется.

В период адаптации ежедневно провожу подвижные («Солнышко и дождик»,

«Зайка серенький сидит», «Мы топаем ногами» и др.) и хороводные игры

(«Пузырь», «Каравай» «Заинька, топни ножкой» и др.), в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Эти игры помогают сблизить детей. Для маленьких детей важна возможность приятного контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры стараюсь обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт со мной. Игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются в них и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А мне эти занятия помогают завоевать симпатии детей и их доверие. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс. Как показывает практика, очень скоро все малыши, без исключения, с интересом занимаются на этих занятиях.

Для родителей в этот период провожу анкетирование, способствующее

выявлению мнений по течению адаптации. По каждому конкретному ребенку

провожу индивидуальное консультирование, направленные беседы, которые

позволяют родителям корректировать свое поведение .

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест,

быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со

сверстниками, активно проявляет любознательность ко всему окружающему,

возникает привязанность ко мне. Длительность адаптации зависит также от уровня

развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком

общительным и самостоятельным, то в группе быстро устанавливает контакт со

мной, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не

чувствует себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития

привыкает, обычно, в течение 10-12 дней.

Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не

может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при

укладывании спать, а в новых для него условиях, ребенок не отходит от мамы, тут

же начинает плакать, если не видит ее, то период адаптации такого ребенка может

растянуться до месяца.

Малыш, который дома находился на попечении всех родных по очереди,

который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту, в условиях детского

сада требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых.

Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним.

Фактически он переходит из рук в руки от мамы ко мне и наоборот. Даже в таких

условиях заботливого предупредительного отношения со стороны взрослых, малыш

может заболеть, так как постоянно насторожен, угнетен. Все свое внимание он

направляет только на меня, следит за моим настроением, малейшими нюансами

отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а то и дольше.

Во время адаптационного периода мною, вместе с психологом проводится

наблюдение за привыканием детей к условиям детского сада. С этой целью ведется

«Лист адаптации», в котором фиксирую особенности поведения и самочувствия

малыша. Здесь прослеживается течение всех факторов влияющих на привыкание

ребенка к детскому саду: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние,

адекватность поведения, характер общения со сверстниками и взрослыми, игра,

заболевания ребенка. После завершения адаптации он сдается медицинской сестре и

вклеивается в индивидуальные медицинские карты развития ребенка. Ведь характер

адаптации является основным критерием оценки состояния психического развития.

После окончания адаптационного периода провела анкетирование родителей,

которое показало, что они довольны привыканием к новым условиям жизни ребенка. В дальнейшем родители помогают мне в изготовлении пособий, дидактических материалов для игр и занятий.

Мониторинг адаптационного уровня детей за последний год показал эффективность проведенной работы. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Ребёнок с тяжелой степенью адаптации за последний год не встретился.

Анализ работы показал, что с началом занятий в адаптационной группе «Солнышко», привыкание детей к детскому саду стало менее болезненным. Благодаря созданию положительной эмоциональной обстановки в группе, учитывая индивидуальные особенности детей, уделяя особое внимание подбору специальных игр и игрушек – все это я использую для снижения эмоциональной напряженности у детей.

Выработка единого подхода и требований к воспитанию ребенка, согласованность

воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие безболезненной адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация в детском саду всегда была и остается психологически

наиболее сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей, так и

воспитателей. Период адаптации для меня, как воспитателя, когда в группу

приходит много новичков, является большим испытанием. В это время

особенно важно заложить основы благожелательных отношений между

детьми в группе, создать атмосферу эмоционального комфорта для каждого

ребенка.

В настоящее время накоплен большой опыт организации приема детей

в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями,

внедряется одинаковый режим дня в детском саду и дома. Однако, для того,

чтобы по настоящему управлять поведением ребенка (а не только направлять

его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система

работы, построенная на знании возрастных особенностей развития,

определяющих поведение ребенка в процессе привыкания его к условиям

общественного воспитания.

Но все же родителям рекомендую не бояться трудностей

адаптационного периода. Для этого необходимо заранее готовить ребенка к

детскому саду и таким образом, можно будет избежать неприятностей.

Подготовка ребенка к поступлению в детский сад включает:

  • Укрепление здоровья.
  • Формирование опыта и навыков общения с взрослыми и сверстниками.
  • Приучение к режиму дня.
  • Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.
  • Формирование навыков самообслуживания, культурно- гигиенических навыков и привычек.
  • Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование

воздействий на него дома и в дошкольном учреждении – важнейшее условие,

облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания

детей проходит успешно. Степень адаптации, легкая и средняя. В течение последних лет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

В дальнейшем планирую совершенствовать работу в этом направлении, тем самым, способствуя более быстрому и безболезненному привыканию детей к детскому саду.

 


Список использованных источников

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
  2. Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад» М., «Просвещение», 1983 г.
  3. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет», Ярославль, «Академия Холдинг» 2002 г.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А. «Адаптационные группы в детском саду», М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
  5. Кирюхина Н.В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ», М., 2005 г.
  6. Лисина М.И. «Влияние общения со взрослым на психическое здоровье ребенка», «Дошкольное воспитание», № 8, 1982 г.
  7. Севостьянова Е.О.«Дружная семейка», М., ТЦ «Сфера», 2007 г.
  8. Соловьева Е.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада», «Дошкольное воспитание», № 8, 1993 г.
  9. Теплюк С.М. «Как подготовить малыша к детскому саду», «Дошкольное
  10. воспитание», № 8, 1991 г.
  11. Тонкова – Ямпольская Р.В. «Основы медицинских знаний», М., «Просвещение», 1986 г.
  12. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, «Радуга». «Примерная основная образовательная программа дошкольного
  13. образования». М. Просвещение, 2014г.

Приложение

Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка

к дошкольному образовательному учреждению

Уважаемые родители!

Как известно, начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения является сложным периодом, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того чтобы определить насколько комфортно чувствует себя ваш ребенок в детском саду, просим ответить на следующие вопросы.

1. Укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка _____________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Посещал ли ваш ребенок до этого группу кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка? ________________________________________________________________

3. Сколько времени ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу? ___________________

__________________________________________________________________________________

4. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?

  • да;
  • нет;
  • скорее нет, чем да.

5. С каким настроением ребенок идет в дошкольное образовательное учреждение?

  • с хорошим;
  • со слезами;
  • по-разному;
  • отказывается идти в дошкольное образовательное учреждение.

6. Нравятся ли ребенку воспитатели группы, которую он посещает?

  • да;
  • не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями;
  • скорее да, чем нет.

7. Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями?

  • да, легче идет на контакт только с одним воспитателем;
  • нет, общается с обоими воспитателями группы одинаково легко,
  • нет, общается одинаково трудно.

8. Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям?

  • повышенную подвижность;
  • стеснительность;
  • обидчивость;
  • упрямство;
  • двуязычие;
  • затрудняюсь ответить.

9. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения дошкольного образовательного учреждения?

  • стал более самостоятельным, организованным;
  • стал более общительным;
  • стал скованным;
  • чаще плачет, капризничает;
  • ничего не изменилось.

10. Придерживаетесь ли вы дома режима дня, организованного в дошкольном образовательном учреждении?

  • да;
  • нет;
  • периодически.

11. На ваш взгляд, ваш ребенок адаптировался к новым условиям в дошкольном образовательном учреждении?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

12. Консультации каких специалистов вы хотели бы получить с целью повышения уровня психологического комфорта ребенка в дошкольном образовательном учреждении?

  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • социальный педагог;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • медицинская сестра;
  • другой специалист ______________________________________________________________ .

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

  1. Ребенок:

Ф.И.__________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

  1. Мать:

Ф.И.О.__________________________________________________________

Год рождения____________________________________________________

Образование, специальность, место работы_______________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Отец:

Ф.И.О.____________________________________________________

Год рождения_________________________________________________

Образование, специальность, место работы________________________________________________

_______________________________________________________

  1. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_________________________________________

______________________________________________________

  1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними____________________________________________
  1. К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________

_________________________________________________________

  1. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

__________________________________________________________

  1. Основные виды игр и занятий дома______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

     9.  Какие игрушки любит, кто их убирает______________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

— с детьми своего возраста  да  нет

— с детьми старшего возраста  да  нет

— с незнакомыми взрослыми  да  нет

— с родными  да  нет

11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

— спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

12.  Что умеет делать ребенок самостоятельно_________________________________________

_______________________________________________________

  1. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)___________________________________________
  2. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

  1. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

                                                                Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики рук".

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев”.В.А.Сухомлинский.       Я работаю воспитателем логопедической группы. В логопедическую группу пос...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка».

Обобщение педагогического опыта работы по теме:«Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка»....

Приказ об утверждении итогов педагогического совета №3 от 17.03.2022г. (обобщение педагогического опыта работы)

Приказ об обобщении педагогического опыта на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса через лексические игры детей подготовительной группы с ФФНР»...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники работы по аппликации с детьми раннего возраста».

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.Ка...