Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка».
статья
Обобщение
педагогического опыта работы по теме:
«Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_ped_opyta.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение
педагогического опыта работы по теме:
«Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы. Необходимой задачей педагога в условиях реализации ФГОС ДО является создание такой благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями получает возможность проявить свои способности.
Работая с детьми младшего возраста столкнулась с такой проблемой, как слабое развитие кистей рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук. У таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Вследствие этого, дети неловко держат ложку, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, поиграть с пазлами. В более старшем возрасте точные движения кистью и пальцами рук просто необходимы для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Я задала себе вопрос: «Какие альтернативные методы в своей работе я могу использовать, чтобы решить эти проблемы»? Изучая нетрадиционный приём рисования, меня заинтересовал метод капельного рисования, который разработала педагог-психолог Алла Фазлетдинова. Позже этому методу был дан термин «каплетерапия». Термин ввела психолог Анна Кулик.
В чём же его новизна? Возможности рисования красками не ограничиваются только кисточками. Это интересная и полезная для развития детей методика рисования цветными каплями, создание детьми художественных шедевров с помощью пипеток и окрашенной красками воды. Цветные краски привлекают внимание ребенка, повышают эмоциональный настрой, делают занятие ярче. А необходимость действовать точно и аккуратно способствует развитию концентрации внимания и координации движений. Во время занятий «каплетерапией» даже самые непоседливые дети увлечены и сосредоточены на выполняемой работе. Она достаточно универсальная и может применяться в работе с детьми в возрасте от 3 до 8 лет. Отличительной особенностью каплетерапии является возможность исправить рисунок в любой момент, втянув капельку назад в пипетку или при помощи губки. Ребёнок может совершенствовать свой рисунок до тех пор, пока не будет удовлетворён его видом, что положительно влияет на его самооценку.
Чем же полезна каплетерапия?
- Работа с разными цветами привлекает внимание ребёнка, делает занятие ярким и интересным.
- Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации внимания и их движения становятся всё более координированными.
- Каплетерапия позволяет детям развивать мелкую моторику рук.
- Занятия каплетерапией можно использовать в качестве арт-терапевтической техники. Они способствуют выражению ребёнком своих проблем и переживаний, когда не получается «выговориться». Ребёнку гораздо легче проявить себя, описать свою проблему любым видом художественного творчества, чем словами.
- Каплетерапия развивает у ребёнка творческое воображение.
Поэтому, выбранная мною тема опыта работы «Каплетерапия - как альтернативный метод развития мелкой моторики рук дошкольников».
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и навыков коммуникативного взаимодействия.
Задачи:
- Способствовать формированию произвольности и самоконтроля поведения;
- Создание условий для развития устойчивости внимания;
- Научить дошкольников рисовать каплями с помощью пипетки;
- Способствовать развитию мелкой моторики, творческих способностей детей;
- Содействовать созданию положительного эмоционального фона и формированию чувства уверенности.
Основной принцип работы заключается в следующем: ребёнок набирает пипеткой цветную воду и рисует капельками на пластиковой доске или бумаге.
Итогом совместных с детьми усилий стало тематическое планирование «Приключение Капельки». В неё вошли 10 занятий, главный герой которых – Клякса.
Работа с детьми представлена в виде занятий. Занятия строятся в доступной и интересной для детей игровой форме. В начале, показываю ребенку, как пользоваться пипеткой и делать капельки, кляксы. Вместе с ребёнком изучаем цвета капельки и кляксы, размер. На последующих занятиях идёт усложнение работы. Теперь из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса, домик, в котором живет Клякса, траву, цветы, погодные условия (солнце, тучки, дождь). Постепенно ребёнок учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место. Задания постепенно усложняются и ребёнок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. Он активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.
Перед началом занятия необходимо подготовить все нужные материалы:
• стаканы с водой;
• краски разных цветов;
• обычные аптечные пипетки;
• пластиковую белую доску;
• поролоновую губку;
• плотную бумагу;
• фартук;
• клеенку на стол;
• салфетки или тряпочки.
В каждом стаканчике с водой разводится краска определенного цвета. Сама техника рисования каплями проста. Пипеткой набирают небольшое количество цветной воды и на бумаге или доске отдельными каплями изображают предмет. В самом начале взрослый должен показать, как с помощью пипетки делать аккуратную каплю. Начинать лучше с самых простых незатейливых рисунков: кружочков, кляксы, волны. По мере приобретения навыков, рисунки можно усложнять.
Необходимо научить ребенка убирать каплю с помощью губки или переносить ее на новое место с помощью все той же пипетки. Обязательно стоит попробовать совместить капли разных цветов и посмотреть, что будет происходить с цветом. Так ребенок познакомится с переходом цветов из одного в другой. Обязательно стоит попробовать рисовать и на доске, и на бумаге, а потом сравнить результат. Для детей дошкольного возраста мною разработана картотека упражнений для игры с пипеткой.
Работа с родителями. Для родителей подготовлены консультации: «Каплетерапия как средство подготовки руки дошкольника к письму», «Нетрадиционные методы рисования». Организована выставка детских работ.
Работа с коллегами. С целью ознакомления с методом «Каплетерапия» для коллег была проведена консультация «Каплетерапия как средство подготовки руки дошкольника к письму». Так же был проведен мастер класс для педагогов с применением нетрадиционной техники рисования — каплетерапии «Веселая капелька». Консультация «Каплетерапия» опубликована на сайте nsportal.
Вывод. Рисование с помощью разноцветных капель – действительно увлекательное занятие, которое помогает не только расширить горизонт познаний маленького человека, но и сделать ребенка более терпеливым и внимательным к мелочам. Такие занятия помогают подготовить малышей к школе, так как в процессе рисования совершенствуется способность руки к письму. Кроме того, у детей развивается усидчивость, координация движений рук и концентрация внимания. Помимо развития мелкой моторики такое изобразительное искусство помогает ребенку выразить свои впечатления и внутренние переживания. Да и само рисование с помощью пипетки очень увлекает детей, они с восторгом и воодушевлением создают капельные картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему: Использование инновационных методов снятия агрессии в условиях ДОУ
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ СНЯТИЯ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
Сообщение из опыта работы на тему: «Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений»
«Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений» 1 Слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас со своим сообщение из опыта работы темой которой является...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационной технологии ковралинография – «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В. для речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: 1 квалификационной категорииПавлова Ж.В. ...
"Сообщение из опыта работы на тему: «Логоритмика, как метод физического и речевого развития ребенка»
Актуальность:На сегодняшний день проблема здоровья детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной, так как XXI век – век информационных технологий и постиндустриального развития общес...
Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаимодействия для молодых воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаим...