Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка».
статья

Горохова Ольга Валерьевна

Обобщение

педагогического опыта работы по теме:

«Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped_opyta.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение

педагогического опыта работы по теме:

«Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

       Актуальность темы. Необходимой задачей педагога в условиях реализации ФГОС ДО является создание такой благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями получает возможность проявить свои способности.

 Работая с детьми младшего возраста столкнулась с такой проблемой, как слабое развитие кистей рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук. У таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Вследствие этого, дети неловко держат ложку, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, поиграть с пазлами. В более старшем возрасте точные движения кистью и пальцами рук просто необходимы для овладения письмом.  Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Я задала себе вопрос: «Какие альтернативные методы в своей работе я могу использовать, чтобы решить эти проблемы»? Изучая нетрадиционный приём рисования, меня заинтересовал метод капельного рисования, который разработала педагог-психолог Алла Фазлетдинова. Позже этому методу был дан термин «каплетерапия».  Термин ввела психолог Анна Кулик.

 В чём же его новизна? Возможности рисования красками не ограничиваются только кисточками. Это интересная и полезная для развития детей методика рисования цветными каплями, создание детьми художественных шедевров с помощью пипеток и окрашенной красками воды. Цветные краски привлекают внимание ребенка, повышают эмоциональный настрой, делают занятие ярче. А необходимость действовать точно и аккуратно способствует развитию концентрации внимания и координации движений. Во время занятий «каплетерапией» даже самые непоседливые дети увлечены и сосредоточены на выполняемой работе. Она достаточно универсальная и может применяться в работе с детьми в возрасте от 3 до 8 лет. Отличительной особенностью каплетерапии является возможность исправить рисунок в любой момент, втянув капельку назад в пипетку или при помощи губки. Ребёнок может совершенствовать свой рисунок до тех пор, пока не будет удовлетворён его видом, что положительно влияет на его самооценку.

Чем же полезна каплетерапия?

  1. Работа с разными цветами привлекает внимание ребёнка, делает занятие ярким и интересным.
  2. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации внимания и их движения становятся всё более координированными.
  3. Каплетерапия позволяет детям развивать мелкую моторику рук.
  4. Занятия каплетерапией можно использовать в качестве арт-терапевтической техники. Они способствуют выражению ребёнком своих проблем и переживаний, когда не получается «выговориться». Ребёнку гораздо легче проявить себя, описать свою проблему любым видом художественного творчества, чем словами.
  5. Каплетерапия развивает у ребёнка творческое воображение.

Поэтому, выбранная мною тема опыта работы «Каплетерапия - как альтернативный метод развития мелкой моторики рук дошкольников».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и навыков коммуникативного взаимодействия.

Задачи:

  • Способствовать формированию произвольности и самоконтроля поведения;
  • Создание условий для развития устойчивости внимания;
  • Научить дошкольников рисовать каплями с помощью пипетки;
  • Способствовать развитию мелкой моторики, творческих способностей детей;
  • Содействовать созданию положительного эмоционального фона и формированию чувства уверенности.

 Основной принцип работы заключается в следующем: ребёнок набирает пипеткой цветную воду и рисует капельками на пластиковой доске или бумаге.

Итогом совместных с детьми усилий стало тематическое планирование «Приключение Капельки». В неё вошли 10 занятий, главный герой которых – Клякса.

Работа с детьми представлена в виде занятий. Занятия строятся в доступной и интересной для детей игровой форме. В начале, показываю ребенку, как пользоваться пипеткой и делать капельки, кляксы. Вместе с ребёнком изучаем цвета капельки и кляксы, размер. На последующих занятиях идёт усложнение работы. Теперь из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса, домик, в котором живет Клякса, траву, цветы, погодные условия (солнце, тучки, дождь). Постепенно ребёнок учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место. Задания постепенно усложняются и ребёнок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. Он активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.

Перед началом занятия необходимо подготовить все нужные материалы:
         • стаканы с водой;

• краски разных цветов;

• обычные аптечные пипетки;

• пластиковую белую доску;

• поролоновую губку;

• плотную бумагу;

• фартук;

• клеенку на стол;

• салфетки или тряпочки.

В каждом стаканчике с водой разводится краска определенного цвета.          Сама техника рисования каплями проста. Пипеткой набирают небольшое количество цветной воды и на бумаге или доске отдельными каплями изображают предмет. В самом начале взрослый должен показать, как с помощью пипетки делать аккуратную каплю. Начинать лучше с самых простых незатейливых рисунков: кружочков, кляксы, волны. По мере приобретения навыков, рисунки можно усложнять.
Необходимо научить ребенка убирать каплю с помощью губки или переносить ее на новое место с помощью все той же пипетки. Обязательно стоит попробовать совместить капли разных цветов и посмотреть, что будет происходить с цветом. Так ребенок познакомится с переходом цветов из одного в другой. Обязательно стоит попробовать рисовать и на доске, и на бумаге, а потом сравнить результат. Для детей дошкольного возраста мною разработана картотека упражнений для игры с пипеткой.

        Работа с родителями. Для родителей подготовлены консультации:  «Каплетерапия как средство подготовки руки дошкольника к письму», «Нетрадиционные методы рисования». Организована выставка детских работ.

        Работа с коллегами. С целью ознакомления с методом «Каплетерапия» для коллег была проведена консультация «Каплетерапия как средство подготовки руки дошкольника к письму». Так же был проведен мастер класс для педагогов с применением нетрадиционной техники рисования — каплетерапии «Веселая капелька». Консультация «Каплетерапия» опубликована на сайте nsportal.

       Вывод. Рисование с помощью разноцветных капель – действительно увлекательное занятие, которое помогает не только расширить горизонт познаний маленького человека, но и сделать ребенка более терпеливым и внимательным к мелочам. Такие занятия помогают подготовить малышей к школе, так как в процессе рисования совершенствуется способность руки к письму. Кроме того, у детей развивается усидчивость, координация движений рук и концентрация внимания. Помимо развития мелкой моторики такое изобразительное искусство помогает ребенку выразить свои впечатления и внутренние переживания. Да и само рисование с помощью пипетки очень увлекает детей, они с восторгом и воодушевлением создают капельные картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: Использование инновационных методов снятия агрессии в условиях ДОУ

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ СНЯТИЯ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Сообщение из опыта работы на тему: «Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений»

«Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений» 1 Слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас со своим сообщение из опыта работы темой которой является...

"Сообщение из опыта работы на тему: «Логоритмика, как метод физического и речевого развития ребенка»

Актуальность:На сегодняшний день проблема здоровья детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной, так как XXI век – век информационных технологий и постиндустриального развития общес...

Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаимодействия для молодых воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаим...