"Организация игровой деятельности детей в течение дня"
методическая разработка (младшая группа)

Педагогический совет  по теме: «Развитие познавательного интереса, интеллектуального творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет №3 по теме: «Развитие познавательного интереса, интеллектуального творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность»

Тема выступления: «Организация игровой деятельности детей в течение дня»

Подготовила: воспитатель первой младшей группы Башкайкина Е. Н.

Саранск 2020 год


«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития»

Игровая деятельность в детском саду – это форма общественной жизни детей, которая определяет направление его психического, физического и интеллектуального роста. А также формирует волевые, нравственные качества личности, и помогает раскрыть творческие способности.

Игра для дошкольников – это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача воспитателя – разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобному  роду деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников.

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу:

  • развиваться физически и интеллектуально;
  • формировать положительные черты характера;
  • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать — узнавать — создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Дети должны чётко понимать правила игры.

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста детей;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной);
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

  • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
  • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию:

  • досуговых,
  • подвижных,
  • театрализованных игр,
  • игр с правилами,
  • организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.

Образовательная деятельность в рамках занятий

Образовательная деятельность может продолжаться в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ (на прогулке, во 2 половину дня, с отдельными детьми или подгруппами). Выступая носителем игрового опыта, воспитатель передаёт его детям в ходе совместных сюжетных игр, лучше с теми, кто желает (не фронтально).  Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте. В процессе таких игр дети обогащают и расширяют палитру своего игрового опыта, узнают новые игры, получают возможность выбора наиболее предпочтительных для них и т.д.

В режиме выделяется специальное время для самостоятельной деятельности, для свободной спонтанной самодеятельной игры (до занятий и во вторую половину дня). Однако это время для воспитателя “не свободно”. Он наблюдает, оценивает уровень развития игры, при этом фиксируя, продумывая, какие моменты необходимо включить в следующий раз в совместные разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий.

Ориентиром для оценки служит успешность решения тех образовательных задач, которые связаны с формированием игровой деятельности.

Свободная игровая деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами.

Задачи для развития самостоятельной игровой деятельности:

Ранний возраст: приобщение к разным играм: предметным (в т. ч. с составными игрушками и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа: обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослыми игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа: освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Старшая группа: обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами, создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр.

Подготовительная к школе группа: формирование и педагогическая поддержка детского коллектива, как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативы при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Эти задачи исключительно направлены на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не сопровождаются никакими дополнительными дидактическими задачами.

В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко – игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Фраза «Учить-учиться». Чтобы понять разницу, сопоставим значение слов: учить и учиться. Можно сколько угодно учить с нулевым результатом. Положение меняется кардинально, если ученик сам начинает учиться-учить себя. В дошкольном детстве этот механизм действует так же: поэтому только в самодеятельной, идущей от инициативы самого ребёнка игре у него формируются необходимые для перехода на следующий этап возрастные новообразования и ряд соответствующих целевых ориентиров, прописанных в стандарте. Именно поэтому самодеятельная детская игра и выступает ведущей деятельностью дошкольника, не только ведёт за собой развитие, но и обеспечивает его.

Функции игровой деятельности

Назначение игры для дошкольника — возможность раскрыть свой потенциал, а для взрослого — помощь в направлении вектора развития малыша. 

  • развлекательная функция (стимулирует интерес ребёнка, дарит ему удовольствие от процесса и результата игры);
  • социокультурная (помогает постигать нормы и правила поведения в обществе);
  • диагностическая (позволяет взрослому определить отклонения в развитии и поведении ребёнка, например, замкнутость малыша);
  • коррекционная (ставит целью внесение положительных изменений в личность ребёнка);
  • терапевтическая (помогает в развлекательной форме преодолевать те или иные трудности, с которыми малыш сталкивается в различных видах деятельности, например, с помощью театрализованных постановок терапевтических сказок дети преодолевают страхи, становятся более общительными);
  • коммуникативная (формирует способность ребёнка получать и передавать информацию в процессе общения, совместной деятельности со сверстниками, развивает речь);
  • познавательно-воспитательная (помогает закрепить блоки информации, получаемые малышом в процессе разных видов деятельности, формирует любознательность);
  • функция самореализации (игра позволяет ребёнку определить спектр своих интересов, так как малыш не будет играть, если ему скучно, малоинтересно).

Организация и руководство игровой деятельностью

ФГОС обозначены основные составляющие организации игры. Это совокупность следующих факторов:

  • условий организации;
  • условий мотивации ребят;
  • условий реализации, в том числе и учёт времени для осуществления замысла игры.

Когда проводятся игры

Игры организуются четыре раза в день:

  • после прихода в детский сад перед завтраком (от 5 до 40 минут);
  • после первого приёма пищи и до начала занятий (от 5 до 7 минут);
  • во время прогулки (час-полтора);
  • после сна (20–40 минут)

Приёмы в игровой деятельности

В работе над играми педагог использует все приёмы взаимодействия с детьми, комбинируя их, в зависимости от вида игры и этапа освоения игровых действий. Так, на вводном этапе дидактических игр преобладающими будут объяснение и демонстрация, а на основном этапе театрализованных игр акцент будет на практической деятельности малышей.

Словесные приёмы

Речевое взаимодействие в игровой деятельности реализуется при помощи:

  • объяснения, которое может быть представлено в виде сказочного сюжета (например, условия обучающей игры «Буква растёт» педагог может разъяснить с помощью сюжета о том, что буква хорошо кушала и стала расти — дети показывают, как из маленькой буквы в одном углу листа, она превращается в большую в противоположном конце листа);
  • загадок и стихотворений (обычно этот приём используется педагогом для мотивации малышей)
  • чтения, практикуемого в группах, где есть дети, умеющие читать (суть приёма в том, что условия игры дети читают сами в «волшебных инструкциях» или «письмах» сказочных персонажей).

Наглядные приёмы

Визуальные образы для детей играют ключевую роль во всех видах деятельности, так как именно через зрительный канал восприятия малыши познают мир. Наглядность в играх может быть представлена:

  • картинками с иллюстрациями хода игровых действий (например, для подвижных игр);
  • демонстрацией, то есть презентацией всех действий педагогом перед самостоятельным повторением детьми (этот приём используется и в обучающих играх - лото,  паззлах,  и др. – и в подвижных, особенно тех, где много сменяющих друг друга видов движений, и в театрализованных, в которых педагог показывает, например, мимику и жесты изображаемого малышом персонажа);
  • показом — воспитатель показывает образец выполнения задания при помощи видеоролика (обычно этот приём применяется в подвижных играх, например, с мячом).

Методика педагогической поддержки игровой деятельности.

Педагоги опираются на 4 известные методики педагогической поддержки игровой деятельности:

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.- метод поэтапного формирования способов игры.

С.Л. Новосёлова Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Е.И Касаткина - метод комплексной поддержки самодеятельных игр. О.Акулова, О.Солнцева - педагогическая технология организации сюжетно-ролевых (режиссёрских и пр.) игр детей Н.Ф Губанова методика поддержки и развития игры.

Наиболее важные аспекты:

  1. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  2. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  3. Создание развивающей предметной среды;
  4. Активизирующее общение взрослых с детьми.

Вывод

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Организуя в группе  игровую деятельность в течение дня, мы должны ставить перед собой следующие задачи:

- научить детей самоорганизовываться в игре (подбор игрушек, размещение  в пространстве);

-  содействовать формированию игровых мотивов у детей;

- обеспечить место и время в режиме дня для самостоятельных игр;  

- воспитывать у детей симпатию друг другу, и организовывать совместные игры;

- собственным поведением   демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, обращаться с детьми ласково, с улыбкой, выслушивать внимательно и с уважением;

- привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявления сочувствия, сопереживания.

 Таким образом, будет ли игра у дошкольника ведущим видом деятельности, зависит и от нас, педагогов. А для этого нужно совершенствовать своё педагогическое мастерство, уметь организовать и обогатить игровую деятельность ребёнка, выделить время и место для игры в течение дня.


Методическая литература

  1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3)
  2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.
  3. Абрамян Л. Я. «Игра дошкольника» Москва, 1989.
  4. БондаренкоА. К., Матусик А. И.. « Воспитание детей в игре» Пособие для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Васильева М.А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986г.
  6. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987г.
  7. Калинченко А. В. Микляева Ю. В. «Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие, Москва 2004.
  8. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-160с.
  9. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.-176с.


Памятка для воспитателей ДОУ

«Требования к педагогам в развитии игровой деятельности»

Сотрудники дошкольных образовательных учреждений в процессе игры:

  • Создают условия для игровой деятельности детей. Наличие оборудования, игрушек, игр, необходимых атрибутов. Эстетическое состояние оборудования, игрушек. Соблюдение игрового режима. Организация начала игры, побуждение детей к игре.
  • Выполняют санитарно – гигиенические требования. Проветривание, влажная уборка помещения, соблюдение температурного режима, качество и безопасность игрового оборудования.
  • Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: сберегают время, предназначенное для игры, не подменяя её занятиями; обеспечивает плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам.
  • Соблюдают методики   проведения игры. Ознакомление детей с условиями, правилами игры или обсуждение сюжета. Постановка задач, целей. Проектирование развития игры. Использование различных приёмов, направленных на повышение целеустремлённости, активности, самостоятельности и т.п. детей (использование заместителей, чёткое распределение обязанностей и т.д.). Доиграли ли до конца, подведение итогов, обсуждение с детьми прошедшей игры.
  • Развивают у детей умение общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очерёдность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнёру, тактично улаживать конфликты и пр.).
  • Используют в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.  
  • Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в неё по мере необходимости как равноправные партнёры.
  • Побуждают детей к играм – фантазиям (придумывание сказок и пр.). Организуют подвижные игры и спортивные игры. Приобщают к играм разных народов, Используют игровые приёмы в разных видах деятельности.
  • Организуют  в ходе игровой деятельности дошкольников характерные особенности развития игры на каждом возрастном этапе.
  • Учитывают взаимосвязь игры с другими видами деятельности. Учебная, изобразительная, трудовая познавательно-практическая, музыкальная деятельность, общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...

Методическая разработка на тему: «Организация самостоятельной деятельности детей в течение дня»

Методическая разработка на тему:«Организация самостоятельной деятельности детей в течение дня»...