«Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ (РАС). Организация игровой деятельности детей с РАС. Практики с доказанной эффективностью»
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
Использование практик с доказанной эффективностью для развития игровой деятельности у детей с РАС в работе воспитателя детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_detey_s_ovz_ras.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ (РАС). Организация игровой деятельности детей с РАС. Практики с доказанной эффективностью»
Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.
В процессе игры в раннем и дошкольном возрасте происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения.
Огромное значение игры в становлении межличностных отношений, в общении, понимании аспектов социального взаимодействия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.
В ходе онтогенеза параллельно с развитием ребенка меняется и игра.
Изменения игры, происходящие в ходе онтогенеза, с одной стороны, являются следствием уровня развития ребенка, а с другой - его индикатором. Нарушения развития, безусловно, сказываются на особенностях игры. Особенно грубо игра нарушается при аутизме.
Игровая деятельность представляется дифференциально-диагностическим критерием отграничением расстройств аутистического спектра от других состояний. Интересы детей, игры, фантазии оторваны от реальности. Игровая деятельность носит стереотипный характер.
Игра не выражена пантомимическими акцентами, лицо ребенка остается бесстрастным. Аутичный ребенок, находясь дома с родными или в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто он один. Играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.
Стереотипная игра аутичного ребенка станет основой построения взаимодействия с ним, другого пути просто нет. Надо принять это положение и на его основе выработать новое отношение к стереотипной игре.
У аутичного ребенка есть любимые игры, одна или может несколько. В этих играх ребенок может долгое время манипулировать предметами, совершая с ними странные действия.
Главные особенности стереотипных игр проявляются в следующем:
- логика и цель игры, сам смысл всех производимых действий является непонятным для окружающих;
- в игре иметься в виду один участник это ребенок;
- повторяемость действий - ребенок постоянно совершает одни и те же действия;
- неизменность - один раз установившись, постоянно, очень длительное время игра будет одинаковой;
- длительность игры - ребенок в такую игру может играть годами.
Обратите внимание на положительные стороны такой стереотипной игры:
-это является для ребёнка комфортной ситуацией, в которой он чувствует себя спокойно;
- если же поведение ребенка каким-то образом вышло из-под контроля, то есть произошла аффективная вспышка, именно с помощью включения стереотипа игры, ребенка, возможно, вернуть в прежнее уравновешенное состояние.
Для того, чтоб использовать все возможности стереотипной игры с ребёнком на занятиях, нужно понять ее истоки.
Почему же аутичный ребенок может долгое время повторять одно и то же действие? Проведя анализ наблюдений за детьми именно в такие моменты, возможно предположить, что для такого ребёнка сама ситуация бесконечного повторения знакомых ему действий достаточно комфортна, ведь ему все известно заранее. К тому же такой ребенок испытывает удовольствие.
Такие два тезиса, как: наличие комфорта и переживание удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры именно как основы взаимодействия с ребенком.
На начальном этапе игровой деятельности с аутичным ребенком каждый педагог должен наблюдать за игрой, а после, очень осторожно включается в игры детей. Педагог должен делать это ненавязчиво и тактично. Для начала необходимо просто присесть и провести наблюдение за его игрой. Если же ребёнок в этот момент не отвернется - уже очень хорошо. В данном случае не стоит торопиться взаимодействовать.
По результатам своего наблюдения, разобрать структуру стереотипной игры ребенка (необходимо выделить весь цикл действий, которые повторяются; прислушаться к речи ребенка во время игры). Все сделанные выводы помогут в будущем и подскажут, каким именно образом можно принять активное участие в его игре.
По истечению времени и когда привыкнет ребёнок к присутствию педагога, возможно, будет попробовать организовать взаимодействие с детьми внутри самой стереотипной игры. Зная весь порядок действий ребенка, в определённый момент, помочь и подать необходимую деталь, в результате чего обратить внимание ребёнка на присутствие взрослого. Необходимо тихо повторить за ребенком все его слова.
В следующий раз использовать его любимую игрушку, действовать постепенно.
Цель такого вида работы - дать ребенку возможность осознать, что взрослый не мешает ему играть, а помогает. Данный этап полностью направлен на завоевание доверия, потребует много времени, терпения и усилий.
Организация игровой деятельности с использованием практик с доказанной эффективностью.
Итак, с чего же начать игру с детьми с РАС? Игровая деятельность для аутичных детей находится в дефецитах. А значит мы будем говорить об ОБУЧЕНИИ игровому ВОЗДЕЙСТВИЮ. И самым важным условием для обучения и воздействия является способность ребенка удерживать и сосредотачивать взгляд на чем-либо или ком-либо. И именно этот социальный навык (навык совместного внимания) формируется у ребенка в первую очередь. Это происходит когда ребенок сосредотачивает взгляд на игрушке и изучает ее в течении определенного времени или рассматривает и прикасается к лицу взрослого.
Разобраться в этом вопросе нам поможет структурированное наблюдение за ребенком. Для структурированного наблюдения необходимо место, где ребенок ни разу не играл и у него нет в этом месте сложившихся действий. Разложить игрушки в необычном порядке, после чего наблюдать за действиями ребенка.
Нам потребуется:
- бланк с таблицей (Приложение 1)
- секундомер
- 30 минут свободного времени.
В процессе структурированного наблюдения мы смотрим за действиями ребенка. Например, ребенок взял машинку, мы включаем секундомер и записываем машинку в бланк. Когда ребенок убрал машинку, мы выключаем секундомер и записываем время в бланк. Если через какое-то время ребенок опять взял машинку, мы так же засекаем время игры с машинкой и записываем еще одно время в этой строке.
После чего мы подсчитываем суммарное время за весь период наблюдения. И таким образом видим предпочитаемые предметы для ребенка. И именно с этими предметами мы придумываем в дальнейшем игры с ребенком.
После того как мы провели структурированное наблюдение нам нужно подобрать подкрепление для ребенка. Так для ребенка с РАС игра является работой, то за выполненную работу нужно что-то получить взамен. Конечно, позже ребенок будет получать удовольствие от игры, но на первых порах подкрепление обязательно. Подкрепление так же является практикой с доказанной эффективностью. Вот несколько методов, которые можно использовать в подборе подкреплений.
Одиночный стимул.
Ребенку предлагается один предмет из комплекта. Взрослый отмечает действия ребенка – взял/не взял, съел/не съел. Для этого необходимо:
- подготовить набор съестных подкреплений или игрушек;
- подготовить чек-лист (Приложение 2);
- предложить ребенку ОДИН объект (в случае с игрушкой можно показать как с ней играть);
- если ребенок не взял объект, предложить другой.
ВАЖНО все объекты предлагать одинаковое количество раз.
Провести анализ записей.
Парный выбор.
Ребенку предлагается выбор из двух объектов комплекта. Взрослый отмечает, какую игрушку или еду из пары выбрал ребенок. Для этого необходимо подготовить:
- подготовить набор съестных подкреплений или игрушек;
- подготовить чек-лист (Приложение 3);
- предложить ребенку ПАРЫ объектов в соответствии с порядком в чек-листе.
ВАЖНО все объекты предлагать одинаковое количество раз. Отметить выбор ребенка, провести анализ записей.
Когда мы используем данный метод, мы проводим ранжирование подкреплений. И на разные игры можем использовать разные подкрепления в зависимости от сложности игры для ребенка.
Множественный выбор с возвращением предмета в комплект.
Ребенок выбирает игрушку из всего комплекта, по завершению игры возвращает ее обратно в комплект и выбирает повторно. Взрослый отмечает, какую игрушку выбрал ребенок. Для этого необходимо:
- подготовить набор игрушек;
- подготовить чек-лист (Приложение 4);
- предложить ребенку посмотреть, что есть в комплекте;
- сделать запись, какую игрушку выбрал ребенок
- дать время поиграть с игрушкой и вернуть ее в комплект
- снова предложить посмотреть набор и сделать записи.
ВАЖНО! Данный метод не подойдет, если ребенок выбирает все время одну и ту же игрушку, не может рассмотреть весь комплект или не может сделать выбор .
Игры на двустороннее совместное внимание.
Давайте разберем, на что нам нужно опираться, когда мы планируем игру, направленную на двустороннее совместное внимание. Когда мы говорим об игре на двустороннее совместное внимание, возможны два варианта данного взаимодействия: РЕБЕНОК+ВЗРОСЛЫЙ; РЕБЕНОК+ПРЕДМЕТ.
В данном случае нас интересует взаимодействие РЕБЕНОК+ВЗРОСЛЫЙ. Задача этих игр заключается в том, чтобы ребенок получал удовольствие от взаимодействия с другим человеком, чтобы другой человек в принципе стал интересным для аутичного ребенка. К этим играм относятся различные потешки, песенки и просто щекотка, кружение и подбрасывание. Самые известные игры «Коза рогатая», «По кочкам», «Ладушки».
Игры на трехстороннее совместное внимание.
Когда ребенок научился удерживать внимание на взрослом, без труда удерживает внимание на предмете, то самое время двигаться дальше. Следующий шаг – формирование трехстороннего внимания. Трехстороннее внимание – это умение удерживать внимание на двух объектах (взрослом и предмете). Развитие трехстороннего внимания поможет ребенку развить навыки, которые необходимы для развития ребенка в целом. Игры на трехстороннее внимание помогут научить ребенка делиться игрушкой, ждать своей очереди и следовать правилам.
Планирование игры поможет определить роли для взрослого и ребенка, предусмотреть возможности для взаимодействия, коммуникации и очередности. На первых этапах не стоит брать сложные игры, которые включают в себя множество разных действий. Лучше начать с простых игр, например, надувать шарик и выпускать из него воздух, строить башню из кубиков и ломать ее, перекатывать друг другу мячик/машинку/игрушку, надувать мыльные пузыри и лопать их. Выбор игры должен опираться на интересы ребенка.
Самостоятельная игра.
Самоорганизация свободной деятельности ребенка является важным вопросом. Дети с РАС в моменты свободной деятельности уходят в аутостимуляции и зачастую их действия с предметами стереотипны, цикличны (выстраивает в ряд игрушки, катает машинку взад-вперед). Поэтому сначала необходимо научить этих детей корректно манипулировать с предметами. Для этого необходимо:
- придумать и выбрать 2-3 игры в соответствии интересами и возможностями ребенка: от самого простого манипулятивного действия (кинь мячик в корзину) до элемента сюжетной игры (кормление куколки);
- игры разложить в контейнеры;
- подготовить книгу активностей и карточки играми для книги и для подписи контейнеров с играми;
- подготовить подкрепление для ребенка.
Приложение 1.
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СТИМУЛОВ
Имя ребенка_________________ Кто проводил_______________ Дата__________
наименование стимула | продолжительность игры (сек) | общая продолжительность (сек) |
Приложение 2.
Чек-лист метода «Одиночный стимул»
Имя ребенка | Дата | Взрослый | Условия |
Предмет | Проба | Итог | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Приложение 3.
Чек-лист метода «Парный выбор».
Имя ребенка | Дата | Взрослый | Условия |
предмет | |||||
номер комбинации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3/5 | |||||
1/2 | |||||
3/4 | |||||
1/5 | |||||
2/4 | |||||
1/3 | |||||
2/5 | |||||
1/4 | |||||
2/3 | |||||
4/5 |
Предмет | |||||
Рейтинг |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Приложение 4.
Чек-лист метода «Множественный выбор с возвращением предмета в комплект»
Имя ребенка | Дата | Взрослый | Условия |
Предмет | Выбор | Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах.
Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах....
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
Особенности организации игровой деятельности детей в образовательном учреждении
Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и развивающегося об...
Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста».
Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста»....
Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста
В раннем возрасте (1 год - 3 года) особое внимание мы уделяем формированию самостоятельности. Сюжетная игра становится более развернутой, используется более разнообразное количество игрушек. Пров...
Консультация для родителей "Особенности организации игровой деятельности детей 5-6 лет"
Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок...