«Современные педагогические технологии, реализуемые на уровне ДОУ»
статья
После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования, воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно–тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bakievoy_m.v.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные педагогические технологии,
реализуемые на уровне доу»
Бакиева Марина Владимировна, воспитатель,
казённое общеобразовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1», г.Нижневартовск.
Аннотация: после введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования, воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно–тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Ключевые слова: дошкольное образование, педагогические технологии, личность ребенка.
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребенка. Педагогическая технология – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям. И чтобы решать эти проблемы мне необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. В своей профессиональной деятельности использую как традиционные, так и инновационные технологии.
Технология исследовательской деятельности. (ТРИЗ – технология)
Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ технология или технология решения изобретательских задач.
Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной технологии дает очень эффективные результаты. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации.
Цель исследовательской деятельности дошкольников – сформировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:
- Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
- Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
- Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
- Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
- Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.
Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений в любой ситуации.
В своей работе использую элементы ТРИЗ с целью развития, с одной стороны, такого качества, как мышление, а с другой стороны поисковую активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Я применяю элементы ТРИЗ на занятиях, как универсальный инструментарий. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. Стараюсь не давать детям готовые знания, не раскрываю перед ними истину, он должен уметь ее находить. ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Например, возьмем задачу «Как можно перенести воду в дуршлаге (решете)?». Рассуждения и практическая работа строятся следующим образом. Пробуем перенести воду, она вытекает. Значит, надо изменить какой–то из объектов: или устранить отверстие в решете, или изменить состояние воды. Изменить воду можно заморозив ее и превратив в лед. Что мы и проделываем с детьми от начала до конца, наливаем в заготовленную форму воду, убираем на мороз. Решение задачи: перенести воду в решете можно в виде льда.
2. Игровые технологии. Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих. Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В своей работе я применяю игры:
–По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные.
–По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
–По характеру игровой методики - игры с правилами;
–По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
–По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, игры на песке. Хочется подробней остановиться на таких инновационных играх, как: игры с песком, интерактивные игры, технология «ТИКО-моделирования»:
– игры с песком. В нашем образовательном учреждение созданы условия для проведения таких игр и я их активно использую в своей работе с целью развитие у детей тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, в комфортной для него среде развиваем активность, помогаем найти способы решения проблемной ситуации, создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигур совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию речи.
–интерактивные игры позволяют по–новому использовать в педагогической работе дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры и творческие задания. Применение ИД позволяет развивать у детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, повышает уровень готовности ребенка к школе. Но, я хочу отдать должное внимание игровой технологии, которая превращает любую поверхность в сенсорный экран при помощи датчика KINECT. Что это такое? Это образовательные подвижные занятия, в которых дети управляют интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря этой технологии ребята больше не сидят у монитора, а в движении учатся в процессе игры, развивают мышление, координацию и память. Я использую в своей работе комплекс «Играй и развивайся», в комплекс входят занятия по «Развитию речи», «Окружающему миру», «Правила дорожного движения».
– также, в развитии детей дошкольного возраста применяю развивающую, как традиционную (Б.Никитин, Дьеныш), так и современную инновационную технологию «ТИКО-моделирования» (И. Сабитова, И.Логиновой). Авторы расшифровывают эту аббревиатуру как:
• Творчество;
• Интеллект;
• Командная работа;
• Оригинальность мышления.
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, замка, ракеты, корабля и осьминога и т.д.
В игре с конструктором дети запоминают названия и облик плоскостных фигур, развивается мелкая моторика, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логика, сообразительность и внимание.
ТИКО моделирование можно использовать в различных направлениях:
- в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
- в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО–деталей и т.д….
Я использую такие формы работы, как индивидуальная, в минигруппах, где дети совместно создают конструкцию. Основные способы конструирования – по образцу, по замыслу, по схеме. Дети любят такие игры как: «Классификация», «Чудесный мешочек», создавать атрибуты для сказок. В настоящее время ТИКО-технология, значима в свете внедрения ФГОС. Обусловлено это тем, что она является отличным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально–коммуникативное развитие).
3.Личностно - ориентированная технология.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном отделении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Одним из направлений в личностно-ориентированных технологиях является проведение бинарных занятий.
Бинарное занятие – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала. В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.
Тема учебного занятия (как интегрированного, так и бинарного) формулируется исходя из возможностей общего содержания учебных программ, реализуемых данными педагогами.
Однообразные, скучные, монотонные занятия – на бинарном занятии становятся интересными и увлекательными, дети активны на протяжении всего занятия.
Цели: закрепление элементарных математических представлений на базе НОД «Физическое развитие».
Задачи по образовательной области «ФЭМП»:
- Учить на материале спортивного оборудования сравнивать предметы по величине (высоте и длине), учить преобразовывать одни плоскостные геометрические формы в другие.
- Закреплять названия геометрических фигур, представление о числе и количестве 2, учить ориентироваться в пространстве и собственном теле (вверху внизу, слева-справа).
- На материале темы развивать мышление (операции сравнения), умение двигаться в заданном направлении, слуховое восприятие, произношение, эмоциональную окрашенность речи, вариативность высказываний, развивать зрительное восприятие, координацию движения, моторику.
Задачи по образовательной области «Физическое развитие»:
- Учить детей лазать по гимнастической стенке; прыгать через препятствия с продвижением вперед; ходить по гимнастической скамейке передом, по «кочкам».
- Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.
- Воспитывать у детей умение соблюдать правила в подвижной игре.
- Продолжать развивать речь посредством движения.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятию, дружеские отношения между детьми, понимание идеи сказки о том, что добро побеждает зло.
Таким образом, бинарные занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы. Бинарные занятия позволяют развивать сотрудничество педагогов. Для проведения такого занятия требуется «повозиться», но как сказал Сухомлинский: «Педагог, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед детьми искорку знаний, педагогу надо впитать море света». Проведение таких занятий можно рекомендовать проводить педагогам не только совместно с учителем-дефектологом, но и с психологом, с педагогом дополнительного образования и т.д.
3.Технология портфолио дошкольника.
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Таким образом, использование технологии портфолио (папку личных достижений) дает возможность педагогам и родителям не только зафиксировать успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие дополнительного развития. Портфолио вручается при выпуске из дошкольного отделения в школу.
Вывод: в 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций, мультфильмов и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями. Целью продуктивной работы с дошкольниками становится необходимость анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.
Литература:
1. Белая К.Ю. «Портфолио участников образовательного процесса вДОУ», УЦ Перспектива, 2011.
2.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М.: Издательство « Владос», 2001.
3.Комарова Н.Е., Комарова Т.С. общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва «Мозаика–синтез», 2013.
4.Ширяева В.А. «ТРИЗ-педагогика: от теории к практике» учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. - Саратов, 2006.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма, приказы Минобразования. Сфера, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Здоровьесберегающие технологии реализуемые через игровую деятельность
Цель: Защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка.Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни ...
Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)
Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...
Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе
Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе...
Технологии, реализуемые в образовательной деятельности
Технологии, реализуемые в образовательной деятельности...
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...
«Инновационные педагогические технологии, реализуемые в условиях ФГОС»
laquo;Инновационные педагогические технологии, реализуемые в условиях ФГОС»...