Планирование
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Перечень коррекционно-развивающих программ
для работы педагога- психолога Дома ребенка
Программы развивающей, профилактической направленности | ||||||
№ п/п | Название, автор, направленность | Основные цели, задачи: | Источник | |||
1. | «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжина А. С. | Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий: ∙ преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; ∙ обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; ∙ формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
∙ снятие эмоционального и мышечного напряжения; ∙ снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; ∙ развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; ∙ развитие внимания, восприятия, речи, воображения; ∙ развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений. | Роньжина А.С. | |||
2. | «Давайте жить дружно!» | Основная цель – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка, помогая ему адаптироваться к условиям ДОУ. ∙ Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным; ∙ Развивать навыки социального поведения; ∙ Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности; ∙ Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам; ∙ Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; ∙ Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами; |
| |||
3. | «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь…» | Основная цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование. | Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, 1999. | |||
4. | «Тропинка к своему Я» | Осн. цель: Групповая психологическая поддержка дошкольников, укрепление психологического здоровья. ∙ обучение положительному самоотношению и принятию других людей; ∙ обучение рефлексивным умениям; ∙ формирование потребности в саморазвитии; ∙ содействие росту, развитию ребенка. |
| |||
5. | «Цветик-Семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников" под редакцией Н.Ю.Куражевой, Н. В. Вараевой | Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи: 1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций. 2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. 3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе. 4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. 5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления. 6. Формирование позитивной мотивации к обучению. 7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-Семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для Дошкольников. - СПб.: Речь, 2014.-160 с. | |||
Программы коррекционно-развивающей направленности | ||||||
6. | Программа нейропсихологического развития и коррекции детей сСДВГ. Сиротюк А.Л. | Цель: Коррекция СДВГ | Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. А.Л.Сиротюк М.; ТЦ Сфера – 2002г, -128с. | |||
7. | В.Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей группах» | Специфика трудностей или проблемы для коррекции: данная программа предназначена для детей с трудностями формирования познавательной сферы, а также проблемами коммуникации. Основная цель программы: развитие психических функций и личностных качеств младшего, среднего, старшего дошкольника. Задачи: ∙ коррекция и развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина); ∙ коррекция и развитие мышления; ∙ коррекция и развитие внимания, памяти; ∙ развитие устной речи; ∙ коррекция и развитие общей и мелкой моторики; ∙ совершенствование навыков общения, развитие эмпатии. | В.Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей группах» М.: «Книголюб», 2004 | |||
И.Л. Арцишевская | Курс, состоящий из 16 коррекционных занятий, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. | И.Л.Арцишевская «Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду». |
Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному
учреждению»
№ п/п | Тема занятия | Основные цели, задачи: |
1. | БОЖЬЯ КОРОВКА | 1. создание положительного эмоционального настроя в группе; 2. развитие умения действовать соответственно правилам игры; 3. развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; 4. развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); 5. развитие внимания, речи и воображения. |
2. | ЛИСТОПАД | 1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности; 2. снятие эмоционального и мышечного напряжения; 3. снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; 4. развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; 5. развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций; 6. развитие речи, воображения, творческих способностей. |
3. | МЯЧИК | 1. сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; 2. повышение эмоционального тонуса; 3. развитие чувства ритма, координации движений; 4. развитие ориентации в пространстве; 5. обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; 6. развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. |
4. | ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС | 1. сплочение группы, развитие эмпатии; 2. развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; 3. снижение излишней двигательной активности; 4. обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; 5. развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; 6. развитие общей моторики; 7. развитие памяти, речи и воображения. |
5. | ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА | 1. развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; 2. закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик); 3. закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); 4. развитие общей и мелкой моторики; 5. развитие восприятия, речи и воображения. |
6. | НОВЫЙ ГОД | 1.создание положительного эмоционального настроя в группе; 2. отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; 3. отработка быстроты реакции; 4. развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; 5. развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения, |
7. | МЯЧИКИ | 1. развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); 2. снятие эмоционального и мышечного напряжения; 3. развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; 4. развитие ориентации в собственном теле; 5. развитие общей и мелкой моторики; 6. развитие зрительного восприятия, речи и воображения. |
8. | ЗАЙКА | 1. создание положительного эмоционального настроя в группе; 2. развитие умения подражать движениям взрослого; 3. развитие координации движений, общей и мелкой моторики; 4. развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; 5. снижение излишней двигательной активности, импульсивности; : 6. развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. |
9. | МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ | 1. снятие эмоционального напряжения и агрессии; 2. снижение излишней двигательной активности, импульсивности; 3. обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; 4. развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; 5. развитие внимания, речи и воображения. |
10. | МУЗЫКАНТЫ | 1. создание положительной эмоциональной обстановки; 2. сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; 3. развитие образности слухового восприятия; 4. развитие слуховой и зрительной памяти; 5. развитие общей и мелкой моторики; 6. развитие внимания, речи и воображения. |
11. | МАМИН ДЕНЬ | 1. оптимизация детско-родительских отношений; 2. воспитание доброго отношения к маме; 3. развитие двигательных навыков; 4. развитие восприятия, внимания и речи. |
12. | МИШКА | 1. сплочение группы, развитие эмпатии; 2. снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; 3. развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; 4. развитие координации движений, общей и мелкой моторики; 5. развитие внимания, речи и воображения. |
13. | НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА | 1. преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; 2. формирование положительной самооценки; 3. развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; 4. развитие слухового внимания, быстроты реакции; 5. развитие общей и мелкой моторики; 6. развитие чувства юмора, речи и воображения. |
14. | КОЛОБОК | >сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; > снятие страхов перед сказочными героями; > развитие общей и мелкой моторики, координации движений; >развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); > развитие пространственных представлений; > развитие внимания, речи и воображения. |
15. | КОТЯТА | > формирование положительной самооценки; > развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; > снятие мышечного напряжения; > развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); > развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; > развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле? > развитие пространственных представлений; > развитие внимания, речи и воображения. |
Календарно-тематическое планирование по программе В.Л. Шарохиной
«Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе»
В пособии даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий. Большое внимание уделено воспитанию сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных способностей детей.
№ п/п | Тема занятия | Основные цели, задачи: |
1.х | Занятие 1. По сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба» | 1. Развитие зрительного восприятия (форма, величина). 2. Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета. 3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы). 5. Развитие внимания и памяти. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
2. | Занятие 2. По сюжету сказки В. Сутеева «Петух и краски» | 1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина). 2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине). 3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них). 4. Развитие внимания и памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии. |
3. | Занятие 3. По сюжету русской народной сказки «Репка» | 1. Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма). 2. Закрепление навыков счета. 3. Развитие мышления и воображения. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 5. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти. 6. Развитие мелкой моторики. 7. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
4. | Занятие 4 | 1. Развитие внимания и восприятия. 2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого. 5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
5. | Занятие 5 | 1. Развитие зрительной и слуховой памяти. 2. Развитие мышления (классификация). 3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
6. | Занятие 6 | 1. Развитие восприятия (форма). 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие навыков счета. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
7. | Занятие 7 | 1. Развитие зрительного и тактильного восприятия. 2. Развитие внимания, памяти, мышления. 3. Развитие навыков счета. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
8. | Занятие 8 | 1. Развитие восприятия (цвет, форма, величина). 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и зрительно-двигательной координации. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
9. | Февраль Занятие 1 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие зрительной памяти. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
10. | Занятие 2 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование невербальных средств общения. 6. Воспитание нравственно-волевых качеств. |
11. | Занятие 3 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие зрительной памяти. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Развитие эмоциональной сферы, совершенствование коммуникативных навыков. |
12. | Занятие 4 | 1. Развитие восприятия и воображения. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие эмоциональной сферы. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. |
13. | Занятие 5 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей. |
14. | Занятие 6 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств. |
15. | Занятие 7 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и воображения. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
16. | Занятие 8 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
Календарно-тематическое планирование по программе В.Л. Шарохиной
«Коррекционно-развивающие занятия в средней группе.
№ п/п | Тема занятия | Основные цели, задачи: |
1. | Октябрь Занятие 1 | 1. Развитие зрительного восприятия. 2. Совершенствование навыков счета. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие внимания и памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
2. | Занятие 2 | 1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма). 2. Развитие целенаправленного внимания. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Воспитание нравственно-волевых качеств. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
3. | Занятие 3 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
4. | Занятие 4 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие двигательных навыков. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
5. | Занятие 5 | 1. Развитие зрительного и тактильного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие воображения и творческого потенциала. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
6. | Занятие 6 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
7. | Занятие 7 | 1. Развитие зрительного и слухового восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики. 5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиямисверстника. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
8. | Занятие 8 | 1. Развитие зрительного и слухового восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
9. | Февраль Занятие 1 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
10. | Занятие 2 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4- Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
11. | Занятие 3 | 1. Развитие восприятия (величина, форма, цвет). 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
12. | Занятие 4 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
13. | Занятие 5 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
14. | Занятие 6 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие восприятия и воображения. 3. Развитие внимания и наблюдательности. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
15. | Занятие 7 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие эмоциональной сферы. 6. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств. |
16. | Занятие 8 | 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи, мышления и воображения. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогических занятий для дошкольников
3-4 лет Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова
"ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК"
Сентябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Экспресс - диагностика в детском саду | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду». | Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. | Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам. |
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | Игрушка Зайчик, обруч, зонт, диск с детской веселой музыкой, мяч, бумажные цветы, клей, зеленый маркер, мыльные пузыри. |
2 | Давайте дружить | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши, обруч, сердечки разного размера. |
3 | Правила поведения на занятиях. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | Игрушка Свинка, фигурки парных животных, мяч. Музыкальное сопровождение. |
4 | Я и моя группа | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 | Продолжать знакомство детей друг с другом, сплотить группу. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | Игрушка заяц, фигурки животных, мяч, волшебная палочка, цветные карандаши. |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Радость | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28 | Знакомство с эмоцией «радость». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Гномик настроение, радостные рожицы по количеству детей, фонограмма песни «Облака» В. Шаинского, веселая и грустная музыкальное произведения, клей фломастеры, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых героев, заготовка солнышко с лучиками. |
2 | Грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32 | Знакомство с эмоцией «грусть». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Герои сказки «Курочка Ряба», гномик настроение, цветные карандаши, грустные рожицы по количеству детей, музыкальное сопровождение. |
3 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 36 | Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. | Гномик –настроение, игра «Угадай эмоцию», яркая коробка, газеты, «Мешочек Гнева», подушка – колотушка, сердитые рожицы, клей картинки для задания «Найди хозяйку». |
4 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 40 | Привлечь к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражении. Эмоций: радость, грусть, гнев. Закрепление мимических навыков. | Картинки с изображением сказочных героев, игра «Угадай эмоцию», игра «Найди пару облачку» |
Декабрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Разноцветный паровозик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46 | Развитие восприятие цвета. Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи) | Игрушки дедушка, бабушка, внучка «Аленка», конверт с письмом, муляжи фруктов и овощей, разноцветные билеты. Корзины синяя и красная. |
2 | Пригласительный билет | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49 | Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. | Игрушки заяц, белка, лягушка, конверт с набором геометрических фигур на каждого ребенка, тазик с водой, Резиновые рыбки, большая ложка с длинной ручкой (вместо удочки), аудиозапись с лесными звуками. |
3 | Восприятие величины | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия величины: большой – маленький. Развитие мыслительной операции «сравнение» | Игрушки – мама Мышь, мышата, бабочка, ежик, ворона, карточки с изображением предметов разных по величине. Карточки с изображением животных и их детенышей. |
4 | «Здравствуй, зима!» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 | Развитие познавательных психических процессов. Обобщение пройденного материала. | Игрушка заяц. Предметы: снежинки, снеговик, санки, мешок, рисунок с домиками снеговика, картинки с двумя разными снеговиками, снежинки на каждого ребенка по 2 шт. музыкальное сопровождение. |
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Восприятие длины (длинный – короткий) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 68 | Развитие восприятия длины: длинный – короткий. Развитие умения соотносить предметы по величине. | Игрушка зайчик, котенок, карандаши, кружочки красного и желтого цвета. Парные картинки на которых изображены предметы разной длины. |
2 | Восприятие величины (широкий – узкий) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | Развитие восприятия длины: широкий – узкий. Развитие умения соотносить предметы по величине. | Игрушки лягушонок, ежик, утка. Карандаши, предметные картинки разные по величине 9широкий – узкий), карточки с заданием «Найди пару». |
3 | Сказка «Сбежавшие игрушки» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 78 | Развитие навыков общения. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. Развитие познавательных психических процессов. | Текст сказки М. Морозовой «Сбежавшие игрушки», игрушки для сказки. Материал для задания «Положи мячик», цветик -семицветик, Д/И «Найди лишнее» |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Сказка «Теремок» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 84 | Развитие навыков общения. Развитие познавательных психических процессов. | Игрушки – домашние и дикие животные, теремок для сказки. д/И «Большой – маленький», загадки, игрушки для отгадок. |
2 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 90 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Развитие познавательных психических процессов. | Бумажные тарелки с начатым узором по краю, текст сказки «Федорино горе», карточки с изображением посуды, цветок сказок, детская посудка. |
3 | Л.Ф Воронкова «Маша – растеряша» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 98 | Воспитание бережного отношения к своим вещам. Развитие познавательных психических процессов. | Д/И «Сороконожка», предметные картинки с изображением парной обуви, кукла Маша. Мяч, музыкальное сопровождение. Текст сказки «Маша – растеряша» |
4 | Мальчики - одуванчики | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 104 | Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). Развивать невербальное и вербальное общение. Развивать навыки самоконтроля. | Дарц, черно-белые заготовки открыток на каждого ребенка, цветные карандаши, карточки с изображением транспорта, музыкальное сопровождение. Две куклы (девочка и мальчик) |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1. | Девочки – припевочки. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108 | Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). Развивать невербальное и вербальное общение. Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. | Две куклы (девочка и мальчик), музыкальное сопровождение. Карточки для игры «Уборка» , муляжи фруктов и овощей. Две корзинки и кастрюли, магниты, бусы, цветы, сумочка. |
2. | Сказка «Три медведя» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 113 | Развитие эмпатии. Развитие познавательных психических процессов. | Игрушка медвежонок. Д/И «Найди лишнее», текст сказки «Три медведя» |
3. | Сказка «Репка» дружба, взаимопомощь. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117 | Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. Создавать нравственные основы личности ребенка. Развитие познавательных психических процессов. | Волшебный цветок, разрезная картинка к сказке «репка», герои сказки для показа. |
4. | Страна Вообразилия. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 121 | Развивать фантазию и воображение. Формировать интерес к творческим играм. | Конверт с приглашением, рисунки к сказкам, «Чудо-дерево», карточки |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | День смеха | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 130 | Развивать воображение. Развивать интерес детей к окружающему миру. Развивать творческое мышление. | Лист с изображением контура петуха с цветным хвостом. |
2 | Здравствуй, весна. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 134 | Развитие познавательных психических процессов. | Карточки с изображением разных частей насекомых, платок, загадки про насекомых. |
3 | Итоговая диагностика -1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 140 | Диагностика коммуникативной сферы детей; мышления(исключение, классификация); внимания (устойчивость, распределение); зрительной памяти | Рабочие тетради, простые и цветные карандаши, карточки с заданием на классификацию, мяч. |
4 | Итоговая диагностика - 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 143 | Диагностика коммуникативной и эмоциональной сфер детей; мышления (анализ, исключение); внимания (слуховое, концентрация) | Рабочие тетради, простые и цветные карандаши, карточки с заданием на обобщение, мяч. |
Май
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Экспресс - диагностика в детском саду | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду». | Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. | Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам. |
Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогических занятий для дошкольников
4 - 5 лет Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова
"ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК"
Сентябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Экспресс - диагностика в детском саду | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду». | Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. | Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам. |
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | Игрушка Зайчик, диск с детской веселой музыкой, мяч, бумажные цветы, клей, зеленый маркер. |
2 | Давайте дружить | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши, колокольчик. |
3 | Волшебные слова. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие навыков культурного общения. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | Мяч, резиновые или мягкие игрушки: белочка, зайчик, кошка, послание от зверей. |
4 | Правила поведения на занятиях. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | Игрушка заяц, карточки с изображением разных поведенческих ситуаций «что хорошо, что плохо». |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Радость и грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 30 | Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. | Карандашики настроения, грустные и веселые пиктограммы, картинки с веселыми и грустными персонажами, пейзажи разной цветовой гамме, радостное и грустное облачка, музыкальное сопровождение. |
2 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 35 | Развитие коммуникативных умений и навыков. Знакомство с эмоцией «гнев». Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | Сердитое облако, сердитый карандаш, цветные карандаши, игрушка Притворщик, пособие «Угадай эмоцию» музыкальное сопровождение (пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга»), «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева». |
3 | Удивление | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. | Удивлённое облако, удивительный карандашик, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение. |
4 | Испуг | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42 | Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. | Испуганное облако, «испуганный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение. |
Декабрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Спокойствие | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | «Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3. |
2 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49 | Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. | Бланки с заданиями, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, облака с разными эмоциями, сказочные герои с разными настроениями. |
3 | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов. | Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, пособие «Поле Чудес», карточки «Найди пару», бланки с заданиями, цветные карандаши, кукла Незнайка. |
4 | Восприятие свойств предметов. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 | Развитие восприятия свойств предметов. Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). Развитие внимания (зрительное, слуховое). Развитие воображения и логического мышления. | Игрушка «филин», схема «свойств предметов», бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний», коврики-фигуры, музыкальное сопровождение. |
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мои помощники глазки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 67 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка зрительных ощущений. Развитие зрительного внимания. Развитие зрительной памяти. Активизация творческой активности. | Нарисованная фигурка человечка с большими глазами, корзинка с игрушками, бланки с заданиями, цветные карандаши, картинки с контурным изображением, ножниц, утюга, ёлки, гриба, зайца, рыбы. |
2 | Мой помощник носик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка обоняния. Активизация творческой активности. | Фигурка человечка с большим носом, коробочка с запахами, цветные карандаши, бланки с заданиями, пособие «Ароматический набор». |
3 | Мой помощник ротик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 77 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка вкусовых ощущений. Активизация творческой активности. | Фигурка человечка с длинным языком, тарелка с кусочкам разных по вкусу продуктов, зубочистки, карточки с продуктами на тарелке, карточки с надписью (горький, сладкий, солёный, кислый), бланки с заданиями, цветные карандаши. |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мои помощники ушки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка слуховых ощущений. Развитие слухового внимания. Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности. | Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей»,набор картинок «Домашние животные», цветные карандаши, синий, жёлтый, коричневый , бланки с заданиями, нарисованная фигурка человечка с большими ушами, шкатулка, корзина с музыкальными инструментами. |
2 | Мои помощники ручки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87 | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений. Формирование позитивной мотивации общения. | Фигурка человечка с большими руками, дощечки 15х10 см., на них наклеены: мех, фотобумага, спички, верёвка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага, схема кабинета, мешочек, бланки с заданиями, цветные карандаши. |
3 | Мои помощники ножки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 91 | Совершенствование восприятия. Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения. | Фигурка человечка с большими ногами, бланки с заданиями, цветные карандаши. |
4 | Из чего же сделаны наши мальчишки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. Работа по развитию самоконтроля. | Бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки для игры «Изобрази», мяч, карточки для задания «Спортсмены». |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Из чего же сделаны наши девчонки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление об особенностях поведения девочек. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте. | Бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка цветок, игра «клумба», музыкальное сопровождение, карточки с отгадками. |
2 | Страна Вообразилия | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 103 | Развивать воображение. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать самосознания. | Игрушка гномик, сказка Путаница», изображение животных с перепутанными частями тела, бланки с заданиями, цветные карандаши. |
3 | Прогулка по городу | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 110 | Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы. | «Инопланетянин», разрезанная картинка «Летающая тарелка», карточки с изображением различных продуктов, карточки с заданием «назови одним словом». |
4 | Здравствуй, Весна! | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 114 | Развить воображение. На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов. | Сюжетные картинки «Зима», «Весна», карточки с изображением перелётных птиц, бланки с заданиями, карандаши. |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | День Смеха | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 118 | Развить воображение. Развить творческое мышление. | Игрушка Клоун, магнитофон, песня «Цирк», карточки с изображением геометрических фигур, задания на бланках, карандаши. |
2 | В гостях у сказки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122 | Развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержание сказок. Развить творческое мышление. | Игрушки сказочных персонажей, сундучок, лабиринт, карточки из игры « Логический поезд», разрезанная картинка «Царевна- лягушка», карандаши, бланки с заданиями. |
3 | Диагностика - 1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 125 | Диагностика зрительной памяти; мышления (мыслительные операции, анализ, исключение, обобщение); внимания (концентрация, распределение); диагностика и развитие коммуникативных навыков. | Игрушка Медвежонок, рабочие тетради, цветные и простые карандаши, самостоятельно подготовить картинки с изображением групп предметов: одежда, обувь, мебель, посуда, фрукты, овощи, животные. |
4 | Диагностика - 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 129 | Диагностика слуховой памяти; мышления (исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей); внимания (слуховая инструкция, концентрация, переключение); диагностика и развитие коммуникативных навыков. | Игрушка Медвежонок, рабочие тетради, цветные и простые карандаши, магнитофон, колокольчик, бубен. |
Май
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Экспресс - диагностика в детском саду | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду». | Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. | Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе
Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...