Проект Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».
проект (младшая группа)
«НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬ
МИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ,
А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ,
ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,
КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН»
СОКРАТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_denisha.docx | 409.57 КБ |
Предварительный просмотр:
К У ХМАО – Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»
Проект
Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».
Выполнила:
Воспитатель Экало Л.В.
Г. Урай
2019 год
«НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬ
МИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ,
А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ,
ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,
КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН»
СОКРАТ
Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».
Тип проекта: познавательно – творческий.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое, развитие, социально – коммуникативное развитие.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020г.)
Проект рассчитан на один год. Совместная образовательная деятельность проводится продолжительностью 15 минут.
Методическое обеспечение: логические наборы «блоки Дьенеша.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Актуальность проекта
Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из актуальных в педагогике.
Актуальность проекта заключается в изучении познавательных интересов и развитии логического мышления на занятиях и в повседневной жизни у детей дошкольного возраста, в создании оптимальных условий для развития у них логического мышления через грамотное построение целостного педагогического процесса.
Дошкольники проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей; осваивают счёт.
Перед педагогами стоит задача: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение.
Обучать детей нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану его физического и психического здоровья, наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Только в этом случае ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем может стать интересным, интеллектуальным человеком.
Меня, как педагога, глубоко заинтересовала эта проблема, и весь свой опыт я посвятила изучению развивающих игр по блокам Дьенеша.
Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.
Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен: это
Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представление)
Развитие логического мышления( анализ, синтез. сравнение, обобщение, классификация)
Развитие вариативности мышления творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений, увеличение объема внимания и памяти
Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
А самое главное, играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!
Ведущая педагогическая идея опыта
заключается в создании целостной системы материалов по развитию логического мышления у дошкольников, систематизируемых в доступной и увлекательной форме.
Выделение обучающих и развивающих задач подчиняю основной цели: развитию познавательно-творческих способностей детей, что обосновано идеями развивающего обучения, на которых базируется мой опыт.
Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход помогает каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.
Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях.
Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций.
При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.
Цель проекта: развитие логико-математических представлений, мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Способствовать развитию познавательных способностей детей младшего возраста: знание цвета, формы, величины, количества, толщины.
2.Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
3. Развивать у детей мелкую моторику рук.
4. Воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.
5. Вовлечь родителей в развитие познавательных способностей детей.
Принципы используемые при организации работы:
Доступность: - учет возрастных особенностей;
Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение.
Наглядность.
Личностно-дифференцированный подход:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения материала каждым ребенком.
Методы и приемы при организации работы:
Наглядный
Сравнения
Практический
Сопоставления
Словесный
Наложения
Привлечение внимания
Наблюдение за действиями взрослого
Показ и объяснение
Словесная инструкция сверстников
Этапы реализации проекта:
Организационно - подготовительный этап:
- Проведение мониторинга о выявлении математических представлений у детей.
- Постановка цели, задач.
- Изучение литературы по теме.
- Составление картотеки игр.
- Разработка перспективного плана работы по теме.
- Выбор форм работы с родителями.
- Определения ожидаемого результата.
Основной этап:
- Реализация перспективного плана работы по проекту.
- Составление консультаций, конспекта семинара – практикума для родителей.
- Установление сотрудничества с родителями по реализации проекта.
- Семинар – практикум для родителей по теме проекта.
Заключительный этап:
- Информирование родителей о результатах проведения проекта.
- Представление опыта работы педагогам детского сада.
План реализации проекта:
(смотреть перспективное планирование).
Ожидаемый результат реализации проекта:
Участники проекта познакомятся с новыми играми. У них сформируются математические представления, разовьются психические процессы, умение использовать схемы, алгоритмы. Педагогическая и методическая копилка пополнится разработками игр, конспектами занятий с использованием Блоков Дьенеша, игровым материалом. Каждый ребенок проекта получит в Игры с логическими блоками по методике Дьенеша, которые учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Дети познакомятся с формами предметов и геометрическими фигурами, получат возможность проявить личностные способности, творчество.
Список использованной литературы
1.Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1982г.
2. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.
3. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.
4.З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
5. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
6.Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.
7. Л.П. Стасова «Развивающие математические игра-занятие детском саду. Воронеж,2008
8. Е.Н. Панова «Дидактические игры-занятия в детском саду» Воронеж, 2007
9. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Санкт-Петербург, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.
Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша.
" Чудо-рыбки"...
«Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»
Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».Тип проекта: познавательно – творческий.Образ...
План по самообразованию воспитателя младшей группы на тему "Развитие математических способностей детей младшего возраста через игровую деятельность".
Данный план по самообразованию содержит краткое описание значения игры в жизни ребёнка. Влияние дидактических игр на математические способности детей младшего возрвста. Годовой план проведения дидакти...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша Тема: «Поможем мишке»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша Тема: «Поможем мишке»...
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...
Отчет по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через логические блоки Дьенеша».
Логические блоки Дьенеша, несомненно, приносят только пользу: улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазийную гран...