Отчет по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через логические блоки Дьенеша».
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_girshveld.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Добромысловская СОШ – филиал детский сад «Лукоморье»
Отчет по самообразованию по теме:
«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через
логические блоки Дьенеша».
(педагогический проект)
Разработчик:
Гиршвельд О.Н
2021-2022г.
Я решила взять тему по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через логические блоки Дьенеша». Впервые в своей работе я применила блоки Дьенеша с ребятами в младшей группе на занятии. Игры с блоками вызвали у детей интерес, а в некоторых моментах бурное обсуждение и даже дискуссии.
Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила нормативные документы:
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Изучила методическую литературу по данной теме. - Дьяченко О. М. « Дети в школу собирайтесь» М. Просвещение 1996г.
- Носова Е. Л.,Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» М. Просвещение 1997г.
- Финкельштейн. Б Л., Латунина. Л. А. « Праздник в стране блоков».
- Лелявина. Н.О. « Давайте вместе поиграем».
- Столяр А. А. «Давайте поиграем» М. Просвещение. 1996г.
Интернет-ресурсы:
https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/logicheskie-bloki-denesha/
https://www.int-edu.ru/content/logicheskie-bloki-denesha-0
https://drive.google.com/file/d/1vhyvITL7yKo3z7AnfgEfjKpMHZFGeeI1/view?usp=sharin
https://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-poznavatelnyh-protsessov-u-detej.html
https://corvet-igra.ru/logicheskie-bloki-denesha/chudesnyj-meshochek-s-blokami-denesha/
Определила:
1. факторы реализации игры:
- включение всех видов игр в педагогический процесс;
- своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
- квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
- индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
- перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
- использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры
- установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
2.условия эффективности развития игры:
- свободное и добровольное включение детей в игру;
- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
- игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;
- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
- осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.
3.целевые ориентиры по ФГОС - ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.
- ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами. - В результате работы создала развивающую среду группы наборами с блоками, проведен показ ООД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша, проведены консультации для родителей «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума», «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников.», оформлена Папка – передвижка «Игры с блоками Дьенеша»,на заседании МО педагогов проведена консультация по теме: «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей дошкольников».
- Выступление на РМО, делилась опытом по работе с ЛБД.
- Просматривала информацию на сайтах:
http://pedrazvitie.ru
http://pedstrana1.ru
http://www.maam.ru - Организовала Курс для родителей и педагогов на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ
http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=8
Для практической части поставила следующие задачи:
- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством игровой деятельности.
С целью изучения и обогащения опыта детей создала:
- из бросового материала «Лэтбуки», альбомы и карточки-схемы к ЛБД;
- дидактический материал для игры «Магазин» (карточки с зашифрованной оплатой);
- КТП мастер- классов с родителями по играм;
- информационный уголок для родителей по теме «Веселые логики»;
- в приемной группе конверт для интересующих родителей вопросов и предложений по ЛБД.
- На сайте детского сада информация для родителей (законных представителей) по использованию логических блоков Дьенеша.
- Для вовлечения родителей в игровую технологию блоки Дьенеша применяю нетрадиционные формы работы: родительский практикум, детско-родительские встречи, просмотр родителями примерных видеоигр на сайте ДОУ.
Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы: - Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
- Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.
- Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
- Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.
- Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.
- Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Используя игру как форму организации жизни детей, буду стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе
С учетом полученных сведений испытуемые распределены по уровням развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста, данные представлены в сравнительной таблице
Уровень | Сентябрь | 2021 | Май | 2022 |
Абсолютный показатель | Процентный показатель | Абсолютный показатель | Процентный показатель | |
Сформирован | 0 | 0 | 3 | 50% |
Частично сформирован | 2 | 33% | 2 | 33% |
Не сформирован | 4 | 67% | 1 | 17% |
Выводы по результатам исследования познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста в детском саду:
Таким образом, изучив специальную литературу, я могу сделать вывод о том, что развитие познавательных действий у дошкольников должно отводиться очень важное место. Это вызвано целым рядом причин: постоянным повышением требований современной школы к интеллектуальному, в частности, математическому, развитию детей, увеличением потока информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, совершенствованием содержания математического образования и повышением его значимости.
Познавательное развитие ребенка младшего возраста включает в себя развитие восприятия и памяти, внимания и развитие речи.
Таким образом дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша были подобраны в соответствие с возрастом детей.
При подборе игр учитывались особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания использовались сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
Игры с ЛБД способствуют накоплению разнообразного сенсорного опыта, систематически укрепляют и развивают познавательный интерес, развивают мыслительные умения малышей (сравнение, обобщение, классификация), развивают элементарные математические представления у детей раннего возраста, развивают интеллектуальные и творческие задатки малышей.
В результате организованного единого интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребенка в соответствие с ФГОС ДО показатели познавательного развития детей значительно улучшились.
У детей наблюдается положительная динамика в сенсорном развитии детей (выделяют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 2-3 признака).
В перспективе я планирую использовать логические блоки Дьенеша в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Результаты:
Выступление на РМО, делилась опытом по работе с ЛБД.
публикация во всероссийском электронном журнале педагогическое мастерство «РАЗВИВАЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ».
Курс для родителей и педагогов на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ
http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=8
Картотека игр на своем сайте: https://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с детьми 3-4 лет» .
отчет работы с детьми, родителями, педагогами по теме«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с...
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности"
отчет по самообразованию...
План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Опыт работы пообучению детей игре в шахматы...
Отчет по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством обучения технике оригами» за 2021 - 2022 уч.год
Отчет по самообразованию...
Отчет по самообразованию на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 150 Отчет по самооб...
Отчет по самообразованию по теме «Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»
Отчет по самообразованию по теме «Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»...