Отчет по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через логические блоки Дьенеша».
проект

Гиршвельд Ольга Николаевна
Логические блоки Дьенеша, несомненно, приносят только пользу: улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазийную грань сознания. Это дидактическое пособие дает возможность проявить самостоятельность и учит не останавливаться, достигая поставленной цели.
Также методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию речевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu_girshveld.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Добромысловская СОШ – филиал детский сад «Лукоморье»

Отчет по самообразованию по теме:

«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через

 логические блоки Дьенеша».

 (педагогический проект)

Разработчик:

Гиршвельд О.Н

2021-2022г.

Я решила взять тему по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через логические блоки Дьенеша». Впервые в своей работе я применила блоки Дьенеша с ребятами в младшей  группе на занятии. Игры с блоками вызвали у детей интерес, а в некоторых моментах бурное обсуждение и даже дискуссии. 
Составила личный перспективный план по самообразованию.
           Изучила нормативные документы:

  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

    Изучила методическую литературу по данной теме. 
  • Дьяченко О. М. « Дети в школу собирайтесь» М. Просвещение 1996г.
  • Носова Е. Л.,Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» М. Просвещение 1997г.
  • Финкельштейн. Б Л., Латунина. Л. А. « Праздник в стране блоков».
  • Лелявина. Н.О. « Давайте вместе поиграем».
  • Столяр А. А. «Давайте поиграем» М. Просвещение. 1996г.

Интернет-ресурсы:

https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/logicheskie-bloki-denesha/

 https://www.int-edu.ru/content/logicheskie-bloki-denesha-0

https://drive.google.com/file/d/1vhyvITL7yKo3z7AnfgEfjKpMHZFGeeI1/view?usp=sharin

https://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-poznavatelnyh-protsessov-u-detej.html

https://corvet-igra.ru/logicheskie-bloki-denesha/chudesnyj-meshochek-s-blokami-denesha/

Определила:
1. 
факторы реализации игры:

  • включение всех видов игр в педагогический процесс;
  • своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
  • квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
  • индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
  • перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
  • использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры
  • установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

2.условия эффективности развития игры:

  • свободное и добровольное включение детей в игру;
  • дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
  • игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;
  • достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
  • при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
  • осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.

    3.
    целевые ориентиры по ФГОС
  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. 
  • ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
    В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами
  • В результате работы создала развивающую среду группы наборами с блоками, проведен показ ООД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша, проведены консультации для родителей «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума», «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников.», оформлена Папка – передвижка «Игры с блоками Дьенеша»,на заседании МО педагогов проведена консультация по теме: «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей  дошкольников».
  • Выступление на РМО, делилась опытом по работе с ЛБД. 
  • Просматривала информацию на сайтах:
    http://pedrazvitie.ru
    http://pedstrana1.ru
    http://www.maam.ru
  • Организовала Курс для родителей и педагогов на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ

http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=8
Для практической части поставила следующие задачи:

  • Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством применения игровых технологий.
  • Создание условий для психологического и физического здоровья  через игровую деятельность.
  • Создания условий для эмоционального благополучия через игровую деятельность.
  • Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством игровой деятельности.

С целью изучения и обогащения опыта детей создала:

  • из бросового материала «Лэтбуки», альбомы и карточки-схемы  к ЛБД;
  • дидактический материал для игры «Магазин» (карточки с зашифрованной оплатой);
  • КТП мастер- классов с родителями по играм;
  • информационный уголок для родителей по теме «Веселые логики»;
  • в приемной группе конверт для интересующих  родителей вопросов и предложений по ЛБД.
  • На сайте детского сада информация для родителей (законных представителей) по использованию логических блоков Дьенеша.
  • Для вовлечения родителей в игровую технологию блоки Дьенеша применяю нетрадиционные формы работы: родительский практикум, детско-родительские встречи, просмотр родителями примерных видеоигр на сайте ДОУ.        
    Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:
  • Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
  • Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.
  • Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
  • Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.
  • Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры. 
  • Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
           Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
            Используя игру как форму организации жизни детей, буду стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе

С учетом полученных сведений испытуемые распределены по уровням развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста, данные представлены в сравнительной таблице

Уровень

Сентябрь

2021

Май

2022

Абсолютный показатель

Процентный показатель

Абсолютный показатель

Процентный показатель

Сформирован

0

0

3

50%

Частично сформирован

2

33%

2

33%

Не сформирован

4

67%

1

17%

Выводы по результатам исследования познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста в детском саду:

Таким образом, изучив специальную литературу, я могу сделать вывод о том, что развитие познавательных действий у дошкольников должно отводиться очень важное место. Это вызвано целым рядом причин: постоянным повышением требований современной школы к интеллектуальному, в частности, математическому, развитию детей, увеличением потока информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, совершенствованием содержания математического образования и повышением его значимости.

Познавательное развитие ребенка младшего возраста включает в себя развитие восприятия и памяти, внимания и развитие речи.

Таким образом дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша были подобраны в соответствие с возрастом детей.

При подборе игр учитывались особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания использовались сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

Игры с ЛБД способствуют накоплению разнообразного сенсорного опыта, систематически укрепляют и развивают познавательный интерес, развивают мыслительные умения малышей (сравнение, обобщение, классификация), развивают элементарные математические представления у детей раннего возраста, развивают интеллектуальные и творческие задатки малышей.

В результате организованного единого интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребенка в соответствие с ФГОС ДО показатели познавательного развития детей значительно улучшились.

У детей наблюдается положительная динамика в сенсорном развитии детей (выделяют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 2-3 признака).

В перспективе я планирую использовать логические блоки Дьенеша в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Результаты:

  • Выступление на РМО, делилась опытом по работе с ЛБД.

  • публикация во всероссийском электронном журнале педагогическое мастерство «РАЗВИВАЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ  ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ».

  • Курс для родителей и педагогов на платформе ЗНАНИЯОНЛАЙН.РФ

http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=8

Картотека игр на своем сайте: https://nsportal.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с детьми 3-4 лет» .

отчет работы с детьми, родителями, педагогами по теме«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

Отчет по самообразованию на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска  детский сад № 150              Отчет по самооб...

Отчет по самообразованию по теме «Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»

Отчет по самообразованию по теме  «Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»...