«Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»
проект (младшая группа)

Альфия Минахтямовна Зиннурова

Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».

Тип проекта: познавательно – творческий.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Срок реализации: сентябрь 2017 – май 2018г.

Проект рассчитан на один год. Образовательная деятельность осуществляется на занятиях,продолжительностью 15 минут.

Методическое обеспечение: логические наборы «Блоки Дьенеша и «Палочки Кюйзенера».

Участники проекта: дети, воспитатель,  родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx66.94 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СП « Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ  с. Камышла

Проект на тему:

«Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»

 Автор:                                                        

Зиннурова  Альфия Минахтямовна,

воспитатель СП «Детский сад Улыбка»

                                                                                  ГБОУ СОШ с. Камышла

2018 г.

Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».

Тип проекта: познавательно – творческий.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Срок реализации: сентябрь 2017 – май 2018г.

Проект рассчитан на один год. Образовательная деятельность осуществляется на занятиях,продолжительностью 15 минут.

Методическое обеспечение: логические наборы «Блоки Дьенеша и «Палочки Кюйзенера».

Участники проекта: дети, воспитатель,  родители.

Актуальность проекта:

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания  образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к  математическому развитию детей дошкольного возраста. Ведь занятия математикой развивают высшие психические функции, формируют личностные качества и творческие способности детей. Сформированность познавательных процессов у дошкольников являются базой для освоения школьной программы.

 Обучение математике в дошкольном образовании не сводится к тому, чтобы научить ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи. Необходимо активно развивать в детях логическое мышление, изучая свойства, отношения и зависимости предметов окружающего мира.

При поиске наиболее эффективного средства для развития логического мышления, а также памяти, воображения и творческих способностей, свой выбор я остановила на логических блоках Дьенеша и палочек Кюизенера. Я считаю, что этот материал даёт возможность доступно, на наглядной основе  оперировать мыслительные действия, изучая форму, цвет, размер и толщину объектов.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения  абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные  навыки  алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

 Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

Этот проект направлен на развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера». Развития психических процессов: восприятия, внимания, памяти,   воображения. Формирования личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, инициативности, общительности. Развития волевых качеств и творческих способностей детей.

 Так же активная работа с родителями позволит закрепить знания, полученные на занятиях, а также способствует развитию познавательной активности у детей вне учреждения дошкольного образования. Данный метод проекта является одним из наиболее действенных и эффективных.

Цель проекта: развитие логико-математических представлений, мышления  у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательных  способностей детей младшего возраста:  знание цвета, формы, величины, количества, толщины.

2. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, творческие способности.

3. Развивать  у детей мелкую моторику рук.

 4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.

5. Развивать дружеские отношения сотрудничества.

6. Вовлечь родителей в развитие познавательных способностей детей.

Перспективность
Перспективность проекта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
 
 Теоретическая база.

В основе проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: С. Л.Рубинштейна, Л. С.Выготского, П. П. Блонского, П. Я.Гальперина, В. В.Давыдова, Е. А.Вяхирева, А. И.Мещерякова, Н. А.Менчинской, Д. Б.Эльконина, А. В.Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др).                 В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико - математические умения и представления.

Новизна заключается в разработке системы занятий для детей  
дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.

Гипотеза исследования:

Процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико– математических игр с блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера будет протекать успешно, если будут реализованы следующие виды деятельности:

  • Изучение и анализ психолого - педагогической и методической
    литературы по проблеме исследования.
  • Создание необходимых условий для работы по данной проблеме– обогащение методических инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
  • Разработка системы по использованию блок Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления у  дошкольников.
  • Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша  и счетных палочек Кюизенера ).
  •   Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера для развития логического мышления  дошкольников. 

 Принципы, используемые при организации работы:

  • Доступность:

-  учет возрастных особенностей;

  • Систематичность и последовательность:

 - постепенная подача материала от простого к сложному;

  - частое повторение.

  • Наглядность.
  • Личностно-дифференцированный подход:

  - учет возрастных особенностей;

    - создание благоприятной среды для усвоения материала каждым ребенком.

 Методы и приемы при организации работы:

  • Наглядный
  • Сравнения
  • Практический         
  • Сопоставления
  • Словесный
  • Наложения
  • Привлечение внимания
  • Наблюдение за действиями взрослого
  • Показ и объяснение
  • Словесная инструкция сверстников

Ожидаемый результат.

Развитие:

  -  развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности у дошкольников;

  -  способности самостоятельно и творчески мыслить; видеть, открывать в    окружающем мире свойства, отношения и зависимости;

 - способности конструировать по собственному замыслу;

 - способности использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

  -  умения ориентироваться в пространстве.

 Проявление:

  - устойчивого интереса к различным видам детской деятельности;

  - интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию;

           - инициативы, самостоятельности, уверенности в себе при решении интеллектуальных задач.

Продукт проектной деятельности.

 - Составление картотеки игр.

 - Составление системы работы по использованию логических игр, задач, упражнений при формировании математических представлений у детей средней группы.

- Разработка конспектов тематических занятий по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

- Оформление консультативного материала для педагогов и родителей.

 Этапы реализации проекта:

Организационно - подготовительный этап:

  • Проведение мониторинга выявления уровня математических представлений у детей.
  • Анкетирование родителей «Развитие познавательной активности у детей».
  • Изучение литературы по теме.
  • Разработка перспективного плана работы по теме.
  • Систематизация игр с блоками Дьенеша, игр с палочками Кюизенера.                  

Основной этап:

1. Реализация перспективного плана работы по проекту.

    Проведение занятий по математике.

  • знакомство с логическими блоками Дьенеша.
  • знакомство с палочками Кюизенера.
  • Выполнение игровых упражнений:

-«Строим дорожки».

- «Найди клад».

- «Угадай-ка».

- «Разложи конфетки по коробкам».

- «Помоги муравьишкам».

- «Что изменилось».

- «Третий лишний».

-  «Волшебный мешочек».

- «Опиши».

- «Чередование».

- «Найди пару».

-«Колобок».

- «Автотрасса».

  • Выполнение заданий в рабочих тетрадях.

2.Экскурсии на природу с целью ознакомления, сравнения, изучения окружающей действительности.

- Экскурсия в осенний лес;

- Экскурсия на речку Сок;

- Экскурсия на гору.

3. Творческие выставки детских работ - участие в районных, окружных конкурсах.  

4. Игры: «Игры – приключения»; «Строим дорожки  по схеме», «Помоги ёжику добраться до дома», «Второй ряд», «Раздели фигуры».

5. Практическая продуктивная деятельность

- Лепка геометрических фигур.

- Аппликация геометрических фигур.

- Рисование геометрических фигур

6. Проведение мастер-класса для родителей.

7. Проведение открытого занятия для педагогов.

Заключительный этап:

- Диагностика знаний, умений детей по развитию  логико-математических представлений.

- Информирование родителей о результатах проведения проекта.

- Выступление на окружном семинаре.

Достигнутый образовательный результат:

В результате работы участники проекта познакомились с новыми играми. У детей сформировались математические представления, они научились использовать схемы, алгоритмы. Использование методики Дьенеша научило малыша не только думать, следить за координацией движений, но и свободно общаться. Дети стали использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Они познакомились с формами предметов и геометрическими фигурами, получили возможность проявить личностные способности, творчество.

Педагогическая и методическая копилка также пополнилась разработками игр, конспектами занятий с использованием Блоков Дьенеша, игровым материалом.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что  применение «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера» является достаточно эффективным средством в повышении уровня развития логико-математических представлений у дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.

Используемая литература:

  •  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  •  Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера .
  •  Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников».  
  •  Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» .
  •  Новикова В. П., Тихонова Л. И.  «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Планы-сценарии  занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...

"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Цель:Расширить и обогатить элементарные математические знания путем поисков исследовательской деятельности.Задачи:закрепление умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры;развитие у...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...

План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»

Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Методы и приёмы работы  с  детьми первой младшей группы с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша палочками Кюизенера»...