«Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»
проект (младшая группа)
Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».
Тип проекта: познавательно – творческий.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Срок реализации: сентябрь 2017 – май 2018г.
Проект рассчитан на один год. Образовательная деятельность осуществляется на занятиях,продолжительностью 15 минут.
Методическое обеспечение: логические наборы «Блоки Дьенеша и «Палочки Кюйзенера».
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 66.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СП « Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла
Проект на тему:
«Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»
Автор:
Зиннурова Альфия Минахтямовна,
воспитатель СП «Детский сад Улыбка»
ГБОУ СОШ с. Камышла
2018 г.
Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».
Тип проекта: познавательно – творческий.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Срок реализации: сентябрь 2017 – май 2018г.
Проект рассчитан на один год. Образовательная деятельность осуществляется на занятиях,продолжительностью 15 минут.
Методическое обеспечение: логические наборы «Блоки Дьенеша и «Палочки Кюйзенера».
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к математическому развитию детей дошкольного возраста. Ведь занятия математикой развивают высшие психические функции, формируют личностные качества и творческие способности детей. Сформированность познавательных процессов у дошкольников являются базой для освоения школьной программы.
Обучение математике в дошкольном образовании не сводится к тому, чтобы научить ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи. Необходимо активно развивать в детях логическое мышление, изучая свойства, отношения и зависимости предметов окружающего мира.
При поиске наиболее эффективного средства для развития логического мышления, а также памяти, воображения и творческих способностей, свой выбор я остановила на логических блоках Дьенеша и палочек Кюизенера. Я считаю, что этот материал даёт возможность доступно, на наглядной основе оперировать мыслительные действия, изучая форму, цвет, размер и толщину объектов.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
Этот проект направлен на развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера». Развития психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения. Формирования личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, инициативности, общительности. Развития волевых качеств и творческих способностей детей.
Так же активная работа с родителями позволит закрепить знания, полученные на занятиях, а также способствует развитию познавательной активности у детей вне учреждения дошкольного образования. Данный метод проекта является одним из наиболее действенных и эффективных.
Цель проекта: развитие логико-математических представлений, мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательных способностей детей младшего возраста: знание цвета, формы, величины, количества, толщины.
2. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, творческие способности.
3. Развивать у детей мелкую моторику рук.
4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.
5. Развивать дружеские отношения сотрудничества.
6. Вовлечь родителей в развитие познавательных способностей детей.
Перспективность
Перспективность проекта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
Теоретическая база.
В основе проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: С. Л.Рубинштейна, Л. С.Выготского, П. П. Блонского, П. Я.Гальперина, В. В.Давыдова, Е. А.Вяхирева, А. И.Мещерякова, Н. А.Менчинской, Д. Б.Эльконина, А. В.Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др). В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико - математические умения и представления.
Новизна заключается в разработке системы занятий для детей
дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.
Гипотеза исследования:
Процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико– математических игр с блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера будет протекать успешно, если будут реализованы следующие виды деятельности:
- Изучение и анализ психолого - педагогической и методической
литературы по проблеме исследования. - Создание необходимых условий для работы по данной проблеме– обогащение методических инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
- Разработка системы по использованию блок Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления у дошкольников.
- Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера ).
- Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников.
Принципы, используемые при организации работы:
- Доступность:
- учет возрастных особенностей;
- Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение.
- Наглядность.
- Личностно-дифференцированный подход:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения материала каждым ребенком.
Методы и приемы при организации работы:
- Наглядный
- Сравнения
- Практический
- Сопоставления
- Словесный
- Наложения
- Привлечение внимания
- Наблюдение за действиями взрослого
- Показ и объяснение
- Словесная инструкция сверстников
Ожидаемый результат.
Развитие:
- развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности у дошкольников;
- способности самостоятельно и творчески мыслить; видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости;
- способности конструировать по собственному замыслу;
- способности использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи;
- умения ориентироваться в пространстве.
Проявление:
- устойчивого интереса к различным видам детской деятельности;
- интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- инициативы, самостоятельности, уверенности в себе при решении интеллектуальных задач.
Продукт проектной деятельности.
- Составление картотеки игр.
- Составление системы работы по использованию логических игр, задач, упражнений при формировании математических представлений у детей средней группы.
- Разработка конспектов тематических занятий по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
- Оформление консультативного материала для педагогов и родителей.
Этапы реализации проекта:
Организационно - подготовительный этап:
- Проведение мониторинга выявления уровня математических представлений у детей.
- Анкетирование родителей «Развитие познавательной активности у детей».
- Изучение литературы по теме.
- Разработка перспективного плана работы по теме.
- Систематизация игр с блоками Дьенеша, игр с палочками Кюизенера.
Основной этап:
1. Реализация перспективного плана работы по проекту.
Проведение занятий по математике.
- знакомство с логическими блоками Дьенеша.
- знакомство с палочками Кюизенера.
- Выполнение игровых упражнений:
-«Строим дорожки».
- «Найди клад».
- «Угадай-ка».
- «Разложи конфетки по коробкам».
- «Помоги муравьишкам».
- «Что изменилось».
- «Третий лишний».
- «Волшебный мешочек».
- «Опиши».
- «Чередование».
- «Найди пару».
-«Колобок».
- «Автотрасса».
- Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
2.Экскурсии на природу с целью ознакомления, сравнения, изучения окружающей действительности.
- Экскурсия в осенний лес;
- Экскурсия на речку Сок;
- Экскурсия на гору.
3. Творческие выставки детских работ - участие в районных, окружных конкурсах.
4. Игры: «Игры – приключения»; «Строим дорожки по схеме», «Помоги ёжику добраться до дома», «Второй ряд», «Раздели фигуры».
5. Практическая продуктивная деятельность
- Лепка геометрических фигур.
- Аппликация геометрических фигур.
- Рисование геометрических фигур
6. Проведение мастер-класса для родителей.
7. Проведение открытого занятия для педагогов.
Заключительный этап:
- Диагностика знаний, умений детей по развитию логико-математических представлений.
- Информирование родителей о результатах проведения проекта.
- Выступление на окружном семинаре.
Достигнутый образовательный результат:
В результате работы участники проекта познакомились с новыми играми. У детей сформировались математические представления, они научились использовать схемы, алгоритмы. Использование методики Дьенеша научило малыша не только думать, следить за координацией движений, но и свободно общаться. Дети стали использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Они познакомились с формами предметов и геометрическими фигурами, получили возможность проявить личностные способности, творчество.
Педагогическая и методическая копилка также пополнилась разработками игр, конспектами занятий с использованием Блоков Дьенеша, игровым материалом.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера» является достаточно эффективным средством в повышении уровня развития логико-математических представлений у дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.
Используемая литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера .
- Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников».
- Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» .
- Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...
методическая разработка по развитию логического мышления у старших дошкольников с использованием блоков Дьенеша
методическая разработка...
"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Цель:Расширить и обогатить элементарные математические знания путем поисков исследовательской деятельности.Задачи:закрепление умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры;развитие у...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...
План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»
Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Методы и приёмы работы с детьми первой младшей группы с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша палочками Кюизенера»...