Мастер-класс по теме: "Правильные советы при работе с карандашом"
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Донцова О.Ю.,
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида Петродворцового района
г. Санкт-Петербурга
Мастер-класс по теме «Правильные советы при работе с карандашом».
Актуальность. Недостаточное внимание родителей к правильному положению ложки в руке ребенка при приеме пищи, а также карандаша при рисовании ведет к формированию неправильного графического навыка у детей дошкольного возраста.
Цель: демонстрация игровых упражнений и правильного положения карандаша в руке, направленных на формирование стойкого навыка при выполнении графических работ.
Задачи:
- Обратить внимание родителей на то, что развитие руки при письме (положение карандаша) тесно связано с правильным положением ложки в руке во время приема пищи;
- Познакомить родителей с двумя главными направлениями: 1. Работа с листом бумаги; 2. Работа с карандашом;
- Наглядно продемонстрировать применение игровых упражнений и приемов в правильном и своевременном формировании графических навыков у детей дошкольного возраста.
Используемые методы обучения: словесные (беседа), практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения), наглядные (иллюстрации, демонстрация).
Материалы и оборудование: различные карандаши: трехгранные, с «канавками» - большие и маленькие, насадки на карандаши, формирующие правильное положение пальцев при работе с карандашом, схемы-плакаты «Правильно сижу - правильно пишу», тетради для занятий, листы, раскраски, «секретные» салфетки.
Ход работы.
Как научить ребенка правильно держать карандаш? Как выглядит правильный захват карандаша? Какие использовать упражнения и занятия для развития пальчиков малыша? Верно ли, что от того, насколько правильно ребенок держит ручку, зависят и его почерк, и его осанка? Все эти вопросы ставят перед собой заинтересованные родители.
Для начала решим, действительно ли необходимо научить ребенка правильно держать карандаш. Учителя начальной школы обращают внимание на то, что это важно, потому что при правильной позиции пальцев рука меньше устает. Это абсолютно верно, так как если указательный палец наверху, то на него приходится основная нагрузка, а он лучше всех приспособлен для выполнения мелких и точных движений.
Знакомить ребенка с тем, как нужно держать карандаш, мы можем с того момента, когда он начинает использовать карандаш или кисточку по назначению, тогда нужный навык формируется автоматически. Если же ситуация запущена и ребенку уже 4, 5, 6 лет, то придется действовать сразу в нескольких направлениях.
Первое и самое главное – необходимо создать положительную мотивацию для усилий ребенка, чтобы он сам был заинтересован в достижении цели. Может быть, это пример старшего брата-школьника, или пример отца, или ссылка на то, что так пишут все взрослые, или обещание подарить настоящую школьную ручку, или рассказ о том, что карандаш- это корабль, а пальцы – капитан, старший помощник и боцман и у каждого из них своя работа и свое место на корабле. Фантазируйте, пробуйте – все в ваших руках. И не забывайте хвалить и поддерживать дошкольника, не жалейте для этого эмоций, искренне радуйтесь его достижениям.
Второе – привлеките на свою сторону и сделайте союзниками всех взрослых, которые имеют отношение к письменной и рисовальной деятельности ребенка, чтобы и они поддерживали его усилия.
И наконец, третье – чисто технические средства, заставляющие правильно располагать пальцы на карандаше: трехгранные карандаши и ручки, специальные насадки на карандаш.
Часто малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки. Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании. Он должен знать правила:
- Сидеть прямо;
- Придерживать бумагу рукой, свободной от рисования;
- Локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.
Ну и, конечно, развиваем мелкую моторику рук: шнуровки, перекладывание мелких предметов, наклейки и аппликации, пальчиковая гимнастика.
Развивать мелкую моторику помогает занимательная игра в «Золушку»: смешайте разные крупы и попросите ребенка рассортировать их в разные емкости. Интересней будет, если эти емкости будут разного цвета.
Важно научить ребенка напрягать и расслаблять пальцы. Для этого полезны пальчиковые игры. Например, игра в «замок»:
На двери висит замок (сцепить кисти рук между собой, изобразив замок)
Кто его открыть бы мог? (пожать плечами)
Потянули, покрутили, (потянуть, покрутить сцепленные кисти)
Постучали и открыли (постучать основанием кистей друг о друга, развести кисти в стороны)
Делая такие полезные упражнения, мы заодно заучиваем небольшой стишок, играем с ребенком и развиваем речь одновременно. Ведь очень важно, чтобы ребенку было интересно учиться.
Предлагаем небольшой, но любопытный эксперимент, который поможет нам научить ребенка правильно держать карандаш:
- Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.
- Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем.
- Затем попросите ребенка взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок держит карандаш или ручку правильно.
Литература
- М.А. Скуратова под ред. В. А. Деркунской «Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО» - СПБ. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019 .- с 35-38
- Т.А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений – Москва: Эксмо, 2018.- с 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Тема: «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы».
В папке материал мастер-класса с презентациями и конспектом занятия для средней группы( Интегрируется 7 областей)...
Мастер - класс для педагогав "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми"
12 ноября 2013 г. в рамках ММО на баде МБДОУ №13 "Улыбка" в г. Балашиха, был проведен мастер - класс для педагогов города на тему «Рисуем без кисточки» (знакомство с нетрадиционными формами рисования ...
Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".
В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....
Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в педагогической работе с детьми"
Данный материал дает педегогам обоснавание,для чего необходимо использовать мнемотаблицы в работе с детьми.Можно использовать и как консультацию для родителей.Педагоги могут подчерпнуть информацию о т...
Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с технологией «Детский сове...
Правильные советы при работе с карандашом
консультация для родителей...
Правильные советы при работе с карандашом
Как научить ребенка правильно держать карандаш? Как выглядит правильный захват карандаша? Какие использовать упражнения и занятия для развития пальчиков ребенка? Верно ли, что от того, насколько прави...