Исследование игровых и средовых потребностей детей для организации предметно – пространственной среды
статья

Кириллова Марина Геннадьевна

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДОУ) появились новые требования к развивающей предметно - пространственной среде (далее - РППС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Исследование игровых и средовых потребностей детей для организации предметно – пространственной среды

         В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДОУ) появились новые требования к развивающей предметно - пространственной среде (далее - РППС): «РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы...для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа…..учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (п.3.3.1.).

          В ФГОС ДОУ зафиксированы конкретные требования к предметно-пространственной среде детского сада. В соответствии с этими требованиями предметная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и доступной. При построении предметно-развивающей среды должны учитываться следующие принципы:

 Содержательная насыщенность среды предполагает наличие необходимых и достаточных игрушек и материалов для разных видов игры (ролевой, режиссерской, с правилами). Эти материалы должны соответствовать возрастным возможностям детей.

Трансформируемость пространства подразумевает возможность изменений среды в зависимости от характера игры, сюжета, от меняющихся интересов и возможностей детей. Для оптимального использования площади помещения в среде должна быть заложена возможность ее изменения, которая обеспечивается наличием специальных предметов (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани и т.п.). Эти предметы могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся.

Полифункционалъностъ материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, детская мебель в игре может стать маркером игрового пространства (стул может стать машиной или домиком). Полифункциональные (не обладающие жестко закрепленным способом употребления) предметы, в том числе природные, бросовые материалы, могут использоваться в качестве предметов - заместителей в детской игре вместо традиционных игрушек.

Вариативность среды предполагает наличие в детском саду различных игровых пространств (комплекты для режиссерских игр, для уединения и т.п.), а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающее свободный выбор детей. Вариативность игровой среды включает также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых игрушек, стимулирующих игровую активность детей. В группе должны появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие развитие игровой деятельности. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей способствуют развитию у дошкольников самостоятельности, инициативности и творческого воображения.

Доступность игровой среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, игровым материалам.

 Предметно-развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная;

2) познавательная;

3) речевая;

4) художественно-эстетическая;

5) физическая.

Социально-коммуникативное развитие: В центре «Сюжетно – ролевых игр» дети могут легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. Игровой центр содержит в себе игрушки разной направленности: игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, куклы разной направленности, атрибуты для ряженья, предметы-заместители. Игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Ателье», «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Почта» и др. Рядом с игровой зоной расположены модули и крупный строительный материал с целью возможности использовать постройки в игре.

«Уголок дежурства» расположен у входа в зону «кухни», чтобы дети  могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, а также необходимые атрибуты для дежурных. В день дежурства в кармашках появляются карточки с изображением овощей и фруктов.

Уголок «безопасности» отражает безопасность на улице (ПДД). Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Центр оснащен макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей, полотно с изображением дороги, мелкий транспорт, набор дорожных знаков, светофор.

Познавательное развитие: Центр «математики» (игротека) оснащен нормативно - знаковым материалом: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, счеты, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Геометрический куб, различные виды мозаик, современные пазлы; развивающие игры;  модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели, настольно-печатные игры, разнообразные дидактические игры. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр «познания» - игровой материал расположен на открытых полках, содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика, шашки, шахматы, различные головоломки, настольно-печатные игры, материалы для развития у детей графических навыков, доска, указка, календарь недели, глобус, географические карты, циферблат часов. Коллекции значков, пуговиц, медалей, фантиков, открыток, календарей.

Центр «экспериментирования» представлен многообразием природного материала: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, и т. п., сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, гречка, рис. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, песочные часы, емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, палочки, воронки. Разнообразные приборы: разные лупы, компас, бинокли, магниты, весы. Набор зеркал для исследования отражательного эффекта, вертушки (для опытов с воздушными потоками, схемы, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля. Коллекции тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий). В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором мы совместно с детьми фиксируем сделанные выводы по результатам наблюдения.

Центр «Экологии» содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», муляжей овощей и фруктов, календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день. Пластиковый контейнер с песком, для оформления макетов (пустыня, тропики, доисторической жизни (динозавры, ландшафт). Все составляющие макета мобильны (в хранении представляет собой коробки с материалами). Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами.

Центр «конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала, он расположен вблизи центра сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Содержание строительного уголка (средний строительный конструктор, деревянный конструктор, конструктор типа «lego», плоскостной конструктор, магнитный конструктор, конструктор – мозаика, тематические строительные наборы: город, ферма, зоопарк, сборно-разборный трактор; небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных); схемы построек, образцы по конструированию, фотографии) может перемещаться в любое место группы.

В центре «патриотического воспитания» содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика города Пензы; дидактические пособия, отражающие многонациональность нашей Родины. Подобран материал о Пензенском крае (традиции, культура). Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Достопримечательности города Пензы», «Пензенский край», «Мой город – Пенза», фото открытки, коллекция кукол в народных костюмах, дидактические игры.

В центре «театра» размещена ширма, ширма для настольного театра, маски различных персонажей, кукольный, пальчиковый, настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе, театральные афиши, программки, билеты, альбом с фотографиями театральных постановок.

В центре «ИКТ» размещены: телевизор, ноутбук, DVD-плеер, магнитофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.

Речевое развитие: Центр «книги» включает в себя стеллаж для книг, мягкий диван. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели; любимые книги детей, полочка умных книг (детские энциклопедии). В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.

В центре «Речевичок» находятся картинки по лексическим темам, предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов, дидактические игры на обогащение словаря; на развитие грамматического строя речи; на развитие связной речи; дидактические игры на развитие фонематического слуха. Каталог игр по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной гимнастики; упражнений дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастике; словесные дидактические игры, домик букв, зеркала. Пособия на развитие мелкой моторики (сухой бассейн, массажные мячики, шнуровки) и картотека упражнений с ними. Неотъемлемым атрибутом в центре «речевичок» является игрушка «мудрая сова».

Художественно — эстетическое развитие: В центре «изобразительной деятельности» размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, мольберт, раскраски, материалы для ручного труда и художественного конструирования (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, бросовый материал). Наш центр дополнен выставкой детских работ или одного ребенка». По желанию ребенок может воспользоваться всем необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра детям и родителям, являются украшением группы.

Центр «музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Здесь размещены музыкальные игрушки (синтезатор, гармошка, аккордеон, гитара, балалайка, металлофон, шарманка, музыкальные шкатулки, дудочки, погремушки; бубен; барабаны; трещотка; ложки, колокольчик, треугольник, дидактическое пособие «Музыкальные инструменты», лэпбуки «Танцевальная мозаика», «В мире музыки» дидактические игры.

Физическое развитие: «Центр двигательной активности» содержит атрибуты к подвижным играм, мячи (б. и м., кубики, султанчики, ленточки, флажки, веревочки, платочки, гимнастические палки и т. д., массажёры, кегли, скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, дуги для подлезания, городки, серсо, гантели детские и нетрадиционное спортивное оборудование, сделанное своими руками. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Центр оснащен картотекой подвижных игр; картотекой малоподвижных игр; картотекой русских народных игр, картотекой физкультминуток; иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта. Выносной материал: мячи резиновые; мяч футбольный; бадминтон; скакалки; обручи; лыжи (нест. оборуд.); хоккейные клюшки

         Методы, используемые  в работе по исследованию:

 «Наблюдение за свободной игровой деятельностью детей». Для выявления наиболее востребованных игрушек, игр и пространства помещения групповой комнаты в нашей группе проводится 2 раза в месяц «День игры»: на протяжении всего дня дети свободно играют, и никакой организованной образовательной деятельности не проходит. Педагог ведет педагогическое наблюдение за тем, какие игрушки выбирают дети, как долго они с ними взаимодействуют, насколько игровое оборудование помогает детям разворачивать сюжет, игровой замысел. Где, в каком пространстве группового помещения дети предпочитают играть.

«Беседа». Для выявления наиболее предпочитаемых игрушек и игр мы обсуждаем с детьми желания иметь в группе те или иные игрушки или игры. Педагог беседует с детьми: «Что ты больше всего любишь делать?», «В какие игры ты любишь играть?», «Хочется ли что-то поменять вокруг себя в группе – мебель, игрушки и т.п.». И педагог составляет список наиболее востребованных игрушек, игр, опираясь на желания детей.

«Рассматривание картинок с изображением игрушек». Детям предлагается для рассматривания подборку картинок с изображением игрушек или каталог игрушек. Картинки мы подбираем с изображением разных игрушек – и те, которые имеются в детском, и те, которых нет. Педагог просит ребенка выбрать наиболее интересные, на его взгляд, картинки и спрашивает, какая картинка ему больше всего нравится. Первые три выбора являются наиболее значимыми для дошкольника.

«Игровые ситуации». Детям предлагается набор разнообразных игрушек, и они самостоятельно определяют замысел и выстраивают игровые действия. Тем самым мы определяем наиболее предпочитаемые сюжетно-ролевые дидактические игры. Этот метод также подходит для выявления предпочитаемых игровых зон и определения комфортности пространственной организации среды нашей группы.

 «Взаимопосещение групповых комнат».  Раз в месяц дети вместе с педагогами меняются на целый день группами. Педагог ведет педагогическое наблюдение за игровыми и средовыми предпочтениями детей и фиксирует результаты.

«Домашняя игрушка». Дети приносят свои любимые игрушки и оставляют их на некоторое время, чтобы сверстники могли ими играть, что позволяет выявить значимости той или иной игрушки для детей нашей группы.

 «Любимая игрушка дома». Общаясь с родителями, мы узнаем, чем дети играют дома, это расширяет наши представления о предпочтениях детей, что помогает в модернизации РППС.

       Итак, целенаправленное выявление средовых и игровых потребностей необходимо, для создания и постоянного обновления РППС. Данные исследования могут помочь создать  развивающуюся среду, которая является благоприятным условием развития каждого ребенка в группе, оптимизирует процесс саморазвития и самовыражения детей, что так актуально, в связи с введение ФГОС ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Учет возрастных особенностей детей при организации предметно-пространственной среды (старший возраст).

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть...

Презентация " Вопросы организации предметно-пространственной среды для игровой деятельности в детском саду всегда актуальны, особенно для детей раннего возраста."

Вопросы организации предметно-пространственной среды для игровой деятельности в детском саду всегда актуальны, особенно для детей раннего возраста....