Консультация - «Телевизор в жизни дошкольника»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вокуева Татьяна Владимировна

Практически каждый наш дошкольник, хотим мы того или не хотим, вынужден больше времени проводить в душном помещении и насыщать свои легкие не самым лучшим воздухом, сокращать бюджет своего времени на любимые (в том числе и уличные) игры.

Телевизор уже давно захватил в плен нашу детвору, в том числе и самых маленьких ребят. По данным врачей-гигиенистов, сегодня дети дошкольного возраста проводят у телевизора от 40 минут до 1,5—2 часов ежедневно, или немного-немало 10— 14 часов в неделю (вдумайтесь в эту цифру!). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Телевизор113.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 общеразвивающего вида»

г. Печора 

Консультация  для родителей по теме:

«Телевизор в жизни дошкольника»

(старший возраст)

 

                                         http://magdescimes.com/wp-content/uploads/2013/02/117344768285078_556472974372253-800x500.jpg

Воспитатель: Вокуева Т.В.

Сегодня для каждого дошкольника телевизор стал таким же привычным, как игрушки и книги. Кто из нас не замечал, как моментально пустеют городские дворы, лишь только кто-то возвестит: «Мультики начинаются!» Какая уж там прогулка или игры на свежем воздухе! Всех детей с улицы в одно мгновение, словно ветром, сметает…

Телевизор уже давно захватил в плен нашу детвору, в том числе и самых маленьких ребят. По данным врачей-гигиенистов, сегодня дети дошкольного возраста проводят у телевизора от 40 минут до 1,5—2 часов ежедневно, или немного-немало 10— 14 часов в неделю (вдумайтесь в эту цифру!). А теперь давайте вместе подсчитаем, во что обходится для здоровья ребенка длительное сидение у экрана телевизора.

Это значит, что практически каждый наш дошкольник, хотим мы того или не хотим, вынужден больше времени проводить в душном помещении и насыщать свои легкие не самым лучшим воздухом, сокращать бюджет своего времени на любимые (в том числе и уличные) игры. А как известно, игра развивает у ребенка воображение, творческие способности, формирует полезные навыки, учит общаться со сверстниками. Заметим только, что именно целенаправленная игра, т. е. то, что ему не всегда способно предоставить телевидение. В результате возникает своеобразный парадокс: ребенок, сидя у телевизора, больше теряет в интеллектуальном плане, нежели приобретает. А вам, дорогой читатель, не приходило такое в голову?

Однако после такого небольшого отступления продолжим основную мысль: это значит, что наши дети сидением у телевизора еще более усугубляют имеющуюся у всех у них гипокинезию. Но, пожалуй, что еще страшнее, так это нагрузки на зрение, которые предъявляет постоянно мигающий экран телевизора юным, неокрепшим глазам. На этом, казалось бы, можно было поставить точку. Но нет, список бед, причиняемых голубым экраном, оказывается, может быть продолжен…

И здесь мы хотели бы немного рассказать о специальных исследованиях, которые были проведены сотрудниками ВНИИ гигиены детей и подростков.

Итак, что же сделали ученые? С помощью специальной аппаратуры до и после просмотра телепередач у детей, в том числе и у дошкольников, проверялись состояние центральной нервной системы, уровень работоспособности, а непосредственно во время просмотра непрерывно регистрировались показатели деятельности сердечно-сосудистой системы, зрительных функций, а также кожно-гальванические реакции (как в знаменитом «детекторе лжи», используемом американскими спецслужбами). Последние, как известно, отражают эмоциональное состояние. Одновременно исследователи следили и за поведением ребенка, отмечая, сколько времени он смотрит передачу увлеченно, когда начинает отвлекаться, вертеться, шумно зевать, что обычно бывает при развивающемся кислородном голодании мозга.

Воздействие каждого отдельного просмотра, как выяснилось, определяется не только длительностью и характером передачи, но и состоянием ребенка в данный момент, т. е. тем, здоров он или болен, утомлен ли предыдущей деятельностью, например чтением, рисованием, или нет. При неблагоприятном стечении обстоятельств (болезнь, утомление) приборы регистрировали особенно заметное снижение ряда функций организма. И чем младше были исследуемые дети, тем сильнее проявлялось утомление, причем у дошкольников оно выражалось в появлении излишних капризов, плаксивости, а иногда даже и возникновением болей в животе.

А ведь не секрет: сплошь и рядом бывает так. Ребенок заболел, и мама, не зная, чем его занять или в порядке поощрения, на целый день включает телевизор — только бы лишний раз не поднимался с постели. А потом удивляется, почему сын (или дочь) стал еще более вялым, капризным, откуда у него появились ночные страхи. Впрочем, подавляющее большинство родителей даже и не удивляется, относя все эти явления за счет необычного течения болезни. Никому и в голову не приходит, что во многом здесь виноват телевизор. Между тем периодические изменения освещенности экрана, мелькание, световая пульсация, особенно если ребенок проводит у телевизора по нескольку часов кряду, еще более усугубляют эффект отрицательного воздействия на организм. Наиболее чувствительны к мелькающему свету (и это тоже установили исследования) дети, перенесшие родовую травму, сотрясение головного мозга, нервные, легковозбудимые. У таких ребят длительный просмотр телепередач в подобных условиях может привести к усилению невротических реакций вплоть до развития судорожного припадка.

Короче, любым благом надо уметь пользоваться и вольно или невольно не следует доводить ребенка до подобных состояний, тем более что нормативы просмотра телепередач уже разработаны. Ребенок дошкольного возраста не должен сидеть у телевизора более 30 минут в день. А всего ему желательно просматривать не больше 2—3 передач в неделю.

Возможно, кое-кому из родителей подобные рекомендации покажутся недостаточно жизненными (а раз так, то и не нужно торопиться их выполнять). С другой стороны, наверняка у многих взрослых может возникнуть вопрос: на чем основаны столь суровые ограничения? Во-первых, на результатах научных исследований, о которых речь шла выше. Во-вторых, ученые исходили из того, что просмотр телепередач далеко не единственная тонкая зрительная работа у наших дошкольников.

Начнем с трехлетних детей. Казалось бы, уж какая у них может быть зрительная работа! И вы, наверное, в немалой степени удивитесь, узнав такой факт. Оказывается, на рассматривание картинок, рисование, лепку в том же детском саду дети этого возраста ежедневно в среднем затрачивают до 1,5 часа. А вот что касается детей пяти-шестилетнего возраста, то на аналогичный вид деятельности у них уже уходят до 2 5 часа в день. (Тоже немало, особенно если учесть, что и у тех и других ребят еще идет становление зрения.) Но, пожалуй, в еще более затруднительном положении — наши многострадальные шести-семилетки. Тонкая зрительная работа (без развлечений) у них занимает до 5, а то и целых 6 часов (!) в день. Вот почему в таких условиях длительный просмотр телепередач становится одним из дополнительных факторов, способствующих развитию зрительного утомления, а у части детей — прогрессированию близорукости.

Экспериментальные исследования показали, что зрение особенно напрягается, если дети сидят слишком близко к телеэкрану. Наиболее оптимальным расстоянием является не ближе 1,5—2 м и не далее 5—5,5 м. Желательно, чтобы телевизор был установлен на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Занимая такую позицию вместе с ребенком у экрана, вы тем самым как бы уменьшаете опасность воздействия излучения от трубки телевизора.

И еще, о чем бы хотелось напомнить. В полной темноте, как это некоторые делают, смотреть телепередачи не рекомендуется, так как тоже очень быстро будут уставать глаза. Лучше всего включать верхний свет или любой боковой источник света, не находящийся в поле зрения и не отражающийся на экране. Днем следует смотреть передачи в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни закрывать окна шторами. Яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, а это ухудшает видимость и вынуждает напрягать зрение. То же самое происходит, когда изображение на экране нечеткое, недостаточно контрастное.

Проследите и за позой ребенка: плохо, когда он сидит, скорчившись, уткнув голову в колени, подобрав под себя ногу. А вообще у ребенка должно быть свое постоянное место у телевизора, где бы он мог сидеть свободно и удобно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Телевизор в жизни дошкольника»

Консультация для родителей на тему: «Телевизор в жизни дошкольника»Профилактика телезависимостиПравила просмотра телевизора...

Консультация «Здоровый образ жизни дошкольника».

Состояние здоровья подрастающего поколения....

Консультация "Игра в жизни дошкольника"

Данный материал будет интерес и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями, привлечет внимание родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка....

Консультация для родителей «Телевизор в жизни дошкольника»

        Консультация для родителей «Телевизор в жизни дошкольника»...

Консультация ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Консультация ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА...