Консультация "Игра в жизни дошкольника"
консультация

Данный материал будет интерес и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями, привлечет внимание родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra_v_zhizni_doshkolnika.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский

Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. Одной из причин такой тенденции является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны, когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек.

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

 Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

 Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

 С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

 Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

 Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

 В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Поэтому игра - это практически     единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность — это жизнь ребенка, его существование.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

  • сюжетно-ролевые:            
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические; 
  • строительно-конструктивные.

Сюжетно-ролевые

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле);
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль);
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);
  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.

Театрализованные игры

Театрализованные игры –  разыгрывание  определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Подвижные игры

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Строительно-конструктивные игры

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительно-конструктивные игры сходны с сюжетно-ролевой игрой. У них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути. Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются, прежде всего, разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей.

Строительно-конструктивные игры  значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения,

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Дидактические игры

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.

Консультации для родителей

  1. Задачи социального и нравственного развития детей в игре (семье)
  1. Знакомить ребенка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей;
  • Рассказывать ребенку о семейных обязанностях и гуманных отношениях между членами семьи, о своем детстве (игры, друзья, интересные события), о своей профессии и работе родственников;
  • Беседовать о деятельности людей, работающих в хорошо знакомых детям организациях (магазин, больница, общественный транспорт), раскрыть круг их профессиональных обязанностей, особенности отношений между людьми на производстве;
  • Наблюдать за общением людей при посещении магазинов, театров, поликлиник и других общественных мест.

  1. Организовывать совместную игру с детьми:
  • Принимать участие в игре по желанию ребенка и с его согласия, предварительно в общих чертах обговорить сюжет игры, назвать свою роль, согласовать свои действия, установить ролевые отношения;
  • Позволяя ребенку исполнять в игре главные роли, преодолевать устоявшийся стереотип общения взрослый – ребенок;
  • Избегать авторитарной позиции, подавляющей инициативу ребенка (ребенка – равный партнер);
  • Поддерживать стремление ребенка действовать сообща;
  • Отказаться от критики в адрес ребенка, позволяя ему свободно погрузиться в мир своих переживаний, реализовать собственные замыслы.
  1. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности:
  • Знать любимые игры своих детей, поощрять их, создавать для них необходимые условия: выделить место для игры;
  • Поощрять стремление ребенка использовать в игре предметы-заместители: колесики, кубики, палочки, куски материи;
  • Предоставить ребенку возможность наряжаться в соответствии с придуманной им ролью;
  • Организовать хранение игрушек в легкодоступных для ребенка местах, по возможности следует избегать беспорядочного хранения игрушек в больших коробках;
  • С уважением относиться к детской игре, поддерживать инициативу, проявлять искренний интерес к игре;
  • Понимать и признавать желания, эмоции в самостоятельных играх детей, быть терпеливыми и избегать оценок чувств, проявляемых дошкольниками;
  • Позволять ребенку выбирать игрушки, роли, сюжет, не вмешиваясь в игру, но поддерживать извне;
  • Создавать у ребенка уверенность в том, что никто не прервет игру и не вмешается в нее без его ведома;
  • Использовать игру как средство диагностики эмоционального благополучия ребенка;
  • Внимательно относиться к детским потребностям и интересам, так как их игнорирование приводит к тому, что дети перестают выражать их;
  • Поощрять самостоятельность и инициативу, дружеские контакты;
  • Уделять пристальное внимание конфликтам в игр, ориентировать детей на самостоятельное решение возникших в игре проблем, вмешиваясь только в крайних случаях, некоторые конфликты обсуждать с детьми после игры;
  • Позволять детям самим выбирать себе товарищей по игре.
  1. Развивать у детей творческие навыки и воображение:
  • Вместе с детьми придумывать и разыгрывать ситуации, когда вымышленные герои действуют в реальных условиях (например, зайчонок пришел с мамой в парикмахерскую);
  • Широко применять прием замещения (например, заменять градусник палочкой, а затем словом и соответствующим действием без предмета);
  • Поощрять игровые действия с воображаемыми предметами (например, изображать катание коляски, купание малыша);
  • Поддерживать стремление ребенка к перевоплощению, подражанию звукам, имитации движений;
  • Вместе с ребенком в пределах одного сюжета придумывать несколько взаимосвязанных ролей и событий (например, мама варит дочке кашу, уговаривает дочку кушать, гуляет с ней, встречает с работы папу, общается с ним, рассказывает, как прошел день, как вела себя дочка);
  • Вместе с ребенком вводить в игру воображаемых персонажей (например, в семье ребенка поселился гномик), устанавливать с ними ролевые отношения, обращаться к ним с речью, совершать игровые действия;
  • Сочинять смешные истории;
  • Поощрять стремление детей действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми героями (например, представить жизнь человечков-сосулек в холодильнике);
  • Применять в игре разнообразные приемы для развития творчества;

Оживление неживого и овеществление живого (например, подушка заговорила, а  черепаха превратилась в камень);

Наделение вещей и животных человеческими качествами и поступками (например, упрямый башмачок).

  1. Правила игры для детей и родителей

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и  научить наших детей.

Игра научит нас:

  • Говорить с ребенком на его языке;
  • Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • Любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

  • Смотреть на себя со стороны,  глазами других людей;
  • Предвидеть стратегию ролевого поведения;
  • Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
  • Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
  • Доверять друг другу;

Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют общие правила:

  • Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей;
  • Игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих; иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре – это недопустимо;
  • Не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть вместе с ними, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела; добровольность – основа игры;
  • Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов, важнее другое – те мгновения, что Вы проводите со своим ребенком;
  • Поддерживайте активный творческий подход к игре; дети – большие фантазеры и выдумщики. Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии;
  • Заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре – это не цель, а  средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....

Буклет «Здоровый образ жизни дошкольника – основа вашей жизни»

quot;Здоровье - это драгоценность ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без нег...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...