Консультация для родителей на тему: «Телевизор в жизни дошкольника»
материал
Консультация для родителей на тему: «Телевизор в жизни дошкольника»
Профилактика телезависимости
Правила просмотра телевизора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_rod._televizor.docx | 199.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Телевизор в жизни дошкольника»
Подготовила: Кравцова М.С.
Даже самые вовлечённые в воспитание мамы и папы, максимально сосредоточенные на эффективном всестороннем развитии желанного, любимого малыша, периодически нуждаются в отдыхе, тишине, покое — да просто в свободном времени, наконец. Палочкой-выручалочкой для многих становится телевизор. Включил — и порядок. Редкий ребёнок останется равнодушным к завораживающим событиям, разворачивающимся на экране, словно по воле невидимого волшебника. Но редкий родитель не слышал о том, что телевизор вреден для юных зрителей.
Давайте разберёмся, как смотреть с ребёнком телевизор, чтобы извлечь максимум пользы и свести к возможному минимуму любое негативное влияние.
В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
Жестокость в мультфильмах используется расчетливо и намеренно для привлечения к экранам максимально возможной аудитории с коммерческими целями. Жестокие сцены в мультфильмах оказались самым простым средством привлечения возрастной группы от 2 до 11 лет. Наиболее серьезным и широко распространенным последствием этой рыночной политики являются снижение чувствительности и формирование толстокожей, отстраненной, циничной личности.
Очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов. Страх – эмоция, возникающая в ситуации угрозы реальной или воображаемой. Большинство учёных считают, что детские страхи- это обычное явление для детского развития. Страх, как и любая другая эмоция, выполняет определённую функцию и позволяет ребёнку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде.
Однако страхи, возникающие под влиянием фильмов и телепередач, не являются полезными эмоциями, эти страхи не предостерегают человека от возможной опасности. Поэтому, дети только чувствуют дискомфорт от этих страхов.
Гиперактивность встречается у мальчиков в 8 раз чаще, чем у девочек. Мальчики видят очень яркие образцы мужской жестокости по телевизору. Они получают мощные послания: «Будьте крутыми, не проявляйте эмоции перед лицом жестокости». Так как у них нет приемлемого способа освободиться или выразить тот стресс, который они чувствуют, выброс адреналина вызывает гиперактивное состояние, при котором лишняя энергия заставляет этих ребят постоянно двигаться и нервничать.
За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию, на слух же воспринимают плохо. И в общении с другими детьми у них возникают сложности.
Почему это происходит?
Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает.
На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь детей в игре становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.
У родителей сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается примерно двенадцать минут в день, тогда как перед телевизором дети проводят по несколько часов в день.
Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают творческие способности, фантазия и интеллект. Дефицит ощущений усугубляется недостатком стимулирующих условий в больших городах.
Профилактика телезависимости:
- Откажитесь от TV-фона. Зачастую лишь появление ребёнка в семье заставляет взрослых пересмотреть свой образ жизни и отказаться от застарелых вредных привычек. Если вы привыкли заниматься домашними делами под включенный телевизор, пора отвыкать. Посмотрели выпуск новостей, интересующую вас передачу или фильм — и выключили. Всё просто, но очень важно для профилактики телемании.
- Котлеты отдельно, а телевизор отдельно. Ещё одна вредная привычка, от которой вам следует отказаться до того, как она перейдёт по наследству к подрастающему поколению, — просмотр телевизора во время еды. Чтобы пища приносила пользу, важно кушать вдумчиво, сосредоточенно и не торопясь, что невозможно, если ваше сознание погружено в «ящик».
- Жизнь прекрасна. Но это сложно заметить, сосредоточившись на просмотре телевизора. Используйте его как одно из возможных, но не главное и уж точно не единственное развлечение. Семейный театр, настольные и подвижные игры, творчество — больше времени проводите с ребёнком в живом, увлекательном и полезном общении.
- Труд облагораживает. Иногда родители включают ребёнку телевизор, пока сами заняты работой по дому. Но даже совсем мелкого карапуза можно привлечь к посильному участию в домашних заботах. Попросите кроху помыть овощи, сложить свои игрушечки или загрузить вещи в стиральную машину — он не просто окажется вовлечённым в полезное занятие, но и будет горд от осознания своего участия в общем деле.
- Запретный плод манит. Не смотрите телевизор во время еды, не делайте его фоном всей вашей домашней жизни, не заменяйте им живое общением и не используйте в качестве отвлекающего фактора. Но при этом не делайте из телевидения нечто запретное. Просто при первых же контактах ребёнка с «голубым экраном» установите чёткие и понятные для малыша правила. Это несложно, если действовать последовательно и уверенно.
Правила просмотра телевизора
- Время. Многое зависит от возраста ребёнка. Младенцам телевизор противопоказан в силу физиологических причин (зрительная система недоразвита и требует особого внимания даже у здоровых доношенных новорождённых). В раннем детстве время перед «голубым экраном» не должно превышать 15 минут в день. В младшем и среднем дошкольном возрасте этот период можно увеличить до 30 минут, а в 6–7 лет — до 1 часа в день. Обратите внимание: время указано суммарное (т. е. желательны перерывы в просмотре) и максимальное (т. е. столько смотреть можно, но лучше не ежедневно).
- Расстояние. Рекомендованное расстояние от глаз зрителей до TV-экрана составляет 2,5–3 метра. Разумеется, многое зависит от диагонали телевизора: чем она больше, тем дальше должно располагаться место ребёнка. Кстати, о месте. Смотреть телевизор нужно строго в вертикальном положении. Никаких возлежаний на диване, в детской кроватке или тем более на полу.
- Освещение. Очень важно во время просмотра телевизора обеспечить максимально комфортные условия. Глаза, спина и психика ребёнка не должны подвергаться нагрузкам. Контраст освещения в комнате с освещением экрана действует крайне отрицательно, а потому в вечернее время не забывайте включить свет в том помещении, где ваш малыш наслаждается своим законным мультфильмом.
- Противопоказания. При заболеваниях зрительной системы может быть требование на снижение ограничения нагрузки на глаза. Прежде чем разрешить ребёнку смотреть телевизор, вы должны удостовериться, что развитие его глазок соответствует норме. Относительный или даже абсолютный запрет на просмотр телевизора может быть также при нарушениях нервной системы. Учтите этот факт!
- Что смотреть. При соблюдении всех правил и рекомендаций телевизор может быть даже полезен. Главное, —тщательно выбирать и фильтровать, что смотрит ваш кроха. Разумеется, никаких «ужастиков», боевиков и прочих «кровавых» фильмов и передач не должно быть в детском эфире и близко. Но даже промаркированные как «детские» телеканалы не всегда так безвредны, как кажутся. В идеале вы должны смотреть телевизор вместе с ребёнком, чтобы вовремя и правильно комментировать происходящее на экране. Исключением могут быть лишь те мультики, художественные фильмы и образовательные программы, которые вы хорошо знаете и которым полностью доверяете.
Решая для себя вопрос с присутствием телевидения в жизни ребёнка, учитывайте оба фактора: физиологический и психологический. Контролируйте информационное поле, в котором растёт и формируется ваш кроха, чтобы в будущем вам не пришлось сокрушаться об ошибках воспитания и мучительно искать способы их коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. ЗА И ПРОТИВ»
Консультация для родителейна тему: «КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. ЗА И ПРОТИВ»...
Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия в жизни дошкольников».
Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителя...
Консультация для родителей на тему:«Сказкотерапия в жизни дошкольников»
В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития...
Консультация для родителей на тему «Математика в жизни дошкольника»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Математика в жизни дошкольника»
консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: "Движение -это жизнь дошкольника"
Ребенок четырех лет очень активен. Физическое развитие требуется ему как воздух. Свобода - определяющее условие этого развития. Почаще вывозите малыша за город, на широкие просторы, в естественную сре...
Консультация для родителей на тему « Игра в жизни дошкольника».
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственн...