Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_po_fizo.zip | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Особенности физического развития детей 5-6 лет.
В этом возрасте формируются изгибы позвоночника , идет интенсивный рост трубчатых костей рук и ног. Изменяется строение костей скелета за счет ущемленного замещения хрящевой ткани костей. Укрепляется мышечно – связочный аппарат . Активно развиваются мышцы груди , спины, таза, рук, плеча, предплечья и ног. Но мелкие мышцы стоны и кисти ещё находятся в процессе развития.
Примерные показатели анатомо-физиологического
развития детей 5-6 лет.
Возраст | Рост, см. | Увеличение роста, см. | Масса, кг. | Прибавка в массе, кг. | Окружность грудной клетки, см. | Чистота дыхания, Мин. | Чистота пульса, удара в мин. |
5лет | 105-110 | 6-7 | 18-20 | 1,5-2 | 55-56 | 25-30 | 105-110 |
6лет | 115-120 | 5-6 | 22-23 | 2-2,5 | 58-59 | 25-30 | 105-110 |
Особенности развития движений детей 5-6 лет.
Дети данного возраста достаточно хорошо овладевают основными движениями, их движения становятся более осознанными.
У них развиваются способность понимать задачу, поставленную воспитателем , самостоятельно выполнять указания педагога. Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний воспитателя, пытаясь освоить то, что не получается.
В результате регулярных занятий физической культуры, организованных воспитанием , а также двигательной активности детей в повседневной жизни повышается уровень развития их физических сил и возможностей , двигательных качеств и трудоспособности.
Достигнутые результаты двигательной активности детей 5-6 лет определяет уровень готовности их в дальнейшем обучении.
Формы работы по физвоспитанию
Ι. Занятия по физкультуре.
ΙΙ. Утренняя гимнастика.
ΙΙΙ. Физминутки.
ΙV. Подвижные игры в перерывах между занятиями.
V. 1) Физкультурные досуги. 2) Физкультурные праздники 3) Дни здоровья.
Ι. Физкультурные занятия.
Занятие по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Одно из них организуется на открытом воздухе.
Необходимо сочетать занятие по физкультуре с занятиями , требующими значительного умственного напряжения.
Структура занятий.
Ι часть. Вводная. Длительность 2-4 мин. Планируется построения , перестроения, ходьба, бег, упражнения во время ходьбе и бега для рук и ног , строевые упражнения.
ΙΙ часть. Основная –25-26 мин.
- Планируются ОРУ (общеразвивающие упражнения ). Упражнений от 6-8, повторяется каждое упражнение 6-12 раз, из различных исходных положении, с различными предметами и без предметов. Сначала проводятся 2 упражнения для рук и плечевого пояса. Затем 2 –для туловища , 2-для ног ( прыжки обязательно). И в заключении обязательно упражнение на дыхание.
- Основные движения. Планируется 2-3 основных движения : ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье , бросание , ловля и метание, упражнения в равновесии. Необходимо указать способы проведения основных движении . Подробное описание основных движений и методику их проведения можно найти в книге Т.И.Осокиной «Физическая культура в детском саду».
- П/и. Подвижные игры. Игры подбираются в зависимости от того, какими были основные движения. Например , если дети учились отбивать мяч и лазали по гимнастической лестнице, то проводится игра, в которой присутствуют элементы бега. И.т.д.
ΙΙΙ часть. Заключительная – 2-3 мин.
С детьми проводится игра малой подвижности или спокойная ходьба по залу или упражнения на дыхания в спокойном положении. А также воспитатель подводит итоги, отличает старательных детей.
Методы обучения физическим упражнениям.
Различают 3 группы методов обучения детей физическим упражнениям:
- наглядные
- словесные
- практические
Наглядные включают в себя приёмы ;
А) показ физических упражнений
Б) имитация (подражание)
В) наглядные пособия
Г) помощь взрослого
Д) звуковые ориентиры
Е) зрительные ориентиры.
Словесные включает в себя приёмы ;
А) название упражнений
Б) описание
В) объяснение
Г) пояснение
Д) указания
Е) команды и распоряжения
Ж) вопросы и ответы
З) бесед
Практические методы включает в себя следующие приёмы:
А) показ упражнений воспитателям
А) выполнение упражнений без изменения и с изменениями
Б) выполнение упражнений в игровой форме
Г) выполнение упражнений в соревновательной форме.
Обучение общеразвивающим упражнениям, основным движениям , а также играм имеет три этапа :
1)Первоначальное разучивание
Задачи : создать общее (целостное) представления о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах.
При этом обучении наблюдаются изменение мышечного напряжения, неточность , слитность выполнения упражнения.
2) Углубленное разучивание
Задачи : создать правильное представление о каждом элементе упражнения и точной технике выполнения упражнения. Вырабатывать четко и слитно выполнять все упражнения.
3) Закрепление и совершенствование
Задачи : Закреплять приобретенные умение в навыки. Выполнять упражнения автоматизировано, применяя их в естественных условиях.
Способы организаций детей при обучении основным движениям.
1)Индивидуальный способ . Каждый ребенок делает упражнение по очереди. Используется при разучивании, что позволяет воспитателю следить за качеством выполнения упражнения и подстраховать. Но используя этот способ снижается моторная плотность занятия , так как остальные дети лишь наблюдают.
2Групповой способ . Дети делятся на 2-3 группы. Каждая группа выполняет отдельное задание. Выполнив несколько раз одно упражнение подгруппы меняются местами. Этот способ используется при закреплении. Этот есть минусы ; воспитатель не может контролировать качество выполнения упражнения , помочь и подстраховать.
3Фронтальный способ . Организуются все дети для выполнения одного и того же упражнения. При одновременном выполнении упражнений увеличивается физическая нагрузка. Педагог держит в поле зрения всех детей.
4Поточный способ. Дети выполняют упражнения потоком друг за другом и выполняют сразу несколько заданий. Например :сначала идут по гимнастической скамейке, затем подлезают под дугу, встают, подпрыгивают и дотягиваются предмета, потом бросают мяч в корзину. Этот способ применяют при закреплении двигательных навыков и позволят увеличить моторную плотность занятия.
Выбор способа зависит от новизны, сложности и характера упражнений от оснащенности
материальной базы, от величины площадки , от возраста детей и их подготовленности.
На одном занятии можно использовать 2-3 способа.
Плотность занятия.
Задача воспитателя обеспечить оптимальный объем нагрузки на занятии. Он стремится к увеличению плотности занятия. Плотность бывает общая и моторная.
Общая плотность - это отношение педагогические оправданного времени занятия по всей продолжительности занятия.
Для определения общей плотности занятия следует сложить время затраченное на все виды деятельности детей ( исключая простой) , и вычислить процентное отношение их суммы к общей длительности занятия. Например , занятие длилось 30 мин.; из них 5 минут потратили на простой, а остальные 25 минут на полезную деятельность.
Общая плотность = =83,3%
Моторная плотность – это отношение времени, затраченного на выполнение упражнений детьми , ко всей продолжительности занятия.
Очень важно так организовать занятие непосредственное выполнение упражнений.
Для определения моторной плотности занятия надо сложить время , затраченное на выполнения физических упражнений одним ребенком, и вычислить процентное отношение его к общей продолжительности занятия. Например, ребенок потратил на выполнение упражнений 17 минут.
Моторная плотность ==56 %
Запись ведётся так :
Виды деятельности | Показания секундомера |
ІІ Утренняя гимнастика.
Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она включает вводную часть : ходьбу, бег ,прыжки ; основную часть : 6-8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами , которые повторяются 6-12 раз в зависимости от физической нагрузки , получаемой организмом. В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения.
Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводятся в течение 2 недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.
Утренняя гимнастика по возможности проводятся на воздухе.
ІІІ Физминутки.
Они проводятся на занятиях не связанных с физическим воспитанием, чтобы снять утомление работающих мышц нервной системы , повысить продуктивность отдыхающих мышц. То есть физминутки – это смена характера деятельности. Они улучшают кровообращение, возбуждают одни участки коры головного мозга и затормаживает другие, которые работали до этого.
У детей повышается настрой , возрастает продуктивная деятельность.
В зависимости от характера занятия подбираются 3-4 упражнения, желательно использовать художественный текст.
IV. Подвижные игры
Подвижные игры малой и средней подвижности проводятся в перерывах между занятиями, которые связаны с неподвижной позой ( развитие речи, математика, рисование, лепка и другие).
К таким играм относятся игры, в которых используются такие основные движения, как спокойная ходьба, упражнения для туловища, ног, рук, А также игры на дыхание, внимание, сюжетные игры, хороводные игры. ( «Сделай фигуру», «Делай как я», «Зеркало», « Глухой телефон», «Колечко», «День и ночь» и другие).
- 1.Физкультурные досуги.
Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания.
Досуги проводятся 1-2 раза в месяц. Длительность 35-40 минут.
Для досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях.
В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты.
Интересы для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети должны добежать до стала, найти вторую часть картинки, выполнять упражнение которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.
Вечер может начаться с загадок ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем проводится 1-2 игры большой подвижности, после этого 2-3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.
2.Физкультурные праздники.
Физкультурные праздники проводятся 2-3 раза в течение года , длительностью 50 мин.
Физкультурные праздники начинаются торжественным входом в зал. Дети выполняют строевые и общеразвивающие упражнения ( с предметами и без них), основные движения, участвуют в подвижных играх , играх –эстафетах, спортивных играх , сюрпризных моментах, танцуют, пляшут. В конце праздника подводятся итоги и награждаются победители.
Следует обязательно оформлять помещения для праздника.
3.Дни здоровья.
Дни здоровья проводятся 1 раз в квартал.
В этом день отменяются все учебные занятия. В теплое время года Дни здоровья проводятся на свежем воздухе. Организуются туристические походы за пределы школы : в парк, к реке и т.п.. Общая продолжительность похода не должна превышать 2-2,5 часа.
На привале организуются игры в условиях природы либо осуществляется знакомство с природой , со знаменательными событиями , с представителями разных профессий.
Маршрут и содержание похода продумывается заранее. Осматривается одежда детей . готовятся необходимые предметы и питье , а также пакет медицинской помощи.
В походах и экскурсиях детей сопровождают не менее двух взрослых ( можно привлечь родителей).
В эти дни целесообразны разные формы трудовой деятельности (например ; коллективная уборка территории, работа на огороде и др.).
Примерный конспект физкультурного занятия.
Задачи : 1. Учить детей прыгать в высоту с разбега (в –20 см.).
- Упражнять детей в бросании мяча одной рукой о землю и ловля его двумя руками.
- Закрепить умение ползать на четвереньках по наклонной доске.
- Упражнять в соблюдении правил в игре « Хитрая лиса».
Части | Содержание | Дозиров. | темп | Дыхание. | Методические указания |
Вводная часть 2-4 мин. | Построение в колонну по одному. Ходьба на носочках. Ходьба со сменой темпа. Бег со сменой направления спокойная ходьба. Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений в 3 колонны. | 1 круг. 1 круг. 1 круг. 1 круг. | умеренный | Свободное. | Следить за осанкой: поднять голову, расправить плечи, смотреть прямо, соблюдать дистанцию, идти друг за другом в затылок. |
Основная часть 26 мин. | ОРУ Упражнение 1«Поднимание рук через стороны» И.п. основная стойка 1-2-поднять руки через стороны вверх , подняться на носочки 3-4- опустить руки через стороны вниз, опуститься на всю ступню. Упражнение 2«Круговые движения рук» И. п.- ноги на щирине плеч, руки к плечам,1-4-круговые движения руками вперед. 5-8-четыре круговых движений назад. Упражнение 3«Наклоны в стороны»И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.1- наклон в право, 2- и.п.2-наклон влево, 4-и.п. .Упражнение 4 «Наклоны вперед»И.п. сидя по полу 1,3 наклониться, достать руками носочков ног. 2,4 И.п. Упражнение 5 «Лошадки» И.п. руки на пояс , ноги на ширине плеч. 1,3-согнуть ногу в коленке и достать коленкой до груди. 2,4 -другой ногой Упражнение 6 «Зайчики» И.п. руки согнули у груди. Прыгать, как зайчики в чередовании с ходьбой.. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. А) Разучивание прыжков в высоту .(индивидуальный способ) Б) Бросание мяча одной рукой и ловля его двумя руками (фронтальный способ). В) Закрепить, подлезать на четвереньках по наклонной доске ,одноименным способом. После каждого о.д. анализ воспитателя Г) П /И «Хитрая лиса» Анализ игры воспитателем ходьба по кругу. | . 7-8раз. . 6-8 раз. 6-8раз 6-8раз по4раза. каждой ногой. . по3раза бега и ходьбы 2-3раза . до 10раз 3-4раза 2-3мин. | Медленно быстрый умеренно медленно умеренно быстро медленно | 1-2 вздох 3-4-выдох 1-4 вдох 5-8 выдох 1-вдох 2-выдох 3-вдох 4-выдох 1-вдох. 2-выдох 3-вдох 4-выдох 1-вдох 2-выдох 3-вдох .4-выдох Произвольное. Произвольное. | Поднимая руки посмотреть на руки, руки должны быть прямыми. Больше выполнять движения локтями. Ноги в коленках не сгибать, спину держать прямо. Ноги не сгибать. Спинка прямая , ноги поднимать выше носочек тянуть. Прыгать на носочках, легко. Слежу за толчком и легким приземлением слежу за кистевым отталкиванием мяча слежу, чтобы подлезали: правая нога и правая рука вперед, голову приподнять следить , чтобы не толкались в беге, строили круг, «Лиса» не увлекалась только одним. |
3 часть заключительная 2-3 мин | Спокойная игра «Найди и промолчи» спокойная ходьба. Организованный уход. | 1круг | медленно | спокойное | Напоминать, кто нашёл предмет, не берет его, а молча говорит воспитателю, где он находится . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»
«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста» Человек научается гораздо большему,когда он вовлечен полностью: эмоционально, аудиально и ...
Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физич...
методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"
В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...
Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).
На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...
"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".
Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...
Конспект интегрированного занятия (учитель-логопед+ инструктор по физкультуре) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Защитники Отечества»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о дне защитника Отечества....
Методические рекомендации для работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием дидактического пособия «Веселый огород»
Используя дидактическое пособие «Веселый огород» у детей развивается познавательный интерес к природе, формируется представление о системном строении природы, воспитывается осознанное бере...
Комментарии
Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошко