Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста
рабочая программа на тему
Методические рекомендации
по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации
по формированию патриотического воспитания детей
дошкольного возраста»
Автор: Терпигорева Наталья Александровна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колосок»
Спасского муниципального района РТ,
2018 год
Аннотация
Данная работа представляет собой методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание методических рекомендаций позволит ответить на следующие вопросы: что такое патриотическое воспитание, какова его роль в личностном развитии дошкольников, каковы пути реализации социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Представлены формы, методы и приемы работы по формированию приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ. Значимость работы в том, что она служит подтверждением эффективности применения инновационных педагогических технологий в работе по формированию коммуникативной компетенции.
Пояснительная записка
В современных условиях одним из главных социальных и государственных приоритетов становится воспитание человека – гражданина. В Федеральном Законе РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ» (глава 1, ст.3) утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности. Один из основных принципов проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России». Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации на 2015 - 2020 годы» ставит перед обществом цель: «внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы; повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания».
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в организованной образовательной деятельности.
Актуальность проблемы: Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию
Но никакие знания воспитателей и родителей не дадут эффекта, если они сами не будут любить свою страну, свой город, свой народ.
Мы живем в небольшом, но очень уютном и красивом районе Республики Татарстан. Мне кажется, что лучше, роднее этого места нет. Поэтому захотелось помочь детям узнать, чем замечателен наш район, кем он знаменит, что мы о нем знаем, кто его создавал. А ведь город, в котором мы живем, неповторим. Болгар имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город очень преобразился. Болгарский историко-архитектурный комплекс стал 1002-м объектом в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был включен в список решением 38-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в июне 2014 года. Масштабные восстановительные и реставрационные работы в Болгаре были проведены в рамках реализации комплексного проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар», утверждённого распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.04.2011 № 452-р. Стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных, красиво оформленных цветущих клумб. И я понимаю, насколько важен Болгар для современных и будущих поколений как пример толерантности и диалога культур. Я хочу, чтобы дети видели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, и стали гордиться своей малой Родиной. Необходимо воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны, той маленькой частички огромной России – нашего городка.
ДОУ – учреждение специфическое. Здесь живут малыши и, вроде бы, разговор о любви к Родине, где мы живем, начинать еще рано, или, возможно сказать правильнее, - очень сложно. И все же нам не уйти от решения этой проблемы
Мы, воспитатели, хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания.
Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших малышей нужно на конкретных примерах, исторических событиях, даже на уровне не большого района, такого, как наш. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество.
В связи со всем вышеизложенным и возникла потребность в создании новой программы по патриотическому воспитанию.
Новизна идеи состоит в том, что программа «Маленький патриот» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой Родине, чтобы дети поняли, насколько важен Болгар для современных и будущих поколений, как пример толерантности и диалога культур. Мы обязаны помнить, гордиться, передавать из поколения в поколение правду о прошлом нашего народа. Воспитывать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за дальнейшее процветание родной республики. Развитие у детей стремление знать историю родного края, обеспечивает интеграцию краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Программа «Маленький патриот» обеспечивает разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Планирование проектной деятельности через образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели программы «Маленький патриот»:
Организация педагогического процесса, способствующего пробуждению чувства патриотизма через любовь и интерес к культуре своего народа к своей земле, родному краю. Воспитание толерантности и уважительного отношения к представителям других национальностей.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского и русского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Познакомить детей с историей и современностью Спасского района, знакомство с городом Болгар, его историей и достопримечательностями.
5. Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.
6. Формировать у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордость за родной край, понимание того, что именно они будут продолжателями этих обычаев и традиций.
7. Взаимодействие с родителями воспитанников по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Особенности формирования двигательных навыков и воспитание физических качеств у детей с патологией зрения"
Особенности формирования двигательных навыков у детей с нарушением зрения...
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"
Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников -план-программа «Ознакомление с «зеленым миром Санкт-Петербурга и его окрестностей» с детьми старшего дошкольного возраста ».
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников -план-программа «Ознакомление с «зеленым миром Санкт-Петербурга и его окрестностей» с детьми старшего дошкольного возра...
Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание в подготовительной группе»
Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание в подготовительной группе»...