Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое занятие состоит из трех частей и занимает 20 -25 минут. В комплексе представлены занятия на развитие двигательной, зрительной и слуховой памяти. Занятия проходят 1 раз в неделю, но для наилучшего результата необходимо дублировать основные упражнения 2 — 3 раза, чередуя с упражнениями на разные виды памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_2.odt | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое занятие состоит из трех частей и занимает 20 -25 минут. В комплексе представлены занятия на развитие двигательной, зрительной и слуховой памяти. Занятия проходят 1 раз в неделю, но для наилучшего результата необходимо дублировать основные упражнения 2 — 3 раза, чередуя с упражнениями на разные виды памяти.
План занятий на развитие памяти
№ занятия | Содержание | Цели | Дидактический материал |
Занятие 1 | «Движение» | Развитие двигательной памяти | Не требуется |
«Хлоп, ладошка» | Выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти | Стихотворение «Хлоп, ладошка» | |
«Добрая и злая кошка» | Снятие мышечного напряжения, агрессии | Не требуется | |
Занятие 2 | «Брыкалки» | Снятие психомышечного напряжения | Не требуется |
«Парные коврики» | Развитие произвольного внимания и зрительной памяти | Разв. Игра «Парные коврики» | |
«Реснички опускаются» | Релаксация, снятие напряжения | Музыка | |
Занятие 3 | «Огонь – лед» | Развитие внимания, двигательной памяти | Музыка |
«Слушай хлопки», «Еду, еду к бабе, к деду» | Развитие слуховой памяти, выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти | Не требуется | |
«Полет в небо» | Релаксация, снятие напряжения | Музыка, текст к упражнению | |
Занятие 4 | «Четыре стихии» | Развитие внимания, двигательной памяти | Не требуется |
«Ветер» | Выполнение движений соответственно тексту, ритму и темпу музыки; развитие двигательной памяти | Стихотворение «Ветер», мелодия морских волн. | |
«Два барана» | Снятие психического напряжения | Не требуется | |
Занятие 5 | «Движение» | Развитие двигательной памяти | Не требуется |
«Смотри, думай, выигрывай» | Развитие произвольного внимания и зрительной памяти | Разв. Игра «Смотри, думай, выигрывай» | |
«Добрая и злая кошка» | Снятие мышечного напряжения, агрессии | Не требуется | |
Занятие 6 | «Мы – два друга» | Выполнение движений соответственно тексту | Текст стихотворения |
«Каскад слов» | Развитие объема кратковременной слуховой памяти | Подборка слов | |
«Реснички опускаются» | Релаксация, снятие напряжения | Музыка | |
Занятие 7 | «Карлики и великаны» | Развитие внимания, быстроты реакции, двигательной памяти | Не требуется |
«Еду, еду к бабе, к деду» | Выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти | Стихотворение «Еду, еду к бабе, к деду» | |
«Реснички» | Релаксация, снятие психического напряжения | Текст упражнения, музыка | |
Занятие 8 | «Два барана» | Снятие психического напряжения | Не требуется |
«Чего не стало?» | Развитие зрительной памяти | 10 игрушек одного размера | |
«Тихое озеро» | Релаксация, снятие психического напряжения | Текст упражнения, музыка | |
Занятие 9 | «Добрая и злая кошка» | Снятие психического напряжения | Не требуется |
«У оленя дом большой» | Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста | Текст стихотворения | |
«Тихое озеро» | Релаксация, снятие психического напряжения | Текст упражнения, музыка | |
Занятие 10 | «Движение» | Развитие двигательной памяти | Не требуется |
«Каскад цифр» | Развитие объема кратковременной слуховой памяти | Подборка цифр от 3 до 7 | |
«Прогулка по лесу» | Релаксация, снятие психического напряжения | Текст упражнения, музыка | |
Занятие 11 | «Мы – два друга» | Выполнение движений соответственно тексту | Текст стихотворения |
«Сказочный персонаж» | Развитие двигательной памяти | Не требуется | |
«Полет в небо» | Релаксация, снятие напряжения | Музыка, текст к упражнению |
Описание игр
«Движение».
Цель: формирование двигательной памяти.
Педагог предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.). Дети должны повторить ихкак можно точнее и в той же последовательности.
«Хлоп, ладошка»
Слова | Движения |
Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, хлоп, другая! Правой правую ладошку Мы пошлепаем немножко. А потом ладошкой левой Ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом Левой правую побьем. Вверх ладошки — хлоп, хлоп! По коленкам — шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест-накрест руки сложим! (Пер. с англ. И. Лопухиной.) | Дети (педагог с ребенком) встают парами лицом друг к другу. Чередовать хлопки в ладоши с соединением ладоней партнера. Пошлепать ладонями правых рук. Пошлепать ладонями левых рук. Пошлепать правой (левой) ладошкой левую (правую) ладонь. Хлопки ладонями в паре вверху. Хлопки по своим коленям. Хлопки по своим плечам. Шлепки прямыми руками по бокам. Хлопки за спиной. Хлопки перед собой. Пошлепать правой (левой) ладошкой левую (правую) ладонь. Скрестить руки и пошлепать крест-накрест. |
«Добрая и злая кошка»
Цель: снижение психического напряжения, снятие агрессии.
Педагог предлагает детям изобразить сначала злых кошек, затем под спокойную музыку — добрых кошек (релаксация).
«Брыкалки»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара. Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
«Реснички опускаются»
Цель: релаксация, снятие психического напряжения.
Дети ложатся на мягкий пол, коврики. Слушают спокойную музыку. Педагог произносит текст:
«Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Отдыхаем, засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
И расслаблена она.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать».
(Н. Клюева, Ю. Касаткина)
«Огонь — лед»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде педагога «Огонь», дети начинают двигаться. По команде «Лед», дети застывают в той позе, в которой их застала команда.
«Полет в небо»
Цель: релаксация, развитие воображения.
Звучит спокойная музыка. Педагог произносит текст:
«Примите удобное положение (лечь на мягкие маты). Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь вообразите, что вы — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
«Еду-еду к бабе, к деду»
Цель: выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти.
Слова | Движения |
Еду-еду К бабе, к деду. На лошадке. В красной шапке. По ровненькой дорожке На одной ножке. В старых лапоточках, По рытвинам, по кочкам. Все прямо, прямо. А потом бух, в яму! | Скачем, как на лошадке. Прыгаем на одной ножке. Прыгаем на двух ногах. Шагаем на месте. Сидим на полу, вытянув ноги вперед. |
«Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде ведущего «Земля» дети опускают руки вниз, по команде «Вода» - вытягивают руки вперед, по команде «Воздух» - поднимают руки вверх, по команде «Огонь» - производят вращательные движения руками в лучезапястных и локтевых суставах.
«Ветер»
Цель: выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти.
Слова | Движения |
- А какой бывает ветер, Вы, ребята, мне ответьте? - Ветер яростный бывает, Тучи по небу гоняет. Он бушует в синем море И гуляет на просторе! Ветер ласковый бывает, Он с листочками играет, На деревья тихо дышит, Ветки ласково колышет. Ветра вовсе не бывает, Он тихонько засыпает. Ветер в облаке ночном Сам находит тихий дом. (И. Помыткина) | Имитируют бушующее море (качают руками по сторонам, вверх и вниз, изображают волны). Подуть друг на друга. Погладить друг друга по рукам. Поднять руки вверх, качать из стороны в сторону. Легко подуть друг на друга. Лечь на спину и расслабиться (переход на релаксацию). |
«Два барана»
Цель: снятие психического напряжения, агрессии, ослабление негативных эмоций.
Ребенок с педагогом в паре. «Рано-рано два барана повстречались на мосту», - говорит ведущий. Широко расставив ноги и наклонившись вперед, игроки упираются в ладони друг друга. Они должны противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. При этом можно издавать звуки «Бе-е-е».
«Мы – два друга»
Цель: выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти.
Слова | Движения |
Я подрос, и ты подрос, У меня нос, и у тебя нос. У меня щечки гладкие, И у тебя щечки гладкие. У меня губки сладкие, И у тебя губки сладкие. Мы – два друга, Любим друг друга. (Л. Мартемьянова) | Дети стоят парами лицом друг к другу. Поочередно поднять руки вверх. Касаться своего носа, а затем носа соседа. Потереть ладонями свои щеки. Потереть ладонями щеки соседа. Коснуться пальцем своих губ. Коснуться пальцем губ соседа. Обнимание в парах. |
«Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Педагог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем называет три слова и т. д.
- Огонь;
- Дом, молоко;
- Конь, гриб, игла;
- Петух, солнце, асфальт, тетрадь;
- Крыша, пень, вода, свеча, школа;
- Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
- Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
- Гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
- Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
- Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2 – 3 раза.
«Карлики – великаны»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде ведущего «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Взрослый дает команды вразбивку и разном темпе.
«Тихое озеро»
Цель: релаксация, развитие воображения.
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Ложитесь поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глазки и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.»
«У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Слова | Движения |
У оленя Дом большой, Он глядит в свое окошко. Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит: Стук — стук. - Дверь открой! Там в лесу охотник злой! - Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! | Скрестить руки над головой, изображая крышу. Руки перед лицом изображают окно. Производить движения руками, как при беге. Кулачком имитируют стук в дверь. Большим пальцем показывают, что сзади охотник. Вытягивают руки вперед. |
«Каскад цифр»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Педагог просит ребенка повторять цифры. Начинать нужно с трех цифр, затем назвать четыре цифры. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем называет пять цифр и т. д.
1 вариант 2 вариант
2, 7, 4 4, 7, 1
9, 6, 1, 8 3, 0, 6, 2
4, 7, 2, 5, 9 1, 4, 9, 6, 0
6, 0, 7, 5, 9, 2 3, 8, 1, 5, 7, 2
1, 7, 4, 2, 8, 3, 9. 9, 0, 3, 8, 5, 2, 7.
«Сказочный персонаж»
Цель: развитие двигательной памяти.
Педагог демонстрирует ребенку 6 — 7 по: «Чебурашка», «Буратино», «Комочек», «Балерина», «Солдатик», «Лягушка», «Цапля».
Затем, ребенок должен показать все персонажи, которые запомнил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить чер...
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе
Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...
Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...
Методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
С каждым годом увеличивается количество детей с серьезными логопедическими расстройствами. С помощью упражнений, предложенных в мет...
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы работаем с детьми дошкольного возраста, с интеллектуальными нарушениями различной степени, группа разновозрастная (4-8 л...