рабочая программа "Одаренный ребенок"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и цивилизации на нашей планете. Они составляют «креативный класс» – стратегический ресурс, обеспечивающий государству конкурентоспособность, возможность не только выживания, но и сохранения лидирующих позиций во всех жизненных сферах. . Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных педагогах, специальных детских садах. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Данная программа направлена на выявление одаренности детей и индивидуальное их развитие с учетом их музыкальных, театральных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti.docx | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Радуга» Снежненского сельского поселения, Комсомольского муниципального района, Хабаровского края
Принято на педагогическом совете Протокол №1
«___» _________ 2021г. | Утверждено Заведующим МБДОУ «Радуга» __________ / О.А. Королевой Приказ № ______ от «___» ___________ 2021гг. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
«Одаренный ребенок»
направление
«Художественно – эстетическое развитие. Музыка»
Составитель
Черепанова В.В.
Музыкальный руководитель .
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Педагогическая проблема
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и цивилизации на нашей планете. Они составляют «креативный класс» – стратегический ресурс, обеспечивающий государству конкурентоспособность, возможность не только выживания, но и сохранения лидирующих позиций во всех жизненных сферах. Однако, современные образовательные программы, в большинстве своем, рассчитаны на детей – середнячков, без выдающихся способностей. В результате, одаренный ребенок быстро теряет интерес к обучению, и постепенно опускается до среднего уровня развития. Т.е. природная одаренность ребенка не развивается, а иногда и угасает.
Актуальность
Для нашей возрождающейся страны необходимо здоровое и одаренное поколение. Поколение умеющее восстановить утраченное богатство, возродить лучшее. Развитие одаренных детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Но часто дошкольные учреждения работают на ослабленных детей. Это коррекционные группы детей с ЗПР и ОНР, логопедические группы и т. д. К группе одаренных детей, как губка впитывающих все новое, требуется один подход, а к группе детей с замедленным развитием – совершенно другой. Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных педагогах, специальных детских садах. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. И неоценимую помощь здесь может оказать музыкальное воспитание. Ведь музыка способна тонко воздействовать на внутренний мир человека. Музыкальная деятельность сочетает в себе восприятие, движение, пение, театрализацию, импровизацию, исполнительство. Данная взаимосвязь всех видов деятельности является мощным средством, как для коррекции ослабленных детей, так и для проявления неординарности и таланта одаренных детей.
Цель программы – Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства.
Задачи программы:
- Совершенствовать систему работы с одаренными детьми на основе интеграции всех видов музыкальной деятельности.
- Создать условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
- Разработать систему ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
- Создать образовательную среду, способствующую развитию творческого потенциала одаренных детей.
Этапы и сроки реализации программы исследования
Программа реализуется тремя этапами: подготовительно - организационный, внедренческий, итоговый (результативный).
- Первый этап - подготовительно – организационный. Срок реализации - 2021- 2022 учебный год.
Цель: проектирование условий для успешного развития творческого потенциала одаренных детей.
В основе этого этапа лежит проведение констатирующего эксперимента, направленного на решение следующих задач:
- Изучение уровня развития музыкально-творческих способностей у детей;
- Обоснование критериально - диагностического определения уровней творческого потенциала детей;
- Составление перспективно-тематического планирования интегрированных занятий.
- Второй этап – внедренческий. Срок реализации - 2021 – 2022учебный год.
Цель: развитие одаренности детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс разработанной системы интегрированных творческих занятий.
На этом этапе будет проверяться и уточняться гипотеза исследования, будут апробированы концептуальные положения программы и внедрены в практику занятия по развитию одаренных детей средствами интеграции всех видов музыкальной деятельности, будут разработаны методические рекомендации и система взаимодействия в деятельности всех педагогов ДОУ
- Третий этап – итоговый (результативный) Срок реализации – 2021 - 2022 учебный год.
Цель: подведение и обобщение итогов опытно-экспериментальной работы, обработка диагностического контрольного уровня, осуществление обработки полученных результатов для выявления динамики роста творческого потенциала у одаренных детей.
Объект исследования – развитие одаренных детей.
Предмет исследования – интеграция всех видов музыкального искусства, направленная на развитие одаренных детей.
Гипотеза исследования – творческий потенциал одаренных детей будет развиваться успешно, если:
- интеграция всех видов музыкальной деятельности будет осуществляться планомерно в процессе взаимодействия всех субъектов дошкольного учреждения;
- в процессе музыкальной деятельности будут использоваться разнообразные методы, стимулирующие мотивацию детей на музыкально-художественное творчество;
- активация творческого процесса развития осуществляется за счет включения в работу творческих заданий и упражнений, требующих реализации имеющихся у детей музыкально-творческих способностей и опыта.
Практическая значимость исследования
Реализация данной программы способствует:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания дошкольников в целом;
- формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Ожидаемый результат
В соответствии с заявленной целью будут получены следующие результаты по итогам реализации программы:
- Разработана система работы с одаренными детьми на основе интеграции всех видов музыкальной деятельности.
- Созданы условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
- Разработана система ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
- Создана образовательная среда, способствующая развитию творческого потенциала одаренных детей.
- Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Задачи | Кол-во занятий |
Сентябрь | Диагностика «Осенние мотивы» | Выявить уровень творческого потенциала (одаренности) детей. Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями об осени развивать музыкальные, художественные, танцевальные способности детей. | 4 4 |
Октябрь | «Значение музыки в жизни человека» «Три кита» | Формирование отношения к музыке и к искусству в целом. Знакомить детей с различными жанрами в музыке. | 4 4 |
Ноябрь | «Музыкальные ступеньки» | Знакомство детей с основами музыкальной грамоты используя инновационные методы и приемы. | 8 |
Декабрь | «Сказка в музыке» По балету П.И.Чайковского «Щелкунчик» | Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского, с искусством балета, с выразительной силой музыки и танца; Развивать у детей способность выражать свои впечатления от музыкального произведения в рисунках, пластических этюдах, театрализации. | 8 |
Январь | «Музыка и сказка» Картинки с выставки. Мусорский М.П. | Развивать у детей способность выражать свои чувства и впечатления от слушания и восприятия пьес в различных видах деятельности: ритмопластике, сочинении рассказов, рисунках и тд. | 8 |
Февраль | «Ах песня русская родная» | Знакомство с песенным народным творчеством.. Расширение представлений детей об изобразительном характере музыки. Развивать способности детей выражать свое отношение к музыкальному произведению через танцевальное, исполнительское искусство. | 8 |
Март | «Матушкина песня» | Знакомство детей с народными колыбельными песнями. Знакомить с колыбельными песнями русских композиторов. Развивать у детей умение интонационно – выразительно исполнять колыбельные песни. Поощрять детей к созданию и исполнению колыбельных песен собственного сочинения. | 8 |
Апрель | «Весенняя палитра» | Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями о весне развивать музыкально – творческие способности детей. | 8 |
Май | «Вспомним те дни» «Прощай, дошкольное детство» | В рамках фестиваля песен военных лет развивать исполнительское творчество детей. Демонстрация творческого таланта детей на выпускном балу. | 2 6 |
Итого | 72 |
III. Организация деятельности взрослых и детей по реализации программы
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в день или неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
Восприятие Обогащение, освоение, развитие: - представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке; - опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений; - слушательской культуры; - умений элементарного музыкального анализа. | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Музыкально-дидактическая игра Беседы интегративного характера Беседы элементарного музыковедческого содержания Интегративная детская деятельность | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 25 мин. |
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: - певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); - игры на детских музыкальных инструментах; - танцевальных умений; - выразительности исполнения. | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальные упражнения Попевки Распевки Двигательные, пластические, танцевальные этюды Танцы | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 25 мин. |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: - самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа; - умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев. | задания Концерты-импровизации Музыкальные сюжетные игры | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 15 мин. |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Восприятие | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов | Групповые | 15 мин. |
Исполнение | Музыкальные подвижные игры Интегративная детская деятельность Концерты-импровизации (на прогулке) | Подгрупповые | 30 мин. |
Самостоятельная деятельность детей | |||
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности) | Создание соответствующей предметно-развивающей среды | Подгрупповые Индивидуальные. |
- Диагностическое обеспечение программы
Для диагностических исследований в области выявления одаренности у детей рекомендовано воспользоваться следующими методиками.
- Анкетирование «Как распознать одаренность», авторы Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно педагогами, работающим с ребенком, родителями ребенка и самим ребенком (с помощью взрослого). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант.
Если…
- он энергичен и все время хочет двигаться
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
- кажется, что он всерьез никогда не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности.
Если…
- ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
- может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование.
Если…
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант.
Если…
- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности.
Если ребенок…
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
- серьезно относиться к произведениям искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
- не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе.
Если ребенок…
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант.
Если ребенок…
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает пере аудиторией;
- с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект.
Если ребенок…
- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый школьный материал;
- задает очень много продуманных вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной программе;
- обгоняет сверстников по учебе,
- гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б :У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
- Методика оценки общей одаренности, автор А.И. Савенков.
Общая характеристика. Методика разработана российским психологом А.И.Савенковым, занимающимся проблемой детской одаренности. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ | Качество | Отметка |
1 | Любознательность | |
2 | Сверхчувствительность | |
3 | Способность к прогнозированию | |
4 | Словарный запас | |
5 | Способность к оценке | |
6 | Изобретательность | |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | |
8 | Настойчивость | |
9 | Перфекционизм |
- Список источников и литературы
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
3. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М., 1992 .
5. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность» учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [текст] Н.С.Лейтес-М.:Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.
6. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одаренных детей» [текст] Ю.П.Семянникова.-М.:Педагогика 2003,- 115с.
7. Ковалькова О.Н. «Одаренность»: проблемы, испытания [текст] М. академия,2010.
8. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одарённых детей» [текст]. М:Педагогика 2003, 115 с.
9. АвдееваН.И. «Одарённые дети» [Текст] Н.И. Авдеева - М.издательский центр «Академия»2008.-176с.
10. В.В.Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» [текст] В.В.Чурсина. - М.Издательство «Презент», 2006.-176с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:«Оборудование рабочего места ребенка на занятиях по изодеятельности. Техника безопасности»
План доклада: Оборудование рабочего места ребенка по аппликации: -3 стр - младшая группа - средняя группа - старшая ...
Рабочая программа "Ребенок и окружающий мир"
Полная рабочая программа по окружающему миру в старшей группе...
Рабочее место ребенка
Как оборудовать домашнее рабочее Если у вас обычный стол с горизонтальной поверхностью, то обязательно купите еще и подставку для учебников, чтобы они располагались под углом в 30-40 градус...
Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха
Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха во время образовательной деятельности....
Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"
Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение (экологическое воспитание)» в средней группе.
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Программа направлена на группу общеразвивающей направленности к программе "Воспитание и обучение в детском саду" под р...
Рабочая программа "Ребенок и музыка"
Программа разработана для первой младшей,второй младшей,среднестаршей,подготовительной, старшей логопедической,подготовительной логопедической групп....