«Интегративный подход к организации наблюдений в летний период»
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_nablyudeniyam_na_progulkah.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Интегративный подход к организации наблюдений
в летний период»
Режим работы подобран так, что летом дети постоянно находятся на свежем воздухе. Это не предполагает отмены образовательной деятельности с дошкольниками, а наоборот расширяет возможности воспитателей проводить полноценную работу с детьми на прогулке. Это и беседы, и сюжетно-ролевые игры, игры с водой и песком, различные наблюдения, труд в природе и т.д. Усилия педагогического коллектива в этот период направлены не только на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья, предупреждение заболеваемости и травматизма, но и на реализацию системы мероприятий, способствующих оздоровлению и физическому развитию, нравственному воспитанию, развитию любознательности и познавательной активности, формированию культурно-гигиенических и трудовых навыков. Воспитательно-образовательная работа включает в себя все компоненты образовательных областей: познавательное развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения. Важно закреплять представления детей о том, что изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели. Наблюдения могут быть длительные и краткосрочные. В младшем возрасте наблюдаем за знакомыми объектами и старшем возрасте, более научными.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. В нашем детском саду организована экологическая тропа, на которой много объектов для наблюдения живой и неживой природы. Принцип работы по ознакомлению детей с природой такой, что позволяет системно и последовательно знакомить детей с объектами природы, также углублять знания.
Экспериментальную работу вводить - как часть наблюдений. Например, наблюдаем за солнцем, в конце или в начале наблюдения (как проблемная ситуация) проводим опыт испарение воды (берем 2 мяча, смачиваем их водой. Один мяч кладем в тень, другой на солнце. Определяем, что на солнце мяч высыхает быстрее). Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.
Наблюдения за природой станут для детей интереснее, если они проводятся ежедневно. Воспитателю необходимо готовится к этому, изучить специальные знания о природе.
Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.
Методы и приемы, поддерживающие интерес детей к наблюдениям:
Младший возраст: заинтересовать с помощью игрушек, может быть одна игрушка, только одевать ее в разные одежды.
Старший возраст: вводить проблемные ситуации:
- ставить познавательные задачи,
- наблюдение сочетать с практической деятельностью,
- вводить сказочного героя, который не знает, или наоборот учит,
- устанавливать целое явление по признаку (узнать предмет по запаху, вкусу и т.д),
- применять экран наблюдения, где можно фиксировать данные об объекте природы,
- также загадки, стихи, фольклор, приметы, рассказы.
Наряду с традиционными приемами – беседа, наблюдение, пояснение, рассматривание можно применять ряд нетрадиционных приемов:
- «Погружение в краски, звуки, запахи и образы природы» - ребенок получает возможность включаться в мир природы, стать к ней ближе, используя разнообразные органы чувств,
- Моделирование – это создание моделей и алгоритмов об изменениях в неживой природе.
Например, создание модели долготы дня, в какие летние месяцы солнце стоит выше над горизонтом?
- Фиксация результатов наблюдений в карточке для индивидуальной работы или дневнике наблюдений, ориентируясь на предложенные алгоритмы.
- Применение рамок, если их нет то можно просто сложить ладони в виде рамки, где можно увидеть дорожку уходящую вдаль, по краям деревья, небольшая клумба и т.д.
- Использование в ходе экскурсий стихов, пословиц, загадок.
- Подражание голосам птиц и звукам природы, использование поговорок- подражаний голосам птиц.
- Определение настроения отдельных объектов: цветов, деревьев, погоды и т.д.
- Оживление объекта – игра - подражание, словесная игра «Чтобы сказал, если бы умел говорить».
Познавательная деятельность.
Известно, что ознакомление с предметами или явлениями дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Необходимо предоставить детям возможность действовать с объектами в окружающем его мире. Предметами исследования старших дошкольников могут быть: вода, ветер, песок, явления неживой, живая природа. Кроме этого, рекомендуется использовать разнообразные дидактические задания и игры. Например, «Найди листок, который упал давно, вчера, сегодня».
Именно прогулки дарят ребенку массу впечатлений, у него рождается много вопросов, умозаключений, которые нуждаются в ответах. В этот момент у ребенка зарождается стимул к общению, к выражению своих мыслей словами. Эмоциональное развитие помогает ребенку видеть и слышать прекрасное в окружающем его мире, находить общий язык со сверстниками. И если вы хотите, чтоб речь малыша становилась более выразительной, разнообразной, то нужно увеличивать и пополнять активный словарный запас ребенка. Прогулка является замечательным средством для этого.
Всегда отвечайте на вопросы ребенка, когда идете куда-либо. Остановитесь, посмотрите что привлекло внимание малыша. Обязательно отвечайте на вопросы ребенка, но чуть на более глубоком уровне, чем это нужно в данный момент. Например, упавший лист с дерева. Расскажите ребенку, что это упавший кленовый лист, опишите цвет, сделайте акцент на форме листа и т.д. С каждым разом, рассказывая об одном и том же предмете, добавляйте новые детали.
С целью усиления внимания к речевой работе на прогулке рекомендуется использовать речевые игры и задания - «Что ты слышишь вокруг себя?», «Кто позвал?» и др. развивающие слуховое восприятие и фонематический слух детей.
Самостоятельная деятельность.
На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. С удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода. В организации детей следует проявить творчество. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей, вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного, поэтому воспитатель всегда должен быть в центре и вовремя прийти на помощь.
Трудовая деятельность.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, летом дети ухаживают за цветами, кустами, ходят в огород, ухаживают за овощами. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. В жаркую погоду подвижные игры на солнце следует исключить, проводить можно малоподвижные или словесные игры. Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В младшем возрасте планируются сюжетные игры, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол.
Индивидуальная работа.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда, учителя-дефектолога. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников
актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...
Презентация "Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников"
Презентация...
Интегративный подход к организации образовательного процесса
статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...
Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей
Центры развития активности детей в групповых помещенияхОбразовательная областьЦентры активностиИнтегративная направленность деятельности центраПознавательно-речевое направление развития детейПознаниеИ...
Презентация "Интегративный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности в центрах активности группы и на свежем воздухе"
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ ГРУППЫ И НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ....
Интегративный подход в организации занятий по математике.
Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира....
Интегративный подход к организации РППС в ДОУ.
Выступление на региональном семинаре воспитателей "Игровые формы организации НОД". Доклад сопровождается презентацией....