Творческий проект в подготовительной к школе группе "Этикет с малых лет"
проект (подготовительная группа)

Ерисова Ирина Вячеславовна

В данном материале представлен краткосрочный творческий проект (неделя) с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с детьми с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etiket_s_malyh_let.docx191.48 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.vplate.ru/images/article/orig/2018/02/pravila-povedeniya-v-obshchestvennyh-mestah-24.jpg

Проект «Этикет с малых лет»

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР

г.Ярославль, декабрь 2018

Проект «Этикет с малых лет»

Название проекта: «Этикет с малых лет».

Вид проекта: групповой, творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя).

Участники: воспитатели, учитель-логопед, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Актуальность

  • Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
    В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
  • В статье 64 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ отмечено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста.

Цель: Формировать навыки культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
— формировать навыки культурного поведения;
— повышать уровень коммуникативной компетентности детей;
— привлекать родителей к культурному воспитанию детей в семье;
— изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;
— формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях;
— активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
— закреплять знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
— формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, лексико-грамматические средства языка, расширять словарный запас, развивать связную речь, отрабатывать звукопроизношение;

- воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
— проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи;
— создавать развивающую среду. 

Постановка проблемы

Дети, не владеющие навыками культуры общения менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

Проблема (на уровне ребенка): Хочу научиться быть вежливым.

Предполагаемые итоги реализации проекта

У детей сформированы:
— понятия «этикет» и «культурный человек»;
— умения правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
— знания о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;
— знания о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
— умения анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;
— нравственные качества, необходимые в обществе;
— желания отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности.

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей:

- «Маленький словарь добрых слов и выражений»;

- «Правила поведения за столом», «Застольный этикет для самых маленьких»;

- «О дисциплине, правилах поведения, родительских требованиях и ограничениях»;

- «Правила этикета и основные навыки культуры общения, которыми уже может овладеть ребенок 6-7 лет»

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Содержание

Подготовительный

  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;
  • Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых);
  • Подбор видео-аудиоматериалов; 
  • Составление плана основного этапа проекта;
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности;
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом: помощь родителей в подборе интересного материала по данной теме.

Основной

Беседы: - «Кто и зачем придумал правила поведения»;

- «Этикет – что это?»;
- «Разговор по телефону»;
- «Вежливый собеседник»;
- «Принимаем гостей»;
- «Чтобы у тебя было много друзей»;
- «Ваши добрые поступки»;
- «Правила поведения в общественном транспорте»;

-  «С чего начинается утро, или Слово “здравствуй”»;
- «Давайте познакомимся»;

 - «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены»;
- «Кто опрятен—тот приятен»;
- «Наша дружная семья»;
- «Доставляй людям радость добрыми делами». 

Решение проблемных ситуаций: «Правильно или нет» (ситуации по картинкам); «Вежливый кролик», «Болтливый ежик», «Грязный медвежонок», «Что делать в гостях, если...», «Гости у тебя дома», «Чтобы гости не скучали», «Культура внешнего вида».
Чтение художественной литературы:
— стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»,
— циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;
— нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр».

ООД:

- «Как вести себя за столом»;

- «Правила поведения для воспитанных детей».
Рассматривание картинок и беседы по ним: «Уроки вежливости», «Я и мое поведение».
Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».

Театрализованные игры:
— драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;
Дидактические игры: «Собираемся в гости», «Дерево добра», «Кто знает больше вежливых слов», «Этикет — школа изящных манер» (ч. 1 —культура поведения; ч. 2 — использование столовых приборов), «Приятного аппетита», «Как правильно себя вести», «Телефонный разговор», «Похвали друга», «Угадай, как меня зовут», «Накрой стол к чаю».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус», «Диалог», «Интервью», «Кафе», «Школа». 
Психогимнастика. Этюды: «Внимательный мальчик», «Так будет справедливо», «Вежливый ребенок», «Добрая девочка».
Коммуникативные игры: «Встреча двух друзей», «Приветствие», «Просьба», «Прощание», «Выбор и вручение подарка другу», «Приглашение на танец», «Знакомство».
Изобразительная деятельность:
— рисование на темы «Добро и зло», «У Меня сегодня такое настроение»; «Правила этикета».

Заключительный

Подведение итогов.

Выставка рисунков «Правила этикета».

Оформление материалов проекта.

Презентация проекта.

Литература:
1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.
4.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
5.Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ПРАВИЛАМ

ЭТИКЕТА

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место.

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Словесная игра

«Доскажи словечко»

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
  • Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
  • Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
  • До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
  • Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… ( извините).
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, … (а не кулаками)

Дидактические игры по формированию культуры поведения

«Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

«Каждой вещи свое место». Игра-упражнение.

Цель. Закрепить правило «Каждой вещи - свое место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.

Методические приемы. Чтение стихотворения «Маша-растеряша», вопросы к детям:

- Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?

- Что нужно сделать, чтобы ее не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.

- Какого, дети?

- А теперь посмотрим, знаете ли вы место каждой вещи.

- Алешенька, принеси мне, пожалуйста, книгу. Спасибо. Олечка, будь добра, подай мне, пожалуйста, куклу Таню. Спасибо. Аленушка, сделай доброе дело, положи Андрюшку-малыша в коляску. Молодец.

- Дети, почему вы ничего не искали и быстро выполнили мои просьбы?

- Мы знаем, где они лежат.

- Да, дети, у каждой вещи должно быть свое место. Есть еще правило «Где взял, туда положи». Оно поможет поддержать порядок в группе.

Игра «И я».

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте, где он остановился, дети говорят: «И я…если эти слова подходят по смыслу.

Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…

Игра-упражнение. «Мы плывем на пароходе».

Цель. Закрепить правила поведения в транспорте.

Материал для игры: ширма-пароход, касса, стулья, билеты, куклы-дети.

Ход игры. Предложить детям плыть на пароходе. Дети перечисляют правила поведения в транспорте. Воспитатель дополняет. «Капитан» занимает место у штурвала. Дети с билетами спокойно занимают места. Когда все места заняты, заходит воспитатель с куклой Незнайкой. Один из детей уступает место воспитателю. Воспитатель благодарит ребенка. Незнайка начинает громко разговаривать, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо вести себя в транспорте, как поступать в разных случаях. Дети охотно указывают Незнайке на его ошибки. Незнайка благодарит.

Игра продолжается, но уже в измененной форме. Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми и за действиями каждого.

Освоению правил способствуют игры упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести. Например:

- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (ответ детей)

- Если ты залезешь на сиденье с ногами, то…

- Если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…

- Если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то... и т. д.

«Хорошие, плохие поступки».

Задачи: Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.

Ход игры. Воспитатель:

- Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими? (Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)

- Еще какими? (Вежливыми.)

-Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.

-Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки, на которых нарисованы вопросительные знаки. Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.

-Открыть карточки, нам поможет волчок. Палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать. (Воспитатель крутит волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.)

Игра-упражнение. «Оденемся на прогулку».

Игра проходит в раздевальной комнате.

Цель. Воспитывать потребность в бережном отношении к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания. Активизировать вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будь добра.

Предварительная работа. Дети учились употреблять вежливые слова.

Методические приемы. Предложить ребенку (который усвоил последовательность действий) правильно одеться, обращаться с просьбой помочь. Спросить детей, все ли Оля делала правильно, какие вежливые слова употребляла. Сказать: «Теперь вы одевайтесь, а мы с Олей посмотрим, какие вы молодцы».

Игра «Эмоции».

Задачи: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка - умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение

Ход игры. Воспитатель:

Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!

-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете, от чего меняется наше настроение?

-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с вами можем оказаться. Например, вас похвалили, и у вас стало хорошее настроение, а если вдруг вы плохо поступили и вас за это наказали, то и настроение, скорее всего у вас испортится.

-Посмотрите, на этой страничке стоят человечки, которые повернулись к нам спиной, у них у всех разное настроение. Чтобы узнать какое, кто- то из вас аккуратно достанет человечка, посмотрит на него, никому не показывая, и постарается изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с вами ребята надо будет её отгадать. (Ребёнок достаёт человечка, изображает эмоцию, остальные дети отгадывают.)

Воспитатель: Мы открыли с вами всех человечков, давайте, теперь изобразим все вместе эти эмоции.

Дети изображают:

-Радость

-Злость

-Веселье

-Грусть

-Удивление

-Застенчивость

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Волшебные слова»

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

Материал: картины и изображения людей

Ход игры: злые - добрые, больные – здоровые….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Открытый космос» к празднику 12 апреля «День космонавтики»

Паспорт проекта1Наименование проекта«Открытый космос»к празднику 12 апреля  «День космонавтики»2Нормативно-правовая базаФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г....

Творческий проект: «Первоцветы». Подготовительная к школе группа.

Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по игровой деятельности, при проведении вечера развлечения. В данном материале представлен опыт работы по лексической теме «Первоцветы»....

Познавательно – творческий проект в подготовительной к школе группе №9 «Как рождается книга»

Познавательно – творческий проектв подготовительной к школе группе №9«Как рождается книга»...

Исследовательско-творческий проект для подготовительной к школе группе «Унылая пора »

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19232732","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"719","width":"953"}}]]...

Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Что такое новый год»

Актуальность: Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с народными традициями, в том числе и праздниками. Одним из самых любимых праздников дети называют Новый год. Однако, как показывает п...

Позновательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Осень, осень в гости просим»

Участие детей в проекте «Осень, осень - в гости просим!» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поис...