Исследовательско-творческий проект для подготовительной к школе группе «Унылая пора »
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное
Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение Школа № 2101
Подразделение №11
Исследовательско-творческий проект
для подготовительной к школе группе
«Унылая пора »
Воспитатель
Кордесова Елена Вадимовна
Москва 2016
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Педагогический проект по развитию речи «Унылая пора! Очей очарованье!» (подготовительная к школе группа)
Актуальность проекта:
В образовательном процессе подготовительной к школе группы не предусматривается глубокое знание объектов осени. А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.
Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
В условиях образовательного процесса расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Тип проекта: долгосрочный, творческий.
Срок проведения проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель
Цель: создать условия для развития художественного-эстетического потенциала детей на
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, в гости просим!».
Расширять представления детей об осени, как времени года.
основе красоты осенней природы.
Задачи:
- Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
- Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
- Систематизировать знания детей по теме «Осень».
- Формировать лексико-грамматические категории.
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
- Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую
деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и
работу с дидактическим материалом;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть
красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умения сохранять мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок
и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Виды деятельности:
- познавательная,
- музыкально-творческая,
- игровая,
- труд, совместно с родителями и воспитателями,
- исследовательская,
-театральная.
Актуальность:
За компьютером и современными, с ядовитыми красками, мультфильмами дети лишены
спокойной созерцательности. В проекте мы хотим привлечь внимание детей к красоте
осенней природы, её богатству красок, явлений. Именно поэтому А.С.Пушкин так
восхищался осенью, именно поэтому на красоте осенней природы мы и хотим привлечь
детей к творческому созиданию. В этом нам помощниками станут старые советские
мультфильмы, картины великих художников, стихи, песни, рассказы о чудесах осенней
природы. С помощью экспериментальной деятельности мы планируем дать толчок к
познанию окружающего мира живой и неживой природы. Совместно с родителями из
природного материала создать выставку «Осенний калейдоскоп», создать Книгу сказок,
альбом загадок, сочиненных детьми, сшить кукол – дочек Осени – Сентябринку,
Октябринку и Ноябринку. Проект завершат праздничные мероприятия, конкурс чтецов,
выставки работ детей.
Предполагаемый результат:
Познавательное развитие
Расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах.
Речевое развитие.
- Активизация и обогащение словарного запаса по теме проекта.
- Формирование умения правильно строить предложения, составлять рассказы по
предложенному материалу.
Социально - коммуникативное развитие.
- Формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических
условий жизни.
Художественно эстетическое развитие.
- Достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с
произведениями искусства.
- Отражение своих эмоций в собственной творческой деятельности.
Продукт проекта:
- Праздник «Осенины»
-Конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
-Конкурс поделок «Осенний калейдоскоп»
-Выполнение коллективной работы по аппликации «Это чудо – осеннее дерево».
-Создание альбома загадок, книги сказок.
- Украшение своей групповой комнаты рисунками об осени.
- Рисование на темы: «Золотая осень», «Осенние пейзажи».
- Презентация проекта.
Образовательная область:
- Коммуникация
- Познание
- Социализация
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
- Труд
- Музыка
- Здоровье
Обеспечение:
- Подбор иллюстраций и картин.
- Детская литература.
- Настольно-печатные игры.
- Папки-передвижки для родителей
Продукт проекта:
- Выставка рисунков «Осень».
- Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
- Музыкальное развлечение «Осенний марафон».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
-Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
-Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
-Изготовление наглядных пособий.
-Беседы с родителями.
-Составление плана совместной работы по проекту;
-Подбор художественного материала;
-Оформление папок - передвижек для родителей по теме проекта.
2 этап. Основной (практический).
— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
— Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья».
— Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.
3 этап. Заключительный.
— Выставка рисунков «Осень».
— Изготовление сборника рассказов «Время года – осень».
— Музыкальное развлечение «Осенний марафон»
— Обсуждение итогов и анализ работы.
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей,
фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
«Осенний лес. Дары леса»;
«Приметы осени»;
«В гости к осени».
Конструирование и ручной труд из природного материала:
«Ежики в лесу», «Осенний калейдоскоп» - выставка
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?», «Почему птицы улетают на юг?»
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра,
осенним дождём);
-за красотой и богатством осенних красок;
-за цветником;
-за перелетными птицами;
-за насекомыми;
-за деревьями, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»;
«Ищем приметы осени».
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Игры-эксперименты:
- солнечные зайчики догоняют друг друга.
- у кого тень интереснее;
- угадай, чья тень;
- какого цвета солнечный луч;
- очистим воду;
- сколько выпало осадков;
- ковер на воде;
- испытание кораблей;
- невидимка-воздух;
высокие волны.
- Почему солнце светит днём, а звезды – ночью?
- Роль света в жизни растений и животных.
- Животные, обитающие в условиях холода и жары.
- Роль солнца в жизни человека. Солнце и наше здоровье.
- Вода в жизни человека, животных, растений.
- Загрязнение водоемов.
- Ветер, ветер ты могуч.
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»;
«Что я видел в парке?»;
«Осенняя сказка», «Загадка про Осень».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание
стихов и загадок.
Словесные игры: «Опиши словами осень!»;
«Осень в лесу»;
«Вспомни – назови»;
«Один – много»;
«Будь внимательным»;
«Осенние деревья»;
«Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени;
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;
К. Бальмонт «Осень»;
Н. Сладков «Осень на пороге»;
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»;
К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;
Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»;
Г. Снегирев «Как птицы к зиме готовятся»
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин осенних инструментов», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный
мешочек», «Отгадай загадку – проиграй на инструменте отгадку!», «Что было бы, если из
леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней
природы».
Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом»
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для
гербария), уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание
корней деревьев опавшей листвою.
Беседа: «Осенние хлопоты человека»;
Художественно-эстетическое развитие
Интегрированные занятия:
«Воспоминания о лете», «Осенняя сказка», «Краски Осени», «Тучка по небу гуляла», «До свидания, журавушка!», «Осенний сон».
Аппликация:
Коллаж «Чудесное дерево»;
Рисование:
«Осенний листочек»;
«Золотая осень» (пейзаж);
«Краски осени»
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень», рассматривание иллюстраций на тему
«Осень в лесу»
Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.
Лепка
«Осеннее дерево»;
«Овощи на тарелке»;
«Мухомор»
Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность:
Рисование «Ветка рябины»;
Рисование «Чем нам осень нравится»;
Аппликация «Мухомор»
Слушание музыкальных произведений:
П.И.Чайковский «Октябрь»;
Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»
Пение:
«Веселый огород»;
«Осень золотая» сл.и муз. Л. Старченко;
«Осень, осень, осень»,
«Что нам осень принесет?»
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку», «Осенний оркестр», «Музыкальный
волчок».
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени»
«Сыграй песенку дождя»
Досуги, развлечения:
Конкурс чтецов «Золотая Осень»
«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем
альбом «Осень»);
«Осень - рыжая подружка»
Физическое развитие
Беседы:
«Как одеваться осенью?»;
«Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:
«Разноцветный зонтик»;
«Съедобное - несъедобное!»;
«Бывает-не бывает»;
«Хитрая лиса»;
«Перелёт птиц»
Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клён»;
«Листопад»;
«Грибы»
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Работа с родителями: стендовая информация для родителей;
консультация «Профилактика гриппа в осенний период»;
конкурс семейных поделок из даров осени «Осенний калейдоскоп».
3. Результаты проекта
- В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об
осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
- На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с
рассказами, стихами, песнями, музыкой осенней тематики, у детей расширился и
активизировался речевой запас;
- Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки, песенки
и небольшие сказки об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
Образовательная область: «Социализация».
- Сюжетно-ролевые игры:
— «Овощной магазин»
Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.
— «Листопад»,
— «Огородник»,
— «Пугало»,
— «Репка».
- Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
— «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
— «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? »
— «Собираем урожай»
— «С чьей ветки детки?»
— «С какого дерева листок»
— «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
- Пословицы, поговорки и загадки об осени.
- Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах.
Образовательная область: «Коммуникация».
- Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
- Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
- Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
- Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
Образовательная область: «Познание».
- Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:
— Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т.д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
— Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)
Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.
— Наблюдения за овощами и фруктами
Цель:Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.
— Наблюдения за перелетными птицами
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Образовательная область: «Художественное творчество».
- Рисование на осеннюю тематику.
Образовательная область: «Музыка».
- Разучивание песен, танцев;
- Прослушивание «осенних» мелодий;
- Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.
Образовательная область: «Труд».
- Сбор природного материала на прогулке (семена цветов, листочков для поделок).
Образовательная область: «Здоровье».
- Упражнения
1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).
Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.
2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).
Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
4. Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.
5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.
6. Развитие связной речи.
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.
7. Логоритмические упражнения. Физминутки.
Цель: Развивать координацию движений с речью.
8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.
Речевые игры
— «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
— «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
- «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
- «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
- «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
- «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
- «Узнай дерево по листу, плоду»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание
— «Съедобный — несъедобный»;
- «Соберём грибы в корзину»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)
Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- « Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши — в саду)
- «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)
Цель: Образовывать прилагательные от существительных.
- «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)
Цель: Образовывать существительные от прилагательных.
ТЕМЫ НОД
Коммуникация. Чтение художественной литературы
1. Заучивание стихотворения «Солнце землю осмотрело…» В Нестеренко.
2. Заучивание стихотворения «Заунывный ветер гонит…» В.Некрасов.
3. Заучивание стихотворения «Ветрено-ветрено» Токмакова.
4.Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».
5. Чтение рассказа В. Катаева «Грибы».
6.Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»
7. «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И.И. Левитана»
8. Чтение стихотворения А.С. Пушкина « Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»
9. Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
10. Загадки и пословицы об осени.
11. Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова « Улетают журавли»
12. Составление описательного рассказа «Птицы»
13. Сопоставление ранней и поздней осени.
Художественное творчество
Лепка
1. «Корзина с грибами»
2. «Фрукты»
3. «Овощи для игры в «Магазин»
Рисование
1. «Ветка рябины»
2. «Царство грибов»
3. «Узор из ягод»
4. «Перелётные птицы»
5. «Поздняя осень»
Аппликация
1. «Ветка винограда»
2. «Витаминная корзина»
3. «Ветка с осенними листьями»
Познание
1. «Грибы бывают разные»
2. «Ранняя осень»
3. «Перелётные птицы»
4. «Такой разный урожай» — (ягоды, овощи, фрукты)
Музыка
Разучиваие песен:
— «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;
— «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;
— «Журавушка» муз.Г Вихаревой, сл. А Вольского.
Пальчиковые игры:
— «Разбросала осень листья»;
— «Мелкий дождик моросит».
Русские народные игры:
— «Огородник»;
— «Пугало».
Совместная работа детей с родителями:
- Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала;
- Выставка цветов «Осенний букет»;
- Создание сборника рассказов детей об осени «Время года – осень»
- Музыкальное развлечение «Осенний марафон».
Ожидаемые результаты.
Для детей:
Знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
— осенние месяцы, приметы и явления;
— пословицы, поговорки об осени.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Расширились представления об осени, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература.
- Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
- Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.
- Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
- Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
- Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.
- 1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.-
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с;
- 2.Книга для чтения в детском саду и дома: 5-6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и
- родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с;
- 3.Голицина Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий».Старшая группа.-М.:
- «Издательство Скрипторий 2003», 2014.-224с;
- 4. Козлова Ю. «Я учусь запоминать».-М; Ростов н/Д:2013.-158с.:ил-(Школа развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательско-творческий проект в подготовительной группе
"Новый год у ворот"- длительность 1 месяц...
Исследовательско - творческий проект в подготовительной группе "Весёлая ферма" (огород на подоконнике)
Цель: Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательскойдеятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ух...
исследовательско – творческий проект «Горница» подготовительная группа
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к быту русского народа...
Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».
Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...
Исследовательско-творческий Проект в Подготовительной группе «Удивительный мир часов»
Исследовательско-творческийПроект в Подготовительной группе«Удивительный мир часов»...
Исследовательский-творческий проект для подготовительной группы «Промыслы Руси»
Исследовательский-творческий проек для подготовительной группы «Промыслы Руси»...
Исследовательско – творческий проект в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы».
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становитс...