Познавательно – творческий проект в подготовительной к школе группе №9 «Как рождается книга»
проект (подготовительная группа) на тему
Познавательно – творческий проект
в подготовительной к школе группе №9
«Как рождается книга»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_rozhdaetsya_kniga_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №200 «Волшебный башмачок»
городского округа Тольятти
Познавательно – творческий проект
в подготовительной к школе группе №9
«Как рождается книга»
Автор проекта:
воспитатель первой квалификационной категории Горбачева О.В.
2018г
Информационная карта проекта
Название проекта «Как рождается книга»
Тип проекта: Познавательно – творческий проект
Срок: краткосрочный
Место проведения: МБУ №200 «Волшебный башмачок». Бульвар Гая,29.гр №9
Дата проведения : апрель 2018г
Воспитатель: Горбачева О.В.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.
Характеристика группы: в группе 22 ребенка
Актуальность: Люди все реже берут книги в руки, читают их, а уж тем более задумываются над тем как рождается книга. Книжная культура в наши дни радикально меняется. Главной причиной является развитие науки и современных технологий, появление новых методов получения информации
Проблема: у детей недостаточно знаний об истории создания книги, о значении книги в жизни человека; бедный тематический словарный запас.
Цель: Познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием. Формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто её создаёт. Активизировать познавательную и речевую деятельность. Вызвать интерес к миру книги.
Задачи:
- Расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества;
- Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения; сочинять сказки, загадки, творческую инициативу
- Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
- Воспитывать уважение к людям, создателям книг, бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости. Повторить правила обращения с книгой.
Этапы проекта.
1. Подготовительный:
Цель: Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта.
Деятельность педагога:
- Беседа с детьми на тему «Что мы знаем о книгах» Выявление уровня знаний детей по данной теме, мотивировать к участию в проекте
- Подборка и накапливание нужной литературы, наглядно-демонстративного материала
- Разработка конспектов для непрерывной образовательной деятельности по проекту.
- Оформление папки-передвижки для родителей по теме проекта.
- Подборка дидактических, словесных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта
- Разработка анкеты для родителей
Деятельность детей:
- Проявление инициативы и желания участвовать в познавательной деятельности (Участие в беседе, рассматривание иллюстрации с изображением разных книг,библиотеки)
Деятельность родителей:
- Информационное обеспечение проекта , помощь в подборке материала.
Основной этап.
Деятельность педагога:
Деятельность с детьми по реализации проекта «Как рождается книга»
в соответствии с образовательными областями.
- Организация сюжетно-ролевой игры «В книжном магазине» , «Бибилотека»
- Организация игры –драматизации «Поиграем угадаем»
- Организация подвижных игр «Зайцы и лиса», «Волк и козлята»
- Беседы «Значение книги для людей», «Профессии людей, которые помогают сделать книгу»
- Чтение стихотворения В. Берестова «Кто чему научится»
- Подборка материала для продуктивной деятельности
- Организация словесных и дидактических игр «Назови части книги», «Назови профессию», «Один-много»,«Угадай название книги», «Доскажи словечко»
- Консультации для родителей: «Развиваем речь ребенка через практическую художественную деятельность», «Речевые игры», «Помогите ребенку овладеть родным языком»
Деятельность детей:
Активное участие в реализации проекта:
- Участие в беседах, в сюжетно- ролевых играх, в играх- драматизациях, в подвижных играх
- Участие в словесных играх «Назови части книги», «Назови профессию», «Один-много»,«Угадай название книги», «Доскажи словечко»
- Заучивание стихов: «Кто чему научится», «Кто трудится над книгой» (К.Мухоммади), физминутки
- Составление сказок и загадок
- Рисование «Иллюстрации к сказкам»
- Лепка «книги»
- Реставрация книг
- Совместное с родителями посещение городской библиотеки. Наблюдение за работой библиотекаря. Совместное с родителями посещение книжного магазина
- Изготовление авторских книг сказок и рассказов с рисованием иллюстраций на страницах.
Деятельность родителей:
- Информационное обеспечение проекта
- Рассматривание иллюстраций с детьми дома;
- Домашнее чтение
- Экскурсия с детьми в книжный магазин и библиотеку
- Подбор материала для изготовления авторских книг
Заключительный этап.
Деятельность педагога:
- Диагностика детей на уровень полученных знаний (Беседы с детьми «Что нового мы узнали?» ).
- Побуждение детей к созданию авторских книг сказок ,загадок.
- Организация выставки авторских книг, созданных руками участников проекта
- Благодарности детям и родителям за участие
Деятельность детей:
- Реализация полученных знаний в ходе диагностических бесед;
- Создание авторских книг сказок ,загадок
Продукт проектной деятельности:
1.Консультации для родителей;
2.Разработка сценариев занятий;
3.Авторские детские книги сказок ,загадок
Вывод:
Цель проекта достигнута. Поставленные задачи выполнены. Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека. Знают о людях различных профессий, которые помогают их создавать. Умеют с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать книги, сочинять сказки, загадки .Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.
Список литературы:
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы
Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М.: -2010 г
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
Интернет ресурсы
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Этап | Формы работы (с наименованием) | Задачи | Срок реализации | Место проведения, исполнитель |
1 этап: Подготовительный | - Беседа с детьми на тему «Что мы знаем о книгах» Выявление уровня знаний детей по данной теме, мотивировать к участию в проекте -Подборка и накапливание нужной литературы, наглядно-демонстративного материала -Разработка конспектов для непрерывной образовательной деятельности по проекту. -Оформление папки-передвижки для родителей по теме проекта. -Подборка дидактических, словесных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта, -разработка анкеты для родителей | Подобрать материал пособия, оборудование | 2 дня | Группа №9 воспитатель |
2 этап: основной | 1. Беседы с детьми «Значение книги для людей», «Профессии людей, которые помогают сделать книгу», «Путешествие в прошлое книги» 2. Непосредственно-образовательная деятельность «Что такое книги и где она живет», «Как рождается книга», «Сочиняем сказку» 3.Художественное творчество Рисование «Иллюстрации к сказкам», лепка «Книги» Изготовление авторских книг сказок и рассказов с рисованием иллюстраций на страницах 4. Чтение художественной литературы: В. Берестова «Кто чему научится», К. Мухоммади «Кто трудится над книгой»
5. Дидактические игры: «Назови части книги», «Назови профессию», «Один-много»,«Угадай название книги», «Доскажи словечко 6. Сюжетно-ролевые: «В книжном магазине» , «Бибилотека» Работа с родителями: - Консультации для родителей «Развиваем речь ребенка через практическую художественную деятельность», «Речевые игры», Экскурсии в книжный магазин, библиотеку | Образовательная область: «Познавательное развитие» Развивать познавательную активность ,расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества ,знакомить детей с историей происхождения и изготовления книг Образовательная область «Речевое развитие». Развивать самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения, сочинять сказки ,загадки. Расширять ,обогащать и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Поощрять желание передавать особенности книги в деятельности. Воспитывать самостоятельность, творческую инициативу Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. | 1 неделя | Группа№9, воспитатель |
3 этап: Заключительный этап | Создание авторских книг сказок ,загадок | Развивать умение с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать авторские книги сказок ,загадок. Развивать творческие способности детей путём привлечения их к созданию авторских книг – самоделок. | 3-4 дня | Группа №9, воспитатель |
4 этап: Подведение итогов | В ходе реализации проекта «Как рождается книга» сформированы у детей необходимые представления о истории создания книги Предметно – развивающая среда пополнена д/и, разработаны конспекты занятий, игр. Повысилась компетентность родителей | Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме. | пятница | Группа №9, воспитатель |
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
«Что такое книга и где она живет»
Цели:
Донести информацию о значении и важности книг в нашей жизни.
Познакомить с книгой, ее строением, оформлением.
Объяснить, как нужно обращаться с книгой, что книгу нужно беречь, ремонтировать, если она повредилась.
Обогащать представления детей о жанрах произведений, дать понятия словам «писатель» и «поэт».
Познакомить с термином «Библиотека» и дать ему понятие.
Ознакомить с правилами посещения библиотеки, правилами обращения с библиотечными книгами.
Ход занятия:
- Ребята, я сейчас загадаю вам несколько загадок, а вы внимательно послушайте и скажите отгадку!
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней!
«Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает».
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает,
Тот много знает
- Молодцы! Все эти загадки о книге! Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на протяжении всей жизни.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
«Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки!» -
Все ребята говорят. (З.Бычков)
-А вы слышали выражение: «Книга – твой друг, береги её!»? (Ответы детей)
- Как вы думаете, для чего нужно читать книги? (Ответы детей)
-Действительно, книги помогают нам познавать окружающий мир, они делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и интересного.
«Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете».
- А кто из вас знает, из каких частей состоит книга? (Ответы детей)
- Книга состоит из следующих частей (рассказ и показ воспитателем всех частей книги):
- обложка (переплет) – она всегда очень твердая и прочная
- корешок – это то место, где скрепляются страницы (клеем или нитками)
- титульный лист
- содержание или оглавление
- страницы, которые расположены в определённом порядке, на них напечатаны буквы и картинки. Страницы книг бумажные, а вы все знаете, что бумага очень легко рвется и мнется. Поэтому если с книгой обращаться неаккуратно, небрежно, то она очень быстро портится, рвется и становится непригодной для чтения.
- А как вы считаете, при обращении с книгой есть какие-то правила? (Ответы детей)
-Правильно! Вы молодцы! Все знаете! Давайте еще раз их вместе проговорим, запомним и будем их применять в жизни:
1. Брать книгу чистыми руками
2. Не перегибать книгу, чтобы не выпадали страницы
3. Не класть в книгу карандаши и другие предметы: от этого рвется переплет
4. Не загибать страницы, пользоваться закладкой
5. Не читать книгу во время еды
6. Завернуть книгу в обложку
7. Не писать и не рисовать в книгах
8. Если книга порвалась, ее нужно подклеить
- Скажите, а какие бывают книги? Они все одинаковые или разные? (Ответы детей)
- Они бывают большие и маленькие, в мягком или твердом переплете, бывают энциклопедии, сказки, рассказы, стихотворения.
- Давайте вспомним, что такое сказки, чем они отличаются от других произведений? (Ответы детей)
- Правильно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.
А чем же рассказы отличаются от других произведений? (Ответы детей)
- В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно. Люди, которые пишут рассказы и сказки называются писателями. А люди, которые пишут стихи, называются поэтами.
Физминутка «Открывай скорее книжку»
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик, круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой!
- Ребята, скажите, а где вы дома храните свои книги? (Ответы детей).
- Да, дома мы храним книги на книжных полках, в книжном шкафу. Но представьте, если книг очень, очень, очень много, то где их можно хранить? (Ответы детей).
- Вы слышали такое слово «библиотека»? (Ответы детей)
- Библиотека – это специальный большой дом для книг! Все книги в библиотеке хранятся на полках и расположены в определенном порядке. Книги из библиотеки дают читать домой. Таких людей называют читателями и на них заводят специальный документ – читательский билет, в который записывают фамилию, имя, адрес читателя, число, когда взяли книгу из библиотеки и когда нужно её вернуть обратно. Библиотека, это общественное место, в которое ходит много людей, чтобы взять книги домой или почитать их в библиотеке в специальном зале. Поэтому в библиотеке тоже существуют правила поведения, которые нужно соблюдать: в библиотеке нельзя кричать, бегать, мешать другим. Рвать, мять, рисовать, загибать, вырывать страницы книг.
- А кто-нибудь из вас был в библиотеке? Брал книги домой почитать? (Ответы детей).
- Очень хорошо! А я вам предлагаю воспользоваться мини библиотекой, которая находится в нашей группе! Сейчас я вам раздам читательские билеты, как в настоящей библиотеке! И вы сможете брать книжки из нашей библиотеки и пользоваться ими.
- Ну что ж, вот мы сегодня с вами и узнали, что же такое книга и где она живет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе: «По страницам красной книги».
Занятие включает в себя интеграцию образовательных областей познание и художественое творчество. На занятие закрепляем знания детей о природе родного края республики Бурятия, создаем с детьми свою Кра...
Творческо-информационный проект с воспитанниками подготовительной к школе группы "Как подружиться с книгой"
Творческо-информационный проект с воспитанниками подготовительной к школе группы "Как подружиться с книгой" разработан и реализован совместно с воспитателем Лишановой Еленой Викторовной....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...
"Путешествие книги" Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ИКТ....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности (ООД) по познавательному развитию в подготовительной к школе группе № 7 «Путешествие в страну безопасности» (приуроченной к неделе творческих отчетов)
Развивать умение наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.Закрепить знания детей о правилах ...
Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как преобразилась книга под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека...
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Красная книга Алтайского края"
Дать детям представление о Красной книге, создать условия для ознакомления с некоторыми редкими животными и птицами....