Проект по трудовому воспитанию "Трудиться - всегда пригодится".
проект (старшая группа)

Серенко Светлана Ивановна

Проект долгосрочный. Вид проекта: исследовательский, личностно - ориентированный. Актуальность проекта: возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа сдетьми по формированию устойчивой привычки трудиться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Проект

                           «Трудиться – всегда пригодится».

Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.

 Актуальность проекта:

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Цель проекта:

Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.

 

Задачи проекта:

  • сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;
  • вызвать интерес к результатам трудовых действий;
  • вызвать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений;
  • расширять и закреплять знания детей о профессиях, учить четко называть профессию и вид деятельности;
  • Развивать речь, обогащать словарный запас детей разновозрастной группы новыми словами и словосочетаниями.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Практический реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, выставка рисунков по теме «Профессии», фотовыставка «Я помощник в детском саду».

            Участники проекта:

  • дети разновозрастной  группы ;
  • педагоги;
  • родители воспитанников.

Срок реализации проекта:  ноябрь – февраль 2019-2020 учебного года.

Ожидаемые результаты:

  • уважение к труду и желание помогать старшим;
  • устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
  • развитые трудовые способности;
  • трудолюбие, ответственное отношение к труду;
  • осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.

План работы над проектом

месяц

Мероприятия для детей

Работа с родителями

ноябрь

  • Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду».
  • Наблюдение за работой дворника. Уборка снега с лавочек в беседке.
  • Экскурсия на тему «Кто работает в детском саду» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы)
  • НОД «Все работы хороши».
  • С/Р игра «Парикмахерская».
  • Д/и «Кому что нужно для работы».
  • Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть».
  • Рисование «Дом, в котором ты живешь».
  • Лепка «Инструменты к разным профессиям».
  • Конструирование «Двухэтажный дом».

Консультация «Не принуждать, а приучать».

декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

  • Беседы с детьми на тему «Моя семья», «Где и кем работают наши родные».
  • Беседа «Что такое профессия».
  • НОД по теме «Профессии».
  • Практическое задание «Ухаживаем за цветами».
  • С/Р игра «Больница».
  • Д/и «Кто что делает?».
  • Чтение. К.Чуковский «Айболит», «Федорино горе».
  • Рисование «Машина».
  • Лепка «Грузовик».
  • Аппликация «Автобусы на нашей улице».
  • Конструирование «Гараж для машин».

Родительское собрание «Трудовое воспитание дошкольников».

Консультация «Как привить ребенку трудолюбие».

январь

  • Беседа с детьми «Библиотекарь».
  • НОД по развитию речи: Чтение и заучивание стихотворения Д.Родари «Чем пахнут ремесла».
  • Выставка рисунков по теме «Профессии».
  • Практическое задание «Сами в группе приберем».
  • С/Р игра «Магазин».
  • Д/и «Продай то, что опишу».
  • Чтение. С.Михалков «А что у вас», «Дядя Степа».
  • Рисование на тему «Профессии».
  • Лепка «Чашки для кукол».
  • Конструирование «Поезд», «Кораблик».

Размещение информации для родителей на тему  «Трудовое воспитание в семье и в детском саду».

Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье».

февраль

  • Беседа «Военнослужащий».
  • НОД «Летящие самолеты».
  • Создание мини-огорода «Посадка лука».
  • С/Р игра «Строители».
  • Фотовыставка «Я помощник в детском саду».
  • Д/и «Из чего готовят кашу».
  • Чтение. В.Лившиц «И мы трудиться будем».
  • Рисование «Пароход».
  • Лепка «Самолет», «Танк».
  • Конструирование «Самолет из бумаги».

Консультация «Труд в жизни ребенка».

Помощь в  изготовлении игры «Профессии».

Выводы:

  • дети получили необходимые знания о разных профессиях;
  •  узнали и смогли рассказывать о значимости труда;
  •  стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
  •  научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
  •  у детей сформировались навыки совместной  деятельности;
  •  установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
  •  для детей труд стал потребностью.

Конспект НОД

Аппликация «Летящие самолѐты» (коллективная композиция)

Задачи: знакомить детей с военной техникой – самолѐт. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Учить детей создавать изображение самолѐта из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможность видоизменения деталей (срезание, загибание, отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам поперѐк и по диагонали). Вызывать радость от созданной всеми вместе картины. Воспитывать аккуратность, интерес к военной технике.

Предварительная работа: рассматривание изображений самолѐтов; конструирование самолѐтов из бумажных полосок и деталей конструкторов; подвижная игра «Самолѐты»; сюжетно-ролевая игра «Самолѐт»; игры с бумажными самолѐтиками; игра в полѐт на самолѐте.

Оборудование: игрушечный самолѐт, бумажные прямоугольники для корпуса, хвоста и крыльев, кружки для иллюминаторов, ножницы, клей, клеѐнки, салфетки, большой лист бумаги голубого цвета, образцы самолѐтов в двух вариантах.

Ход занятия.

Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем. Воспитатель загадывает загадку:

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полѐт.

Человек им управляет.

Что же это? (Самолѐт).

В группу «залетает» игрушечный самолѐт. Воспитатель рассказывает о самолѐте.

- Самолѐт – самый быстрый вид транспорта. Все самолѐты прилетают и улетают из аэродрома. Кто же летал на самолѐтах? (ответы детей). Какие части есть у самолѐта? Какой они формы?

Самолѐт – это боевая машина. Кто управляет самолѐтом? (Лѐтчики.) Воспитатель читает стихотворение о самолѐте.

«Самолѐты в небе, звѐздами горят,

Лѐтчики отважные в них сидят.

Лѐтчикам не страшен самый грозный враг,

Лѐтчики – герои всех их победят.»

Скоро будет один из самых главных праздников нашей страны – День защитников Отечества. Кто из вас знает, кто такие защитники Отечества? Это защитники мира, свободы и счастья. Это солдаты, командиры нашей армии, готовые в любую минуту защитить нас. Вы, ребята, тоже будущие защитники нашей страны – России! Но в армию берут только самых сильных, смелых и достойных. Ваши папы, дедушки тоже служили в армии, в разных военных войсках. И они с достоинством встречают свой мужской праздник – День защитников Отечества. Мы с вами приготовим подарок нашим папам, дедушкам, которые вы сделаете своими руками – «летящие самолѐты». Воспитатель ставит на мольберт образец «летящий самолѐт». Показывает детям варианты бумажных самолѐтиков и поясняет некоторые способы и приѐмы работы.

1. Этот самолѐт сделан так – у прямоугольника срезан уголок, чтобы получился заострѐнный нос, срезанный уголок использован для хвоста; а крылья – одна длинная полоска, приклеенная поперѐк корпуса. Иллюминаторы – круглые окошки – приклеиваем на корпус самолѐта.

2. Этот самолѐт сделан так: на длинном прямоугольнике одна сторона отогнута уголком, чтобы получился хвост, нос – загнутый уголок; крылья – треугольники или полоски разрезать по диагонали и приклеить на самолѐт под углом или прямо; иллюминаторы – круглые окошки, приклеиваем на корпус самолѐта.

Дети рассматривают образцы воспитателя «летящие самолѐты». Задумывают свой самолѐт, выбирают материалы и начинают работу. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в определении замысла и технического способа. По мере того, как дети будут заканчивать вырезать части самолѐта, предлагаю им подходить к столу, на котором лежит лист голубой бумаги для коллективной композиции. Помогать детям располагать и наклеивать самолѐты звеньями. Рассмотреть с детьми готовую коллективную композицию, порадоваться еѐ красоте.

НОД по развитию речи: ЧТЕНИЕ И ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЖАННИ РОДАРИ «ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА?»  

Задачи:

— развивать творческое воображение детей;

— развивать монологическую речь детей, память;

— закрепить знания детей о различных профессиях;

— воспитать грамотного читателя.

Словарь: профессии-ремесла (слова-синонимы); булочная-магазин, где продают хлеб, булки; сдоба-все то, что добавляют в тесто: сметана, маргарин, масло, сахар; столяр-мастер по дереву; стружка-завитки из дерева; маляр-мастер, который все красит; скипидар-жидкость, которой разводят краску; стекольщик-мастер, который вставляет стекла; кондитер-мастер, который печет торты; рыхлый-когда порыхлили; бездельник-лодырь, лентяй; неважно-плохо, неприятно, отвратительно. Подбор слов-родственников к слову «дело».

Оборудование: иллюстрации к книге Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?».

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Введение в тему.

На доске портрет Джанни Родари.

Воспитатель: — Это известный итальянский писатель Дж. Родари. Родари написал очень много произведений и для взрослых, и для детей, такие как: Джельсоминно в стране лжецов, планета новогодних историй, Чиполино и многие другие. И сегодня мы с вами будем читать стихотворение Дж. Родари, которое называется «Чем пахнут ремесла?»

3. Первоначальное знакомство со стихотворением (чтение стихотворения воспитателем).

Воспитатель: — А теперь, ребята, немножко разомнем наши глазки. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Воспитатель: — Вам понравилось стихотворение? О ком рассказ? Что хотел сказать автор? Все слова вам понятны в данном стихотворении? (Ответы детей).

4. Словарная работа.

Воспитатель: Сейчас я вам еще раз буду читать стихотворение и объяснять непонятные новые слова. А вы внимательно слушайте, смотрите на картинки к данному стихотворению и запоминайте. Объяснение новых непонятных слов.

Воспитатель: Наверно вы засиделись. Встанем и разомнемся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли,

Ручки опустили

И на стульчик сели.

Воспитатель: Отдохнули немножко? Продолжим нашу работу.


5. Работа над текстом.

Воспитатель: О каких профессиях идет речь в стихотворении? (Дети перечисляют все названные профессии, объясняют их смысл). А теперь мы с вами немного потренируем нашу память и попробуем выучить отрывок из данного стихотворения. Готовы?(Да)

Воспитатель: Приступим. Я буду читать по 2 строчки, а вы за мной повторять (2 раза). Затем — по 4 строчки. А потом кто-нибудь попробует повторить весь отрывок целиком.

ЧТЕНИЕ И ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Воспитатель: Молодцы! У вас хорошо получилось. А теперь давайте восстановим наше дыхание.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЗВУКИ ПРОФЕССИЙ».

Как работает дрель? (др-р-р)

Как стучит молоток? (тук-тук-тук на выдохе)

Как пилит пила? (вжик-вжик)

Как едет шофер? (вж-ж-ж)

Хорошо!

Воспитатель: А сейчас я хочу прочитать вам еще одно стихотворение Джанни Родари, в котором тоже идет речь о профессиях. Стихотворение называется «Какого цвета ремесла?».

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЖ. РОДАРИ «КАКОГО ЦВЕТА РЕМЕСЛА?»

Воспитатель: О чем и о ком говорится в данном стихотворении? похожи эти два стихотворения между собой? (ответы детей).

6. Итог занятия.

Рефлексия.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Кто, где работает?» Спросите у ребенка: кто работает в магазине. .. , в детском саде. .. , в больнице. .. , в парикмахерской. .. Например: в детском саде работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!».

Игра «Кому это нужно?» Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро). Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.

Игра «Кто что делает?» Спросите у ребенка: что делает повар. .. , врач. .. , помощник воспитателя. .. , водитель. .. , парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий (повар - режет, жарит, печет, варит, готовит и др.)

Игра «Исправь ошибки» Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ.

Игра «Четвертый лишний» Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп). Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля - лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем?

КОНСПЕКТ НОД: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ»

Цель: уточнить и расширить представление детей о профессиях людей в старину и в наше время

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о профессиях, их важности

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к профессиям своих родителей

Воспитательные: воспитывать уважение к людям любых профессий

I. Организационный момент.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, – кто ты будешь такой?»

Вам знакома эта детская считалочка? В старину профессий было мало, и все они вполне могли поместиться на одном крыльце, вместе с царѐм. Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся.

Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Хотите познакомиться с некоторыми профессиями? Тогда отправляемся в путь.

II. Основная часть

Представьте себе, что мы вышли утром из дома (дети идут по группе, подходят к окну и смотрят на стоящий напротив дом.)

– А кто построил ваш дом? Придумал и начертил его на бумаге архитектор.

А строили дом, подводили воду и газ другие люди.

– Как называется их профессия? Они строители. Это и каменщики (что они делают?) и машинисты подъѐмных кранов, и плотники (люди, которые работают по дереву).

Итак, мы с вами на улице. Посмотрите вокруг…

– Кто во дворе наводит порядок? (Дворник)

А теперь давайте сядем в автобус и поедем в детский сад.

– Кто нас везѐт? (Водитель), а мы – пассажиры.

– Кто встречает вас в д/с? (Воспитатель)

Мамы, попрощавшись с вами, торопятся на свою работу.

– А кем работают ваши мамы и папы? (выслушиваем ответы детей)

В д/с ещѐ много взрослых, которые работают для того, чтобы вы могли вовремя позавтракать, пообедать, чтобы вы были здоровы.

– Кто это? (Повар, медсестра).

Вечером мама забирает вас из сада, и вы заходите с ней в магазин.

– А кто там работает? (Продавцы), а мы с вами покупатели. Вот мы купили продукты. Идѐм домой и видим вывеску(изображение расчѐски и ножниц)

– Как вы думаете, что это? (Парикмахерская)

– Кто там работает? (Парикмахер)

Вдруг по улице промчалась под вой сирены большая красная машина.

– что это за машина?

– Чем занимаются люди, которые едут в ней? (Пожарные тушат пожары)

– Ребята, а вы знаете, что надо делать, если случится пожар? (Надо позвонить 01 и назвать свой адрес)

Но вот вы пришли с мамой домой. Пришли домой с работы воспитатель и продавец, врач и пожарный, шофѐр и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал писатель, кто-то позвонил по телефону другу. А кто-то включил телевизор.

– Кто снимается в фильмах? (актѐры )

– Вот видите, ребята, как много разных профессий на свете.

Физминутка «Стали дети ровно в круг»

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою – хлопок.

А теперь все дружно


Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу.

Представьте себе, что вдруг исчезли все воспитатели.

–Чтобы тогда произошло?

– Или вдруг не стало бы пожарных, строителей?

Выходит, что все профессии нужны, все профессии важны. Главное – выполнять любую работу нужно хорошо.

– Кем вы хотите стать, когда вырастите?

– А были ли такие профессии в старину?

– Как вы думаете, чем занимался лекарь? (Лекарь от слова лечить)

– А как теперь называют людей этой профессии?

А вот профессия повар не изменила своего названия с давних времѐн. Тогда кухня называлась поварней. А тот, кто в ней работал, – повар.

Особую честь на Руси воздавали плотникам.

– Как вы думаете, почему?

Как в Москве деревянной

Деревянные избы,

Деревянные стены,

Деревянные крыши,

А в избе деревянной

Деревянные лавки

Да столы деревянные.

Многое изменилось за эти годы. Но всегда труд человека был в почѐте. Не зря говорят:

«Труд кормит, а лень портит».

«Труд кормит и одевает».

«Чтобы научиться трудолюбию, нужны 3 года, а чтобы научиться лени – только три дня»

III. Итог.

Профессий очень много, и все они очень важные и нужные. Но когда вы будете выбирать себе профессию, важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.

Консультация для родителей по трудовому воспитанию дошкольников

«Не принуждать, а приучать»

Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.

А начинается он с самообслуживания: одевание ботиночек, застегивание пуговиц, умывание, складывание игрушек, в детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест, а позже — сразу. Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.

Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.

«Угадай кто это?» Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?

Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно! Могу — жилет, могу — пальто, могу — костюмчик модный!» Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала, когда б тебя Я не таскала? Ты только следуешь за Мной!» С улыбкой слушал их … (Портной)

Еще до восхода просыпаться привык. Первым встречает он солнце в дворе: Чтоб наши улицы были чисты! Трудится с утра … (Дворник)

Есть палочка у него в руках волшебная, Через мгновение все машины остановит она! Вот палочку вверх он быстро поднял, Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)

Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей: Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)

«Угадай профессию» Цель: расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь.

 Этот человек — хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша).

Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил эту вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар).

А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом).

Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя).

«Названия профессии от А до Я» Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук. Например: А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д — дворник; М — музруководитель, массажист, медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник и т.п.

«Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?» Цель: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей.

«Что делают этим предметом?» Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет: Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети. Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры. Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы. Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы. Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры. Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники. Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики. Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники. Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др.

«Что предмет расскажет о себе?» Цель: на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи. Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен.


Консультация для родителей

«Как сформировать положительное отношение к труду у детей  дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу другим людям. Поэтому так важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует тот или иной вид деятельности. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. Обычно к старшему дошкольному возрасту дети имеют представление о некоторых профессиях, поэтому рассказы родителей об особенностях разных профессий приносят ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.

Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в очереди в поликлинике, на прогулке.

Для того, чтобы упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий, можно поиграть в игру «Кто это делает?» Например:

- подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

- замачивает, намыливает, стирает, сушит, гладит… прачка.

- фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Аналогично можно поиграть в игру «Кому что нужно для работы?» Например:

- повару – кастрюля, сковорода, миска, нож, доска, фартук, колпак

- врачу – халат, лекарства, шприц, таблетки, рецепт

- художнику – краски, мольберт, кисти, палитра, бумага

- продавцу – товары, касса, деньги, покупатели

Чтобы поупражнять детей в словообразовании, интересна игра "Назови женскую профессию". Например:

- повар – повариха; учитель - ...; скрипач - ...; певец - ...; пианист - ...; писатель - … и т.д.

Для уточнения представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место, предложите ребенку поиграть в игру «Назови место работы?» Например:

- врач – в больнице, поликлинике

- художник – в мастерской

- продавец – в магазине, киоске, на рынке

- повар – на кухне в столовой, на кухне в ресторане, на кухне в детском саду и т.д.

Для расширения представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий поиграйте с ребенком в игру «Кто это знает и умеет? ». Например:

- знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

- играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

- учит прыгать, бегать, проводит спортивные эстафеты…воспитатель по физкультуре.

Для активизации слуховой памяти и внимания можно поиграть в игру «4-й лишний». Из предложенных слов, необходимо убрать слово, которое не соответствует предложенной цепочке слов. Например: сковородка, кастрюля, тарелка, пианино и т.д.

Для развития слуховой памяти можно разучить с ребенком коротенькие стихотворения.

Ждет письма мой старший брат,

Я журналу буду рад,

Папа ждет газету.

Где же взять все это?

Принесет нам это он -

Наш знакомый почтальон.

В. Нищев

Кровельщик

То не град, то не гром –

Кровельщик на крыше.

Бьет он громко молотком –

Вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нем.

В. Степанов

Такие занятия очень полезны для детей, так как вызовут у них интерес к окружающему миру, сформируют реалистическое представление о труде взрослых, расширят знания и представления о профессиях, обогатят словарный запас, помогут развить связную речь.

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

1. Без труда нет плода.

2. Воля и труд дивные всходы дают.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Советы хорошо, а дело лучше.

5. Поспешишь - людей насмешишь.

6. Не спеши языком - торопись делом.

7. Умелые руки не знают скуки.

8. Дело мастера боится.

9. Сделал дело - гуляй смело.

10. Скучен день до вечера - коли делать нечего.

11. Что на месте лежит, то само в руки бежит.

12. В деле не сила нужна, а умение.

13. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

14. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

15. Где охота и труд - там поля цветут.

16. Птицу узнают в полете - человека в работе.

17. Кто первый в труде - тому слава везде.

18. Рукам - работа, душе - праздник.

19. Без труда жить - только небо коптить.

20. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

21. Делу время, а потехе час.

22. Всякое дело концом хорошо.

23. Делано наспех - сделано на смех.

24. Мыло серо да моет бело.

25. Труд человека кормит, а лень портит

26. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

27. Пролениться - и хлеба лишиться

28. Терпение и труд все перетрут

29. Судят не по словам, а по делам

30. Было бы терпенье - будет и уменье

Загадки

Маленького роста я,                                                                                                                                       Тонкая и острая,                                                                                                                                              Носом путь себе ищу,                                                                                                                                            За собою хвост тащу.    (Игла)

Принялась она за дело: 
Завизжала и запела, 
Ела, ела, дуб, дуб, 
Поломала зуб, зуб.  ( 
Пила)

С дуба он снимает стружку

Из него ползут бараны.

В жёлтых, хрупких завитушках

По доске скользит.     (Рубанок)

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать.       ( Ножницы)

Скажите, как назвать её:
Все в дырках зубы у неё,
Но свёклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.    ( Терка)

Бьют Ермилку по затылку. 
Он не плачет, 
Только носик прячет.  (Гвоздь)

Я землю копала — 
Ничуть не устала. 
Кто мной копал, 
Тот и устал.   (Лопата)

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул.
Складки с галстука сливнул.     (
Утюг)

Стук да звон! Стук да звон! – 
За поклоном – поклон.
Звон да стук! Звон да стук! – 
Только щепки – вокруг.(Топор)

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.( Пылесос)

Весѐлая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши! (Милиционер.)

Он в автобусе сидит

И внимательно следит,

Чтоб у всех билеты были,

Чтоб купить их не забыли. (Кондуктор.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (Врач.)

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь,

Это просто детский ... (Врач.)

Прыгнул вниз —

На цветке повис,

Земли коснулся —

Цветок свернулся. (Парашютист.)

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам!

(Библиотекарь.)

В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает.

Но ведь мамы рядом нет,

Кто ж на стол там накрывает?

(Няня, помощник воспитателя.)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель.)

Кто по адресу любому

Подвезѐт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу. (таксист)

Цикл бесед для детей 4-5лет

Рассказы о профессиях пригодятся педагогам для проведения занятий по ознакомлению с

окружающим миром и развитию речи, помогут расширить кругозор малышей, обогатить их

жизненный опыт, сделать более яркими и насыщенными игры "в профессии", так любимые

детьми. Все тексты бесед сопровождаются стихами, загадками, вопросами, заставляющими

ребенка логически мыслить, развивают речь, активизируют память и внимание.

ЗАДАЧИ:

1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические

представления о труде людей;

2) расширять знания и представления о профессиях;

3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы

на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Вводное занятие

Что такое профессия?

ПЕДАГОГ: Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд,

которому человек посвящает свою жизнь.

Давайте вместе вспомним, какие есть профессии. (Ответы детей.)

Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер...

Профессий очень много!

О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами.

Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает

ваша мама? А папа? Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему?

(Ответы детей.)Давайте поговорим о том, как возникли профессии.

Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени

занимались разными делами. Как вы думаете, какими?

Мужчины изготавливали орудия для охоты — луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием

охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь — оленя, буйвола или

кабана.

А чем занимались женщины? (Ответы детей.)

Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили

из шкур одежду или одеяла.

Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди распределяли между собой разные дела.

Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда!

С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.

В Средние века в городах возникли цеха — объединения людей одной профессии. Например

— цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои

праздники. Цех защищал своих членов. В нем были ученики, подмастерья и мастера. Чтобы

стать мастером, нужно было создать шедевр — то есть очень хорошее изделие.

Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?

Твое призвание

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему —

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь!

Вопросы и задания

1. Перечислите профессии, известные вам.

2. Кем работают ваши родители?

3. Хотели бы вы пойти по их стопам, когда станете взрослыми?

4. О какой профессии вы мечтаете? Почему?

5. Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?

6. Есть ли у вас любимое занятие? Расскажите о нем.

Библиотекарь

Библиотекарь — очень важная и нужная профессия. Слово это происходит от греческого

"библио", что означает "книга".

Работа людей, посвятивших себя этой профессии, проходит в библиотеке, среди книг.

У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская

государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. Есть в столице Историческая библиотека, в которой представлены книги, связанные с ис-

торией; в Научно-технической библиотеке специалисты могут прочесть книги по науке и

технике.

Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке.

Посещали ли вы когда-нибудь детскую библиотеку? Расскажите об этом посещении.

(Рассказы детей.)

Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор литературы

неизмеримо больший! А хозяйкой здесь является библиотекарь. Как по-вашему, в чем состоит

его основная работа? (Ответы детей.)

Библиотекарь выдает книги. Он постоянно общается с читателями, отвечает на их вопросы,

советует, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю "выстраивать жизнь".

Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними

номерами журналов. Устраивает красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя

или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками.

Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с

маленькими читателями.

Пожалуй, самый большой праздник детской книги — "Книжкина неделя", которая проходит

весной.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать библиотекарь?

Правильно! Самое главное свойство его души — бескорыстная и бесконечная любовь к книгам!

Еще необходима великолепная память — ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где

находится та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов.

Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и

внимательностью к читателю.

Вопросы и задания

1. Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

2. Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают мама или

бабушка?

3. Назовите свою любимую книгу. Кто ее написал?

4. В чем заключается работа библиотекаря?

5. Какими качествами должны обладать люди этой профессии?

6. Хотели бы вы стать библиотекарем?

Военнослужащий

По самому слову не трудно догадаться, кто такой военнослужащий. Это человек,

состоящий на военной службе.

Я уверена, что каждый из вас видел по телевизору военный парад, который проходит 9 мая,

в День Победы нашего народа в войне против фашистской Германии.

По Красной площади идут стройными рядами, чеканя шаг, представители всех родов войск.

На них парадная форма.

Блестят на солнце ордена и медали ветеранов, собравшихся на трибунах, чтобы посмотреть

праздничный парад. А вечером, когда стемнеет, в небе зажигаются яркие огни салюта.

Парад — это демонстрация силы и мощи нашего государства, проявление патриотизма наших

военных.

Как у каждого государства, у России есть армия, то есть вооруженные силы.

Вооруженные силы можно разделить на три главные группы — это сухопутные, или наземные

войска, которые действуют на суше; военно-воздушные силы — они защищают Родину в

воздухе; и военно-морские — несущие вахту (т. е. дежурство) в морях и океанах.

Поговорим о сухопутных войсках. К ним относятся мотострелковые войска, вооруженные

автоматами, пулеметами и гранатометами. Они передвигаются на боевых машинах.

Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины

на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди —

экипаж.

К сухопутным войскам относится артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские

установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные — ракетами. Знаменитая ракетная уста-

новка "катюша" громила врагов во время Великой Отечественной войны. В артиллерии служат артиллеристы.

К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут

разминировать минные поля, дороги и мосты.

В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины.

Военнослужащие этих войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача —

не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки,

людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

В особую группу выделены воздушно-десантные войска (сокращенно их называют ВДВ).

Военные, служащие в этих войсках, физически сильные, спортивные. Они проходят

специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые

приемы, изучают разные виды противоборств.

Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они

спускаются на землю с помощью парашютов.

Кроме смелости и отваги "голубым беретам" — так называют десантников (ведь они носят

голубые береты как часть формы) — необходимы выносливость, абсолютное здоровье,

ловкость и сила.

В нашей армии есть и авиация — боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в

случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков —

это первый и второй пилоты; штурман, который прокладывает курс самолета в небе; радист,

держащий связь с аэродромом; механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. В полете они надевают специальные высотные

шлемы. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием,

умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, смелостью и решимостью.

Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в

летном училище, окончив которое, может продолжить обучение в военной академии. Ведь

летчику нужно очень много знать и уметь!

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и

составляют военно-морской флот.

Большие надводные корабли — линкоры — вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми

ракетами. Крейсер — это корабль поменьше, а миноносец — корабль сторожевой.

Военных, которые служат во флоте, называют моряками.

На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник

капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле.

Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком.

У каждого моряка в команде свои обязанности.

Мой папа – капитан

Папа знает всѐ на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан,

Ведь мой папа — капитан!

Мы достанем карту мира,

Станем вместе изучать,

Вот — высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это — южная Анапа,

Это северный Ямал.

Обо всем расскажет папа —

Он ведь всюду побывал!

Подрасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Есть у России и подводный флот — атомные подводные лодки. Они поражают суда

противника особыми большими снарядами — торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.

Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами

проходит по морю.

Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и

парадной. Отличие морской формы — бело-голубая полосатая тельняшка, а на голове

бескозырка с лентами. На плечах военные носят погоны, на которых число звездочек указывает на звание военнослужащих.

Знаменитый полководец А. В. Суворов говорил: "Плох тот солдат, который не мечтает стать

генералом". Но чтобы солдату стать генералом, надо подняться по лесенке воинских званий на много ступеней.

Высшее морское звание — адмирал флота.

Послушав мой рассказ о военной службе, я думаю, дорогие ребята, вы поняли, что служба

эта "и опасна, и трудна". Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на Земле. Они беззаветно любят свою Отчизну и свой народ, обладают большими

знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ.

Если среди вас есть те, кто мечтает о службе в армии, им можно посоветовать поступить в

военное училище — суворовское или нахимовское.

Вопросы и задания

1. Кого называют военнослужащим?

2. На какие три главные группы можно разделить вооруженные силы государства?

3. Расскажите о сухопутных, воздушных и морских родах войск.

4. В чем состоит служба пограничников? Десантников? Саперов?

5. Какими качествами должен обладать военнослужащий?

6. Хотели бы вы стать военнослужащим?

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду»

С детства жить в труде

Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.

А начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.

Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.
Итак, главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.

Что значит подготовить ребенка к жизни?

 В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.

Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.

Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенке и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

В детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре  начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.

Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду. Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда.

Труд в природе – Труд в природе способствует  развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут освоить трудовые навыки.  Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. В уголках природы живут  морские свинки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью  животных и освоения навыков по уходу за ними.

 Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Ручной труд –«Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел».  «Источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков.» « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» (Василий Сухомлинский)

 Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка. (Из пустых спичечных коробков, пачек из под конфет, из под чая можно сделать домики, шкатулки, машинки; обклеив их цветной  или оберточной бумагой, фольгой  и пр.).

Различные поделки из пластилина  и глины. Разнообразие материала  многообразно в наше время. В магазинах есть готовые наборы для творчества детей.

Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам. С помощью специальных инструментов (ножницы с фигурными краями, дыроколы вырезающие готовые цветочки, листочки, фигурки и т.д.) можно сделать заготовки для  аппликаций.

Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

(Просмотр слайдов «Трудовое воспитание детей в детском саду»).      

Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности? 

1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно,  намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)

2.Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми,  развиваются  индивидуальные  способности.

3.Проявляется  уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

    В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте.   Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контролем за действиями детей со стороны взрослых. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.

Ваше чадо не любит трудиться?

Как приобщить ребёнка к труду.
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Самые частые ошибки родителей:
– Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
-  Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
– Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
– Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

Что делать?

1. Не запрещайте ребенку помогать вам.

Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится , обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так.  Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку  возможность ощутить свою полезность.

2. Превратите домашнюю работу в игру.

Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его.  А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы  игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли.  Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности.  Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.

4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.

Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.

5.  Самое главное – не забываем хвалить ребенка!

Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.

Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.

6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.

Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду…….  Я сомневаюсь, что ребенок захочет делать домашние дела, увидев, как они напрягают вас. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Трудиться - всегда пригодится"

Проект во второй младшей группе по трудовой деятельности. Организация "Огорода на подоконике"...

Проект "Трудиться - всегда пригодится!"

Практико-ориентированный проект «Трудиться - всегда пригодится!» представляет работу с детьми 6-7 лет. Эта проблема возникла вследствие того, что у большинства детей группы была не сформирована мотива...

Краткосрочный проект по трудовому воспитанию старших дошкольников «Трудиться - всегда пригодиться»

Краткосрочный проект по трудовому воспитанию старших дошкольников «Трудиться - всегда пригодиться»...

Проект: "Пожарному делу учиться- всегда пригодиться"

1.Проблемы2.Задачи.3.Актуальность4.Содержание5.Ресурсы...

Проект по трудовому воспитанию «Трудиться — всегда пригодится»

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно, он откр...