Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
проект

Ольга Николаевна Перевозникова

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, и сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и  остается с ним на всю жизнь. Сказка воспитывает у детей любовь к родной земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_kak_sredstvo.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитатель: Перевозникова О.Н.
                                       

                                          Проект

по теме: «Сказка, как средство духовно- нравственного

воспитания дошкольников».

        Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

    Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка- благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

      В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

   Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

     Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

    Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

     Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Цель проекта:

   - Создать оптимальные условия для формирования духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку.

    -Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений,

     -прививать интерес к театральной деятельности,

     -раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

- Развивать у детей любовь к театральной деятельности и сказке,

-Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание,

-совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки,

-Развивать творческую самостоятельность в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов,

-Развивать традицию семейного чтения.

- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка.

 Участниками реализации программы являются дети младшей группы, родители.

Срок реализации проекта2 недели.

Формы реализации проекта

1)  Основными формами реализации программных задач для детей является:

     -чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций.

Чтение сказок расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

    - театрализованная сюжетно-ролевая, игры в различные виды театра.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

 

    -дидактические игры.

Благодаря дидактическим играм, дети расширяют свой словарный запас, а так же учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.

    - комплексно – тематические занятия (рисование, лепка, аппликация).

Творчество бесспорно влияет на ребенка, его развитие, умения, характер. Оно учит малыша самовыражению, помогает познать мир, увидеть его своими глазами. Ребенок, который занимается творчеством, умеет выходить за границы общепринятого, и благодаря этому преодолевает возникшие проблемы легче, ведь у него есть много вариантов их решения. Помимо этого, работая вместе, дети и родители сближаются, лучше взаимодействуют и понимают друг друга.

 

    -развлечения.

2) Основными формами реализации программных задач для родителей:

    -изготовление папок- передвижек,


   - проведение анкетирования,

     -тематические беседы «О пользе чтения сказок перед сном».

Данные формы общения педагогов, родителей и детей позволяют решать задачи: ознакомление родителей о пользе совместного чтения сказок ,скорректировать методы и приемы домашнего воспитания, наладить связь с родителями и совместными усилиями прививать ребенку духовно-нравственные ценности.

      Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

В ходе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию ребенка посредством сказки предполагается, что дети приобретут:

 -желание слушать и сочинять новые сказки;

-любовь к сказкам и другим видам творчества;

-необходимый минимум знаний по сказкам (народным, авторским);

-повысят уровень социальной адаптации.

-желание сочинять сказку совместно с родителями (с помощью этого укрепиться связь между ребенком и родителями).

        Результат проекта:

В результате совместной деятельности детей, воспитателя и родителей, дети приобщились к народным сказкам, научились инсценировать и иллюстрировать сказки.Усвоили духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность).

Краткое описание проекта.

Мероприятия

Задачи

Сроки

Участники

1

Ознакомление с окружающим миром. «В гостях у сказки».

- закреплять знания детей о русских народных сказках;

-формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;

- развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру;

- воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.

1 апреля

Воспитатель, дети.

2

Рисование(«художественно-эстетическое»). «Колобок ».

-формировать творческое мышление, развивать художественный вкус, фантазию.

-знакомить детей с художественными материалами, приемами работы с ними.

-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию

2 апреля

Воспитатель, дети.

3

Развитие речи («речевое»). «Любимые сказки ».

-Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.

-Учить узнавать и называть персонажей из сказок, передавать по показу игровые действия.

-Активизировать речевые высказывания.

-Развивать произносительные навыки, интонационную выразительность речи.

-Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

3 апреля

Воспитатель, дети.

4

Лепка («художественно-эстетическое»). «Тарелочки для медведей».

-продолжать учить детей приемам лепки.

- повторить основные цвета (синий, желтый, красный, называние членов семьи,

-повторить название размеров (большой, меньше, самый маленький).

4 апреля

Воспитатель, дети.

5

Формирование элементарных математических представлений («познавательное»). «Путешествие в сказочный лес».

-учить детей сравнивать предметы по длине, употребляя в речи

термины: длинный–короткий.

-продолжать различать

предметы по цвету.

-развивать конструктивные навыки, мышление, смекалку.

-воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

5 апреля

Воспитатель, дети.

6

Ознакомление с окружающим миром. « Петушок и его семья ».

-расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; продолжать учить различать их.

-продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах. Формировать познавательную активность.

-развивать мелкую моторику рук, координацию пальцев через упражнения и массаж рук предметами.

-воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим», поощрять инициативные проявления детей.

8 апреля

Воспитатель, дети.

7

Рисование(«художественно-эстетическое»). « Курочка Ряба ».

-продолжать знакомить с нетрадиционными методами рисования, закреплять знания цвета у детей: голубой, коричневый, желтый.

–способность детей мыслить и выражать свои мысли в речи и в рисунке.

- воспитывать желание помогать, выручать из беды, доброжелательно относиться друг к другу в процессе коллективной работы.

9 апреля

Воспитатель, дети.

8

Развитие речи («речевое»). «Зайкина избушка».

-развивать выразительность  речи детей;  

-формировать положительное взаимоотношение между детьми.

-воспитывать интерес к русской народной сказке.

10 апреля

Воспитатель, дети.

9

Аппликация («художественно-эстетическое»). «Репка»

-продолжать формировать умение работать в технике аппликацияприклеивать на готовый силуэт и в пределах заданного контура,

-развивать чувство формы и цвета, умение видеть целое раньше частей.

-воспитывать интерес к созданию выразительных образов по мотивам знакомых сказок.

11 апреля

Воспитатель, дети.

10

Формирование элементарных математических представлений («познавательное»). «Красная шапочка»

-закрепить умение детей отличать понятия «много» и «один», использовать в речи.

-продолжать учить различать предметы по размерам и обозначать их словами, длинный – короткий, длиннее–короче, большой-маленький.

12 апреля

Воспитатель, дети.

11

Ознакомление родителей с папкой-передвижкой. «Сказка в жизни ребенка», «Читайте ребенку правильные сказки», «Роль В результате совместной деятельности родителей матери в воспитании детей».

-приобщение родителей к всестороннему воспитанию детей, к проведению свободного времени в совместной с детьми деятельности (чтение сказок, просмотр мультфильмов),

-познакомить родителей с разновидностью сюжетно-ролевых игр в определенном возрасте, их значении в жизни ребенка.

На протяжении всего проекта

Родители, дети.

12

Тематическая беседа «Ее величество сказка».

-способствовать объединению выработке единой стратегии воспитания детей;

-научить самих родителей общаться со сказкой;

-помочь выяснить родителям, в чем заключается величие сказки;

-научить взрослых играть со сказкой;

-предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения.

11 апреля

Родители.

13

Проведение анкетирования «Сказка в жизни вашего ребенка».

-выявить уровень (высокий, средний, низкий) знания родителей о предпочтениях детей в прочтении сказок,

-проанализировать взаимоотношения в семье.

5 апреля

Родители.


                                                                      Проект

«Сказка - средство нравственного воспитания детеЙ»

                                                                  Актуальность

    Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся одним из актуальных и обсуждаемых. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой. В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития нравственных качеств

ребёнка – дошкольника.

    Представления о сущности сказки, выявленные закономерности, разработанная технология, найденные характеристики, сформулированные принципы позволяют педагогам грамотно моделировать проект своей деятельности по обучению и воспитанию дошкольников, способствуют переходу к нормативным знаниям и тем самым обеспечивают повышение воспитательного потенциала семьи и дошкольного учреждения.

Концептуальность

       Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана модель нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе использования сказки;

- определены педагогические условия повышения эффективности

использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания;

- выявлена и содержательно сформулирована система принципов, разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей;

- разработана технология использования сказки, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.

                                                         Цель проекта:

      - создание условий для развития у детей нравственных качеств;

      - изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта – злость, щедрость       – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.

                                                        Задачи проекта:

    - приобщать детей духовному и нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации;

     - научить ребёнка через восприятие сказки извлекать нравственный урок;

     - развивать эмпатию, отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь;

     - учить регулировать своё поведение нравственной нормой;

     - способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности.

                                              Педагогическая идея

       Если в процессе организации работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки будет осуществляться комплекс мер, включающих в себя:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;

- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности;

- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей, то этот комплекс мер приведёт к построению оптимальной педагогической модели результатов работы с детьми по воспитанию нравственных качеств у ребёнка – дошкольника

   Изучила следующую литературу

1.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003.

   В пособии даются методические рекомендации для воспитания в ребёнке – дошкольнике талантливого читателя. Книга адресована воспитателям, родителям.

2.Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. Линка – Пресс, 2006.

   Цель данной книги – познакомить читателей с нестандартными подходами к организации игровой деятельности детей. В пособии подробно представлены различные формы и методы проведения сюжетно – ролевых игр. Большое внимание уделено взаимодействию ДОУ и родителей. Книга полезна методистам, руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.


3.Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Линка – Пресс, 2008.

   В книге – сказки для дошкольников, стихи, занимательные задачки. Книга адресована детям и их родителям, воспитателям детских садов и учителям начальной школы, руководителям театральных кружков – всем тем, которые заинтересованы в проведении содержательного, интересного досуга.


4. Рыжова Н.А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс,2005.

    Цель данного пособия – познакомить читателей с интересным опытом работы детских садов. В издании представлены различные формы работы воспитателей и практически все виды деятельности. Пособие содержит конкретные рекомендации, сценарии, программы, которые могут использовать в работе воспитатели, заведующие, старшие воспитатели, инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители.


     5.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.

       В книге предлагается авторская программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений и психологов, логопедов.


     6.Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.

    В пособии раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста, социально-педагогические функции педагога в процессе этой работы, предлагаются методические разработки занятий. При этом акцент сделан на развитие творческой,

активной, самостоятельной, социально компетентной развивающейся личности ребенка, личности как субъекта деятельности. Содержание пособия позволит познакомить детей со славянской мифологией, ее героями, бытом славян.


    7.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.

Универсальная методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л.Б.Фесюковой, развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы. В книге вы найдете конспекты занятий с детьми, а также задания, которые помогут оценить, насколько хорошо вы освоили авторскую методику. Книга адресована воспитателям детских садов, учителям начальных классов школы и, конечно, родителям.

    Формы и методы работы

      Развитие речи:

- чтение и рассказывание сказок;

- заучивание пословиц, стихов;

- занятие «Путешествие в зимний лес».

Художественно – творческая деятельность:

- лепка: «Мой любимый сказочный герой»

- аппликация: «Одежда для Снегурочки», «Сказочный герой» (коллективная работа), «Вот такая наша ёлка!»,

- рисование: «Если бы я был волшебником», «В сказочной стране», «Волшебные птицы»,

«Счастливое солнышко», «Счастливая семья», «Подарю тебе я волшебство».

Художественная литература:

- чтение русских народных сказок;

- чтение серии сказок А.С.Пушкина;

- чтение сказок зарубежных писателей.

Игровая деятельность:

   - дидактические игры: «Узнай сказку», «Узнай героя», «Хорошо – плохо», «Добро – зло», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» (игра загадка.

  - сюжетно – ролевые игры: «Волшебная палочка» - подвижные игры: «Вежливый ручеёк», «У медведя во бору», «Кривое зеркало», «Солнечные лучики», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Не оставайся на земле», «Ловля обезьян», «Лесные пятнашки».

  - игры – драматизации: инсценировка «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», игра мотивация «Идём по зимнему лесу», игровая ситуация «Дорожка вежливых слов», игра беседа «Закончи сказочную историю».

Социально – правовое воспитание, познавательное развитие

:

   - оформление альбома с детскими рисунками «Добрые герои сказок»;

   - занятия на темы «Как поступить правильно», «Что такое дружба», «Путешествие в Крымский зимний лес», «Добро побеждает зло»;

   - проблемные ситуации «Как бы ты поступил?»;

- игры – беседы «Если бы у тебя была волшебная палочка», «Если бы ты попал в сказку», «Мои поступки», «Какие они сказочные герои?»;

  - рассматривание картин «Лукоморье», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», иллюстраций Ю.П.Воевода «Сказка малышам», А.Коневский «Золотой ключик», А.Кокорина «Сказки Г,Х,Андерсена».


                                           
Работа с родителями:

   - консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки»,

    «Роль сказки в жизни ребенка», «Роль сказки в развитии речи детей»,
«Театрализованные игры по сказкам в развитии детей младшего дошкольного возраста»

- анкетирование «Сказка в мире ребенка»;

- конкурс поделок к Новому Году «Фабрика Деда Мороза»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...