Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
статья на тему
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
Доклад
« Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных
ценностей у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Филоненко Ольга Витальевна
Усть-Ишим 2018 год.
Уважаемые коллеги свой доклад я хочу начать высказыванием священника Александра Ельчанинова.
«Почему так важны впечатления детства?? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста?
В детстве сила доверия , простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окомененности.
Это именно та почва в которой посеянное даёт урожай в 30; 60; 100 крат.
Потом когда уже окаменеет очерствеет душа, воспринятое в детстве снова может очистить, спасти человека. Воспитав человека интеллектуально-не воспитав его нравственно-значит вырастить угрозу для общества»
Одна из важнейших проблем воспитания ,над которой бились и бьются поколения педагогов- это проблема духовного и нравственного становления личности.
Очень важно сегодня создавать среду. В которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять современной среде. Которая калечит души наших детей.
На мой взгляд актуальность духовно нравственного воспитания связана по крайней мере в следующем:
-Наше современное общество нуждается в подготовке высоконравственных образованных людей обладающими не только глубокими знаниями но и прекрасными чертами личности.
-В нашем современном мире на неокрепшую душу ребёнка на ещё формирующуюся сферу нравственности обрушиваются источники сильного воздействия как позитивного так и негативного характера.
-Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость вырастить в душах детей таких общечеловеческих ценностей как: Истина-Добро-Красота—Вера-Надежда-Любовь.
Эмоциональное развитие ребёнка-дошкольника является важным этапом духовно-нравственного воспитания. Для ребёнка способного понять чувства и эмоции другого человека, такие понятия как дружба, справедливость, сострадание ,.доброта-не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и чувств ребёнок овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи словесных и несловесных средств. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится пользоваться своими чувствами осознанно.
Нравственное воспитание не должно строиться на основе заучивания и отработкой привычек поведения. Нравственные ценности ребёнок может постичь только на основе личных эмоциональных переживаний путём своих проб и ошибок в реальной жизни .
Влияние личности педагога на ребёнка является одним из условий для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитатель должен придерживаться следующих принципов:
-Нравственный пример воспитателя
-Социально педагогическое партнёрство
-Индивидуально-личностное развитие
-Уважение к Отечественной истории и родному языку
Теперь давайте разберём методы - приёмы и средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
- Духовно-образовательное направление(занятия, чтение детям, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей)
- Воспитательно-оздоровительное направление(праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы)
- Культурно-познавательное направление(концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, участие в православных праздниках)
- Нравственно-трудовое направление(труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр)
Для успешной работы в данном направлении используются разные методы:
Наглядный, словесный, и практический.
Наглядный метод используется во время(Чтение воспитателем устного народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений как педагогом так и детьми; рассматривание книжных иллюстраций; проведении дидактических игр; целевых прогулок экскурсий)
Словесные методы наиболее эффективные в процессе:
(рассказ воспитателя; чтение произведения воспитателем; заучивание потешек, песен, пословиц, поговорок; бесед с элементами диалога; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; разбор житейских ситуаций; проведение конкурсов, утренников)
Очень важное значение имеет практический метод который используется когда необходимо:
(изготовить с детьми наглядные пособия; провести различные виды игр инсценировок; изготовить поделки на выставку; организовать постановку сказки; )
Хочу отметить что в методике используются разнообразные формы с детьми:
Это(занятия, чтение произведений, беседы, игры, проведение совместных праздников, экскурсии, тематические вечера, организация выставок, постановка сказок духовно-нравственного содержания)
В работе с родителями можно выделить следующие формы:
(собрания на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики, открытые показы НОД, вечера вопросов и ответов, проведение совместных мероприятий, индивидуальные и групповые консультации)
Так же используем наглядные виды работ с родителями такие как:
(информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки передвижки, привлечение родителей к проведению открытых занятий и утренников, выставки совместного творчества детей и родителей)
Доведение до сознания родителей духовно-нравственного воспитания даёт заметные положительные результаты.
Из всего выше сказанного я могу сделать следующий вывод:
-Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную жизнедеятельность дошкольников; использование многообразных форм и методов приобщение дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в основании основ народной педагогики.
А закончить свой доклад я хочу такими словами: Если каждый воспитатель будет верить в это сам и убедит своих воспитанников в правильности этого утверждения, то каждое его занятие превратиться в праздник и для детей и для самого воспитателя.То что мы получили в наследство от наших предков , мы должны, обогатив и приумножив, передать в дар нашим потомкам. В этом заключается духовно-нравственное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....
Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....

Система работы по развитию духовно-нравственных и моральных качеств детей дошкольного возраста посредством организации работы со сказкой.
Задачи. методы и приемы. использованная литература....
БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников....

Формы, методы нравственно-патриотического воспитания в образовательной организации с детьми дошкольного возраста.
Формы, методы нравственно-патриотического воспитания в образовательной организации в ДОУ...

ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»
Цель - приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной куклой. Создание мини – музея «Русская кукла» (изготовление тради...

Экскурсия, как эффективная форма воспитания культурно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Проблема формирования культурно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня воспитательного воздействия семьи и детского сада как первой ступени образования в нашей ...