Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» для детей в возрасте 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной общеобразовательной программой ДОУ. Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для занятий с детьми 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_poznavatelnomu_razvitiyu_raznotsvetnaya_lesenka.docx | 49.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: Решением педагогического совета Протокол от___________№______ | Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» ______________ О.Л.Власова Приказ №_____от __________ |
Программа по познавательному развитию
«Разноцветная лесенка»
для детей 6-7 лет
Разработала: И.Ю. Колесникова, воспитатель
Возраст детей: для детей групп общеразвивающей направленности
в возрасте 6-7 лет
Год составления: 2018
Пояснительная записка
Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной общеобразовательной программой ДОУ. Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для занятий с детьми 6-7 лет.
Актуальность программы
Социальный заказ современных родителей характеризуют следующие моменты:
- Родители хорошо понимают, что будущему первокласснику необходимы развитые логические умения, превышающие обязательный уровень.
- С другой стороны, наиболее востребованы и успешны в современной жизни люди творческого склада ума, инициативные, способные к эффективному сотрудничеству.
- Поскольку дошкольное детство – сенситивный период для развития способностей, поэтому развивать способности детей необходимо как можно раньше.
Цель программы:
Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка; формировать интеллектуальные и художественно – творческие способности каждого ребенка.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Приучать поддерживать отношении сотрудничества с окружающими людьми;
- Учить использовать незаконченную фигуру как деталь сюжетной композиции;
- Обучать логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале палочек Кюзенера;
- Формировать представления о математических понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации.
Развивающие задачи:
- Развивать произвольность воображения, внимания, памяти, поведения;
- Совершенствовать пространственное мышление, сенсомоторную координацию у детей;
- Развивать способность комбинировать как основу творчества;
- Развивать умение работать по инструкции; планировать и отслеживать результат;
Воспитательные задачи:
- Обеспечить комфортный эмоциональный микроклимат, в котором каждый ребенок чувствует себя принятым, защищенным и успешным;
- Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка;
- Поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребенка;
- Стимулировать интерес к самостоятельному освоению игр, изображений, материалов, инструментов, техник, созданию нового образа;
- Прививать игровую культуру детям и взрослым.
Образовательная деятельность проводится один раз в неделю. Программа рассчитана на 36 часов в год.
Организация и руководство образовательной деятельностью по программе по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» проводятся в соответствии с требованиями СанПИН.
Длительность образовательной деятельности не более 30 минут для детей в возрасте 6-7 лет.
В середине образовательной деятельности обязательна физкультминутка игрового характера.
Планируемые результаты освоения программы
- Живо интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при этом; знает различные средства получения информации (спросить взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать.
- Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.
- Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
- Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
- Эмоционально реагирует на произведения искусства, мир природы, умеет наслаждаться ее красотой.
- Активно общается со сверстниками и взрослыми., использует диалог, способен к конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
- При взаимодействии с другими людьми ведет себя преимущественно в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.
- Способен планировать выполнение хорошо знакомого процесса, выполнения определенного действия по просьбе взрослого.
- Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач.
- Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции.
- Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения.
- Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут.
- Владеет обобщенными умениями самостоятельно рассматривать различные объекты и явления окружающего мира, производить с ними простые преобразования, получать представления как об их внешних свойствах, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.
- Владеет логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале палочек Кюзенера.
- Имеет представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации.
- Увлеченно, самостоятельно, творчески создает свои варианты, конструкции из палочек Кюизенера по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, нерасчлененной уменьшенной схеме, (с изменением ракурса); легко видоизменяет созданное им по ситуации, критично оценивает результат.
Перспективное планирование
Сентябрь
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
1 | «Сказка о палочках» (Мониторинг) | Познакомить детей с счетными палочками КЮИЗЕНЕРА, как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на цвет и свойства палочек | Показ и объяснение склад. узора; Индивидуальная работа; Анализ. |
2 | «Волшебный поезд» (Мониторинг) | Закрепить названия эталонов цвета. Развивать комбинаторские способности. Приобщать детей к моделированию. | Объяснение; Пальчиковая игра; Индивидуальная работа; Анализ. |
3 | Раз/игра «Цветок» | Умение работать со схемой. | Показ. |
4 | Раз/игра «Разноцветные вагончики» | Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета (столько-сколько, поровну). | Игра «Разноцветные вагончики»; Вопросы-ответы; Пальчиковая игра; Индивидуальная работа; Анализ. |
Октябрь
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
5 | Раз/игра «Строительства домов» | Упражнять в счете; в различении количеств и порядкового счета; умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Беседа; Объяснение; Индивидуальная работа; Анализ. |
6 | Раз/игра «Собачья семейка» | Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развитие мелкой моторики. | Беседа; Вопросы-ответы; Показ; Объяснение; Индивидуальная работа; Анализ. |
7 | Раз/игра «Домик в деревне» | Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать логическое мышление, внимание. Закреплять цвет, геометрические фигуры. | Рассматривание иллюстраций, картинок; Показ; Объяснение; Индивидуальная работа; Поощрение; Анализ. |
8 | Раз/игра «Кит» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. | Рассматривание иллюстрации; Показ; Объяснение; Пальчиковые игры; Индивидуальная работа; Анализ. |
Ноябрь
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
9 | Раз/игра «Улитка на солнышке» | Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Закрепление цвета. | Рассматривание картинки; Показ сложения узора; Индивидуальная работа; Анализ. |
10 | Раз/игра: «Слоненок» | Развивать умение детей создавать образ из палочек (сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения). | -игровая ситуация с Буратино, - чтение стихотворения И.Токмаковой «Слоненок», - беседа о прочитанном, -физминутка, -д/игра «Найди две одинаковые палочки» -выкладывание фигуры по образцу, -итог |
11 | Раз/игра: « Кораблик» | Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете | -введение в игровую ситуацию, -рассматривание книг, иллюстраций с изображением пароходов, -индивидуальная работа (сначала один кораблик на карточке, а потом самостоятельно придумать свой), -работа в парах -д/игра «Найди различия», -итог |
12 | Раз/игра: «Волшебные сказки» «Емеля» | Совершенствовать работу с палочками Кюизенера. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры, ориентируясь на образец. | -путешествие в сказку: «В некотором царстве…» -встреча с героями сказки; -вопросы к детям; -рассматривание карточки-схемы; |
Декабрь
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
13 | Раз/игры: «Волшебные сказки» Лягушка | Совершенствовать навыки в определении цвета. Развивать логическое мышление. Закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 7. | -игровая ситуация «Путешествие», -придумывание детьми сказки, -самостоятельно выложить изображение пользуясь схемой -итог |
14 | Раз/игра: «Волшебные сказки» Иван Царевич | Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения. Воспитывать настойчивость, силу воли. | -сюрпризный момент «Волшебный мешочек», -выкладывание по схеме, -рассказывание сказки по сюжету, -создание своих сюжетов, -итог. |
15 | Раз/игра: «Волшебные сказки Царевна Лебедь» | Закрепить умение детей считать до 8. Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению. Воспитывать усидчивость. | -введение в игровую ситуацию «Помоги Незнайке», -д/игра «Найди все фигуры как эта», -выкладывание фигуры по образцу, -составление истории по образцу, -итог |
16 | Раз. игра: «Волшебные сказки Царь Гвидон» | Закрепить умение детей составлять фигуры из палочек. Развивать творческие способности. | -сюрпризный момент Волшебная коробочка, -игра «кто быстрее» -пальчиковая гимнастика, -рассмотреть образец |
Январь
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
17 | Раз/игры: «Аквариум» | Развивать умения детей создавать образ сложных фигур из заданных палочек (сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения), | -загадывание загадок, -беседа о прочитанном, -игра «Найди две одинаковые палочки» -выкладывание фигур аквариума, -обыгрывание построек-итог |
18 | Раз/игра: «Лес» | Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: дальше, ближе, выше, ниже, слева, | -загадка -выкладывание отгадки -проблемная ситуация -беседа -ритмическая пластика. |
19 | Раз/игра: «Хвойный бор» | Учить детей видать форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей), развитие воображения. | -ритмическая пластика. |
20 | Раз/игра: «Угощаем тортом» | Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина. Закреплять понятие «части меньше целого, целое больше части» | - проблемная ситуация -вопросы и задания -стихотворение «Всей семьей пекли мы торт» -беседа |
Февраль
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
21 | Раз/игра: «Твой любимый цветок» | Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранными цветами (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять детей в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего. | -загадка -выкладывание отгадки -проблемная ситуация -беседа |
22 | Раз/игра: «Ваза для цветов» | Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком. Развивать воображение. | рассматривание иллюстраций, экспонатов. - выполнение работы -беседа с детьми - чтение стихов и загадок. |
23 | Раз/игра: «Полосатая салфеточка» | Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной конструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел. | - игра «Числовой коврик» -вопросы и задания -выполнение работы -п/игра «угадай, какое число» |
24 | Раз/игры: «Кораблик» | Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделирование по замыслу. | - чтение стихотворения -выполнение работы -беседа -игра «найди отличия» |
Март
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
25 | Раз./игра: «Строим мост через реку» | Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом. Упражнять в счете. | - игровая ситуация -выполнение работы -беседа |
26 | Раз/игра: «Забор» | Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом; переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную; упражнять в счете. | - рассматривание иллюстраций -вопросы и задания - самостоятельная работа - игра «Что за забором» |
27 | Раз/игра: «Выставка цветов» | Учить детей моделировать цветок по рисунку; сравнивать предметы по величине, соотносить их с изображением; находить сходство и различия в изображаемых предметах. | - рассматривание иллюстраций -игровая ситуация -выполнение работы -вопросы и задания -игра «покажи и назови цветок, о котором я рассказала» |
28 | Раз/игра: «Кто старше?» | Формировать представления о возрасте. развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой; сравнивать предметы по величине. | - чтение стихотворения -вопросы и задания -работа парами -беседа |
Апрель
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
29 | Раз/игра: «Цветочный луг» | Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости. | - рассматривание иллюстраций - проблемная ситуация -выполнение работы -вопросы и задания -работа парами -беседа |
30 | Раз/игра: «Взрослые и дети» | Конкретизировать представления детей об обобщенном образе человека (мужчина, женщина, девочка, мальчик, бабушка, дедушка) в модельной конструкции. Развивать умение оперировать признаками предмета; сравнивать изображенных людей по полу и возрасту. | - проблемная ситуация -игра «угадай, кто?» - выполнение работы -задания - игра «моя семья» - беседа |
31 | Раз/игра: «Время» | Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам. | -загадка -вопросы и задания -работа по инструкции -обыгрывание ситуаций -беседа |
32 | «Разноцветная улица» | Формировать у детей строить числовой ряд, учить определять числовое значение, цвет палочек, состав чисел | -загадка -выкладывание отгадки -проблемная ситуация -беседа |
Май
№ | Тема | Задачи | Методические приемы |
33 | «Путешествие в страну Матрешки» | Учить детей ориентироваться в пространстве (направо, налево). Развивать количественные представления детей. Учить находить палочки (по сумме равные 2х данным) | рассматривание иллюстраций - проблемная ситуация -выполнение работы -вопросы и задания |
34 | Путешествие в сказку | Учить детей ориентироваться в пространстве (направо, налево). Развивать количественные представления детей. Учить находить разность чисел. | - рассматривание иллюстраций -игровая ситуация -выполнение работы -вопросы и задания |
35 | «Путешествие по волшебной стране» (монитоинг) | Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. Выявить знания и умения детей | -вопросы и задания -работа по инструкции -обыгрывание ситуаций -беседа |
36 | «Веселые приключения» (Мониторинг) | Продолжать решать логические задачи на основе зрительного восприятия информации. Выявить знания и умения детей | -вопросы и задания -работа по инструкции -обыгрывание ситуаций -беседа |
Список использованной литературы
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- 3- е изд., доп – М.: Просвещение, 1990. – 160с.: ил.
- Новикова В.П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.
– М.: Мозаика – синтез, 2010. -88с.
- Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997. – 240с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2001. – 256с.
- Дидактический материал «Логические блоки Дьенеша» : «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики 2» – ООО «Корвет», Санкт-Петербург
- Игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем 20 игр +» для детей 2-7 лет. – ООО «Корвет», Санкт-Петербург
- Сюжетно-дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными
счетными палочками Кюизенера «Страна боков и палочек для детей 4-7лет» – ООО «Корвет», Санкт-Петербург.
- Игровой альбом с логическими блоками Дьенеша, цветными счетными палочками Кюизенера «Вместе весело играть». – ООО «Корвет», Санкт-Петербург
- Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет с цветными палочками Кюизенера «Веселые цветные числа» – ООО «Корвет», Санкт-Петербург.
- Альбом-игра палочки Кюизенера «Волшебные дорожки». – ООО «Корвет», Санкт-Петербург
Приложение
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 6-7 ЛЕТ
№ | Ф.И.О. ребенка | Палочки Кюизенера | Примечание | ||||||||
Создание образа, фигуры из палочек по образцу | Констру ирование из палочек | Сравнение предметов по цвету, длине, высоте; находить свойства и различия | Составление узора согласно словесной конструкции взрослого | Измерение с помощью условной мерки. | Моделиро вание по условию | Счет до 10. | Сравнение числа в пределах 10. | Соответствие числа с количеством.
| |||
1. … 25. | |||||||||||
Высокий - % Средний - % Низкий - % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Конспект НОД по познавательному развитию "Космическое путешествие " для детей старшего возраста логопедической группы с ТНР( заиканием)
Конспект занятия по теме "Космос" для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во 2 группе детей раннего возраста на тему «В гости к Колобку».
Выявить умения различать цвета: красный, синий, зелёный и назвать их.Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.Закрепить понятия «большой», «маленький&r...
Дополнительная общеразвивающая программа "Раннее эстетическое развитие средствами искусства" для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа "Раннее эстетическое развитие средствами искусства для детей в возрасте от 5 до 7 лет...
«Познавательное развитие как основа успешности детей дошкольного возраста»
laquo;Познавательное развитие как основа успешности детей дошкольного возраста»...
Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Волшебная бумага» для детей 5 - 6 лет
Программа «Волшебная бумага» имеет познавательную направленность.Исходя из программы «От рождения до школы» одной из основных целей в образовательной области «Познаватель...