Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» для детей в возрасте 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной общеобразовательной программой ДОУ. Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для занятий с детьми 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято:

Решением педагогического совета

Протокол  от___________№______

Утверждено:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад  № 7 «Золотая рыбка»

______________  О.Л.Власова

 Приказ №_____от __________

Программа по познавательному развитию 

«Разноцветная лесенка»

для детей 6-7 лет

 

                                                                                                    

  Разработала: И.Ю. Колесникова, воспитатель

Возраст детей: для детей групп общеразвивающей направленности

в возрасте 6-7 лет

Год составления: 2018

Пояснительная записка

Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной общеобразовательной программой ДОУ. Программа по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для занятий с детьми 6-7 лет.

Актуальность программы

Социальный заказ современных родителей характеризуют следующие моменты:

  1. Родители хорошо понимают, что будущему первокласснику необходимы развитые логические умения, превышающие обязательный уровень.
  2. С другой стороны, наиболее востребованы и успешны в современной жизни люди творческого склада ума, инициативные, способные к эффективному сотрудничеству.
  3. Поскольку дошкольное детство – сенситивный период для развития способностей, поэтому развивать способности детей необходимо как можно раньше.

Цель программы:

        Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка; формировать интеллектуальные и художественно – творческие способности каждого ребенка.

Задачи:

Обучающие задачи:

- Приучать поддерживать отношении сотрудничества с окружающими людьми;

- Учить использовать незаконченную фигуру как деталь сюжетной композиции;

- Обучать логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале палочек Кюзенера;

- Формировать представления о математических понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации.

Развивающие задачи:

- Развивать произвольность воображения, внимания, памяти, поведения;

- Совершенствовать пространственное мышление, сенсомоторную координацию у детей;

- Развивать способность комбинировать как основу творчества;

- Развивать умение работать по инструкции; планировать и отслеживать результат;

Воспитательные задачи:

- Обеспечить комфортный эмоциональный микроклимат, в котором каждый ребенок чувствует себя принятым, защищенным и успешным;

- Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного        характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка;

- Поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребенка;

- Стимулировать интерес к самостоятельному освоению игр, изображений, материалов, инструментов, техник, созданию нового образа;

- Прививать игровую культуру детям и взрослым.

Образовательная деятельность проводится один раз в неделю. Программа рассчитана на 36 часов в год.

Организация и руководство образовательной деятельностью по программе по познавательному развитию «Разноцветная лесенка» проводятся в соответствии с требованиями СанПИН.

Длительность образовательной деятельности не более 30 минут для детей  в возрасте 6-7 лет.

В середине образовательной деятельности обязательна физкультминутка игрового характера.

Планируемые результаты освоения программы

  1. Живо интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при этом; знает различные средства получения информации (спросить взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать.
  2. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.
  3. Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
  4. Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
  5. Эмоционально реагирует на произведения искусства, мир природы, умеет наслаждаться ее красотой.
  6. Активно общается со сверстниками и взрослыми., использует диалог, способен к конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
  7. При взаимодействии с другими людьми ведет себя преимущественно в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.
  8. Способен планировать выполнение хорошо знакомого процесса, выполнения определенного действия по просьбе взрослого.
  9. Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач.
  10. Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции.
  11. Фиксирует        свое        затруднение;        с  помощью        взрослого        может выявить        его        причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения.
  12. Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут.
  13. Владеет обобщенными умениями самостоятельно рассматривать различные объекты и явления окружающего мира, производить с ними простые преобразования, получать представления как об их внешних свойствах, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.
  14. Владеет логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале палочек Кюзенера.
  15. Имеет представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации.
  16. Увлеченно, самостоятельно, творчески создает свои варианты, конструкции из палочек Кюизенера по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, нерасчлененной уменьшенной схеме, (с изменением ракурса); легко видоизменяет созданное им по ситуации, критично оценивает результат.

Перспективное планирование

Сентябрь

Тема

Задачи

Методические приемы

1

«Сказка о палочках» (Мониторинг)

Познакомить детей с счетными  палочками КЮИЗЕНЕРА, как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале.

Обратить внимание детей на цвет и свойства палочек

Показ и объяснение склад. узора;

Индивидуальная работа; Анализ.

2

«Волшебный поезд» (Мониторинг)

Закрепить названия эталонов цвета. Развивать комбинаторские способности.

Приобщать детей к моделированию.

Объяснение; Пальчиковая игра;

Индивидуальная работа; Анализ.

3

Раз/игра «Цветок»

Умение работать со схемой.

Показ.

4

Раз/игра

«Разноцветные вагончики»

Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в

каком поезде больше вагонов, без счета (столько-сколько, поровну).

Игра «Разноцветные вагончики»; Вопросы-ответы; Пальчиковая игра;

Индивидуальная работа; Анализ.

Октябрь

Тема

Задачи

Методические приемы

5

Раз/игра

«Строительства домов»

Упражнять в счете; в различении количеств и порядкового счета; умении отвечать на вопросы: «Сколько?

Который по счету?»

Беседа; Объяснение;

Индивидуальная работа; Анализ.

6

Раз/игра «Собачья семейка»

Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развитие мелкой моторики.

Беседа; Вопросы-ответы; Показ; Объяснение;

Индивидуальная работа; Анализ.

7

Раз/игра «Домик в деревне»

Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать логическое мышление, внимание. Закреплять цвет, геометрические фигуры.

Рассматривание иллюстраций, картинок; Показ; Объяснение;

Индивидуальная работа; Поощрение; Анализ.

8

Раз/игра «Кит»

Различение и называние цвета палочек.

Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения.

Рассматривание иллюстрации; Показ;

Объяснение; Пальчиковые игры;

Индивидуальная работа; Анализ.

Ноябрь

Тема

Задачи

Методические приемы

9

Раз/игра «Улитка на солнышке»

Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Закрепление цвета.

Рассматривание картинки; Показ сложения узора;

Индивидуальная работа; Анализ.

10

Раз/игра: «Слоненок»

Развивать умение детей создавать образ из палочек (сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения).

-игровая ситуация с Буратино,

- чтение стихотворения И.Токмаковой

«Слоненок»,

- беседа о прочитанном,

-физминутка,

-д/игра «Найди две одинаковые палочки»

-выкладывание фигуры по образцу,

-итог

11

Раз/игра:

« Кораблик»

Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете

-введение в игровую ситуацию,

-рассматривание книг, иллюстраций с изображением пароходов,

-индивидуальная работа (сначала один кораблик на карточке, а потом самостоятельно придумать свой),

-работа в парах

-д/игра «Найди различия»,

-итог

12

Раз/игра:

«Волшебные сказки»

«Емеля»

Совершенствовать работу с палочками Кюизенера.

Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры, ориентируясь на образец.

-путешествие в сказку: «В некотором царстве…»

-встреча с героями сказки;

-вопросы к детям;

-рассматривание карточки-схемы;

Декабрь

Тема

Задачи

Методические приемы

13

Раз/игры:

«Волшебные сказки» Лягушка

Совершенствовать навыки в определении цвета. Развивать логическое мышление. Закрепить умение детей сравнивать числа в

пределах 7.

-игровая ситуация «Путешествие»,

-придумывание детьми сказки,

-самостоятельно выложить изображение пользуясь схемой

-итог

14

Раз/игра:

«Волшебные сказки» Иван Царевич

Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения. Воспитывать настойчивость, силу воли.

-сюрпризный момент «Волшебный мешочек»,

-выкладывание по схеме,

-рассказывание сказки по сюжету,

-создание своих сюжетов,

-итог.

15

Раз/игра:

«Волшебные сказки Царевна Лебедь»

Закрепить умение детей считать до 8.

Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению. Воспитывать усидчивость.

-введение в игровую ситуацию «Помоги Незнайке»,

-д/игра «Найди все фигуры как эта»,

-выкладывание фигуры по образцу,

-составление истории по образцу,

-итог

16

Раз. игра:

«Волшебные сказки Царь Гвидон»

Закрепить умение детей составлять фигуры из палочек. Развивать творческие способности.

-сюрпризный момент Волшебная коробочка,

-игра «кто быстрее»

-пальчиковая гимнастика,

-рассмотреть образец

Январь

Тема

Задачи

Методические приемы

17

Раз/игры:

«Аквариум»

Развивать умения детей создавать образ сложных фигур из заданных палочек (сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат

сравнения),

-загадывание загадок,

-беседа о прочитанном,

-игра «Найди две одинаковые палочки»

-выкладывание фигур аквариума,

-обыгрывание построек-итог

18

Раз/игра: «Лес»

Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами:

дальше, ближе, выше, ниже, слева,

-загадка

-выкладывание отгадки

-проблемная ситуация

-беседа

-ритмическая пластика.

19

Раз/игра: «Хвойный бор»

Учить детей видать форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции,

соотношение частей), развитие воображения.

 -ритмическая пластика.

20

Раз/игра: «Угощаем тортом»

Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина. Закреплять

понятие «части меньше целого, целое больше части»

- проблемная ситуация

-вопросы и задания

-стихотворение «Всей семьей пекли мы торт»

-беседа

Февраль

Тема

Задачи

Методические приемы

21

Раз/игра: «Твой любимый цветок»

Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранными цветами (в строении, пропорциях частей); сравнивать

предметы по длине. Упражнять детей в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего.

-загадка

-выкладывание отгадки

-проблемная ситуация

-беседа

22

Раз/игра: «Ваза для цветов»

Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с

воображаемым цветком. Развивать воображение.

рассматривание иллюстраций, экспонатов.

- выполнение работы

-беседа с детьми

- чтение стихов и загадок.

23

Раз/игра:

«Полосатая салфеточка»

Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной конструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел.

- игра «Числовой коврик»

-вопросы и задания

-выполнение работы

-п/игра «угадай, какое число»

24

Раз/игры:

«Кораблик»

Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделирование по замыслу.

- чтение стихотворения

-выполнение работы

-беседа

-игра «найди отличия»

Март

Тема

Задачи

Методические приемы

25

Раз./игра: «Строим

мост через реку»

Учить детей моделировать по условию;

измерять с помощью условной мерки;

находить соответствующие цвета с

числом. Упражнять в счете.

- игровая ситуация

-выполнение работы

-беседа

26

Раз/игра: «Забор»

Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом; переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную; упражнять

в счете.

- рассматривание иллюстраций

-вопросы и задания

- самостоятельная работа

- игра «Что за забором»

27

Раз/игра: «Выставка цветов»

Учить детей моделировать цветок по рисунку; сравнивать предметы по величине, соотносить их с

изображением; находить сходство и различия в изображаемых предметах.

- рассматривание иллюстраций

-игровая ситуация

-выполнение работы

-вопросы и задания

-игра «покажи и назови цветок, о котором я рассказала»

28

Раз/игра: «Кто старше?»

Формировать представления о возрасте. развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой; сравнивать предметы по величине.

- чтение стихотворения

-вопросы и задания

-работа парами

-беседа

Апрель

Тема

Задачи

Методические приемы

29

Раз/игра:

«Цветочный луг»

Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости.

- рассматривание иллюстраций

- проблемная ситуация

-выполнение работы

-вопросы и задания

-работа парами

-беседа

30

Раз/игра: «Взрослые и дети»

Конкретизировать представления детей об обобщенном образе человека (мужчина, женщина, девочка, мальчик, бабушка, дедушка) в модельной конструкции. Развивать умение оперировать признаками предмета;

сравнивать изображенных людей по полу и возрасту.

- проблемная ситуация

-игра «угадай, кто?»

- выполнение работы

-задания

- игра «моя семья»

- беседа

31

Раз/игра: «Время»

Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.

-загадка

-вопросы и задания

-работа по инструкции

-обыгрывание ситуаций

-беседа

32

«Разноцветная улица»

Формировать у детей строить числовой ряд, учить определять числовое значение, цвет палочек, состав чисел

-загадка

-выкладывание отгадки

-проблемная ситуация

-беседа

Май

Тема

Задачи

Методические приемы

33

«Путешествие в страну Матрешки»

Учить детей ориентироваться в пространстве (направо, налево). Развивать количественные представления детей. Учить находить палочки (по сумме равные 2х данным)

рассматривание иллюстраций

- проблемная ситуация

-выполнение работы

-вопросы и задания

34

Путешествие в сказку

Учить детей ориентироваться в пространстве (направо, налево). Развивать количественные представления детей. Учить находить разность чисел.

- рассматривание иллюстраций

-игровая ситуация

-выполнение работы

-вопросы и задания

35

«Путешествие по волшебной стране» (монитоинг)

Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. Выявить знания и умения детей

-вопросы и задания

-работа по инструкции

-обыгрывание ситуаций

-беседа

36

«Веселые приключения» (Мониторинг)

Продолжать решать логические задачи на основе зрительного восприятия информации. Выявить знания и умения детей

-вопросы и задания

-работа по инструкции

-обыгрывание ситуаций

-беседа

Список использованной литературы

  1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- 3- е изд., доп – М.: Просвещение, 1990. – 160с.: ил.
  2. Новикова В.П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.

– М.: Мозаика – синтез, 2010. -88с.

  1. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997. – 240с.
  2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2001. – 256с.
  3. Дидактический материал «Логические блоки Дьенеша» : «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики 2» – ООО «Корвет», Санкт-Петербург
  4. Игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем 20 игр +» для детей 2-7 лет. – ООО «Корвет», Санкт-Петербург
  5. Сюжетно-дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными

счетными палочками Кюизенера «Страна боков и палочек для детей 4-7лет» – ООО «Корвет», Санкт-Петербург.

  1. Игровой альбом с логическими блоками Дьенеша, цветными счетными палочками Кюизенера «Вместе весело играть». – ООО «Корвет», Санкт-Петербург
  2. Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет с цветными палочками Кюизенера «Веселые цветные числа» – ООО «Корвет», Санкт-Петербург.
  3. Альбом-игра палочки Кюизенера «Волшебные дорожки». – ООО «Корвет», Санкт-Петербург

Приложение

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 6-7 ЛЕТ

Ф.И.О.

ребенка

Палочки Кюизенера

Примечание

Создание     образа, фигуры из  палочек по  образцу

Констру ирование из палочек

Сравнение предметов по цвету, длине, высоте;

находить свойства и различия

Составление узора согласно словесной      конструкции взрослого

Измерение с

помощью условной мерки.

Моделиро вание по условию

Счет до 10.

Сравнение числа в пределах 10.

Соответствие числа с

количеством.

 

1.

… 25.

Высокий - % Средний - % Низкий - %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа  по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во 2 группе детей раннего возраста на тему «В гости к Колобку».

Выявить умения различать цвета: красный, синий, зелёный  и назвать их.Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.Закрепить понятия «большой», «маленький&r...

Дополнительная общеразвивающая программа "Раннее эстетическое развитие средствами искусства" для детей в возрасте от 5 до 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа "Раннее эстетическое развитие средствами искусства для детей в возрасте от 5 до 7 лет...

«Познавательное развитие как основа успешности детей дошкольного возраста»

laquo;Познавательное развитие как основа успешности детей дошкольного возраста»...

Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Волшебная бумага» для детей 5 - 6 лет

Программа «Волшебная бумага» имеет познавательную направленность.Исходя из программы «От рождения до школы» одной из основных целей в образовательной области «Познаватель...