Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.docx | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 2 |
1. | Пояснительная записка | |
1.1. | Цели и задачи программы | 4 |
1.2. | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 5 |
1.3. | Характеристика особенностей развития детей | 7 |
1.4. | Планируемые результаты освоения рабочей Программы | 9 |
1.5. | Особенности проведения педагогического мониторинга | 10 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 10 |
2. | Общие положения | |
2.1. | Содержание дополнительной образовательной программы «Юный эколог» | 11 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 19 |
3. | Условия организации образовательного процесса. | |
3.1. | Модель экологической предметно-развивающей среды группы. | 20 |
Литература | 21 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка.
В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. В Конституции нашей страны записано: Граждане России обязаны беречь природу, охранять её богатства. Умение жить в согласии с природой, и с окружающей средой следует начать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить её. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Наша задача состоит в том, чтобы подвести к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать прекрасное и оценивать, своей деятельностью умножать окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств, поэтому программа направлена на развитие чувства общности детей с природой. В экологическом воспитании малышей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждения увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы.
Чтобы реализовывать принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания дошкольников.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Диагностики экологических знаний наших дошкольников показала, что по отдельным вопросам некоторые дети имеют достаточно высокий уровень знаний, некоторые моменты в работе упущены. Типовая программа воспитания и обучения детей под ред. М.А. Васильевой не раскрывает всего объема экологических знаний, умений и навыков, необходимых современному ребенку. Разнообразие других программ по экологии иногда вызывает у воспитателей затруднение в конкретизации задач. Проблема, зачастую еще и в том, что, работая с детьми, воспитателю порой сложно ориентироваться в тех знаниях, умениях и навыках, которые необходимо дать детям определенного возраста.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.
Чтобы помочь педагогам, я разработала Данная дополнительная программа экологического воспитания детей для старшей и подготовительной группы разработана в помощь педагогам, чтобы разобраться в многообразии задач экологического воспитания детей. Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по экологическому воспитанию дошкольников. Все задачи разделены на четыре раздела, которые в свою очередь подразделяются на блоки. Для простоты работы отдельно выделены задачи воспитания детей 5-6 лет и детей 6-7 лет. Кроме этого задачи подразделяютсяна обучающие, развивающие и воспитательные.
В программе также представлен годовой тематический план работы по экологическому воспитанию детей старшей и подготовительной группы, в котором отражены все разделы и блоки программы. Занятия по экологическому воспитанию проводятся 1 раз в неделю.
Тематический план составлен с учетом других направлений деятельности, в которые интегрируется экологическое образование:
- Изодеятельность, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.
- Ознакомление с художественной литературой, где используются произведения о природе.
- Музыкальное воспитание, где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
- Физическое воспитание, где развиваются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, целевые прогулки.
Программа кружка «Юный эколог» разработана для детей 5-7 лет.
- Цели и задачи программы
Основная цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи программы:
- Дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- Научить применять на практике полученные знания;
- Учить детей быть ответственными за свои поступки;
- Формировать культуру поведения в природе;
- Обогащать представления об окружающем мире;
- Помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
- Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- Воспитывать потребность в общении с природой;
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Решение обозначенных в Программе целей и задач привития основ экологического воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней формирования основ экологической культуры.
От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги группы совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка.
1.2. Принципы и подходы к организации к формированию программы
Программа разработана на основе следующих принципов экологического образования:
- Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
- Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
- В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение)
- Наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае интегрированного подхода, Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов, презентаций, чтение художественной литературы
- Принцип гуманности. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
- Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.
Принцип целостности тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
- Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.
Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Для того, чтобы подвести детей к освоению теоретического материала предлагаются методы: работа с моделями, природоведческие конкурсы и праздники, решение проблемных ситуаций, наблюдения и эксперименты, опыты, практическая деятельность в природе. Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагогов.
В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле, поэтому занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).
Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы.
1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования.
У детей этого возраста развиваются гуманные черты личности: отзывчивость, доброта, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
На первом году обучения у детей внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.
На втором году обученияработа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Имевшиеся ранее самые общие экологические представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом.
У детей формируются способности эстетически относиться к миру, воспринимать прекрасное и оценивать, своей деятельностью умножать окружающее, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.
В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
- Планируемые результаты освоения Программы
Воспитанники должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Что такое экология, каковы ее задачи и назначение в современном мире;
- Начальные экологические понятия;
- О взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
- О единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;
- О месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;
- О причинах создания и назначении Красной книги;
- О местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
- О причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
- О ценности и уникальности каждого природного объекта;
- О современных экологических проблемах и возможных путях их решения;
- О правилах поведения человека в природе;
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
- Выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах;
- Применять свои знания в обращении с живыми организмами;
- Охранять редкие виды растений и животных;
- Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме;
- Проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
- Формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме);
- Особенности проведения педагогического мониторинга
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в следующих формах контроля:
1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.
2) текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе; - выставки творческих работ обучающихся.
3) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках: «Урожай осени», «Вокруг живой елочки», «Природа – наш дом родной», «С днём рождения, Югра!», «Природу родную любим!» и др., - итоговая диагностика.
Оценка эффективности программы:
Проводится путем сопоставления результатов входящей (вначале работы) и итоговой диагностик.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.Общие положения
Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме общения, игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие - сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО п.2.7):
Организация образовательной деятельности строится на основе интереса и содержит проблемно-игровые ситуации, для того, чтобы развивать у ребенка любознательность, познавательную активность, самостоятельность. Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей каждого ребенка. Учебный материал подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы.
Проводятся совместно с психологом детского сада релаксационные упражнения. Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом.
2.1.Содержание дополнительной образовательной программы « Юный эколог»:
- Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры
- Растительный и животный мир. Многообразие
- Взаимодействие растений и животных.
- Домашние животные.
- Окультуренная природа, декоративные растения.
- Экосистемы.
- Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения).
- Связь живых и неживых объектов природы.
- Различия живого и неживого.
- Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года.
- Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.
- Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление.
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Тематика
1.Вводное занятие
2.Осень в природе и практическая деятельность на участке
3.Обитатели живого уголка, работа в живом уголке
4.Экскурсии
5.Зима в природе
6.Работа в живом уголке в зимнее время
7.Лес – многоэтажный дом
8.Экскурсии
9.Весна в природе
10.Весенние работы в живом уголке
11.Экскурсии
- Вводное занятие. Воспоминание о лете.
- Осень в природе. Практические работы на участке детского сада. Осенние явления в природе. Знакомство с новым календарем наблюдений. Работа с ним. Знакомство с распространенными растениями нашего села. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке детского сада (ноготки, бархатцы, душистый горошек). Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Сбор семян 2-3 культурных растений. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком. Работа по проекту «Наше дерево-рябинка»
- Обитатели живого уголка природы. Работа в живом уголке. Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними. Животные в уголке природы. Кормление и уход в связи со средой обитания, образом жизни.
- Экскурсии. Экскурсии в парк в период золотой осени, на водоем, в весенний лес.
- Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей – Свиристель. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц; определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах защищенности деревьями и кустарниками. Опыты со снегом и льдом. Работа по проекту.
- Работа в живом уголке в зимнее время. Знакомство с различными видами аквариумных рыб: приспособленность обитания к водной среде. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение). Уход за обитателями уголка природы. Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла). Выращивание злаковых культур.
- Лес – многоэтажный дом. Роль леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес положительное и отрицательное влияние деятельности человека на лес. Работа по проекту.
- Экскурсии в природу: парк, водоем, лес, луг и т. д.
- Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением перелетных птиц. Ведение сезонного дневника фенологических наблюдений за рябинкой. (Работа по проекту «Наше дерево – рябинка». Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах д/сада. Уход за всходами. Опыты с воздухом.
- Весенние работы в живом уголке. Изменения в жизни комнатных растений и животных в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Выращивание земных культур.
- Экскурсии в природу: в парк, на водоем с целью изучения весенних явлений.
Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы, проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы.
Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются по изобразительной деятельности.
Тематический план кружка «Юный эколог»
Месяц | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь «Я и природа» | «Планета Земля в опасности» | Дать детям представление, что планета Земля имеет форму шара. Познакомить детей с глобусом и картой. |
«Человек и природа» | Дать детям представление о значении природы в жизни человека, воспитывать интерес к природе. | |
«Значение природы в жизни человека» | Дать детям представление о значении природы в жизни человека. | |
Ноябрь «Лес» | «Живая и неживая природа» | Показать детям взаимосвязь живой и неживой природы. Учить отличать природные объекты от тех, которые создал человек. |
«Лесные растения ХМАО. Красная книга – сигнал опасности». | Расширить представления детей об охраняемых видах растений ХМАО. | |
«Птицы нашего края» | Расширить представления детей о птицах нашего края | |
«Птицы нашего края» (продолжение) | Углубить представления детей о роли птиц в природе и жизни человека. | |
Декабрь «Воздух» | «Понятие воздуха» | Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. |
«Свойства воздуха» | Опытным путём показать значение воздуха для человека и всего живого на земле. | |
«Распространение семян» | Формировать знания детей о влиянии воздуха на распространение семян в природе. | |
«Растения и чистота воздуха» | Познакомить детей с ролью растений и поддержании чистоты воздуха. | |
Январь «Вода» | «Свойства воды, состояние воды» | Расширять знания детей о свойствах и состоянии воды |
«Круговорот воды в природе. Вода вокруг нас» | Показать и рассказать детям о круговороте воды в окружающей среде. | |
«Кто живёт в воде» | Показать детям роль воды в жизни растений (опытным путём) и водных животных. | |
«Использование воды человеком» | Показать детям, как человек использует воду. | |
Февраль «Царство комнатных растений» | «Растения - наши друзья» | Закреплять знания детей о том, что растения живые; способствовать обобщению представлений о растениях. |
«Что в нашей комнате растёт?» | Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. | |
«Посадка комнатных растений» | Практическим путём дать детям представление о том, для чего и как делается пересадка комнатных растений. | |
«Комнатные растения лечат!» | Познакомить детей с лечебными свойствами комнатных растений | |
Март «Животные» | «Разнообразие животных ХМАО» | Познакомить с животными нашего края, их разнообразием. |
«Питание животных» | Уточнять знания детей о питании домашних и диких животных. | |
«Размножение» | Расширять знания о том, как размножаются животные в природе. | |
«Мой край родной – заповедные места ХМАО» | Формировать знания детей об охраняемых видах животных нашего края. | |
Апрель «Растения» | «Виды растений» | Формировать знания о разнообразии видов растений. |
«Части растений» | Расширять знания детей о том, из каких частей состоит растение. | |
«Развитие растений» | Формировать знания о том, как растение растёт развивается. Опыт «Тень и солнце» | |
«Связь растений с насекомыми» | Формировать знания о взаимосвязи растений и насекомых | |
Май «Что было раньше?» | «Древние люди и природа» | Расширять знания о том, кто населял нашу планету в древности. |
«Вымершие животные» | Формировать знания детей о том, отчего и почему вымерли животные, населявшие планету в древние времена. |
- Организационный раздел
3.Условия организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд)
3.1.Модель экологической предметно-развивающей среды
группы.
Литература:
С.Н.Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика – синтез, 2010.
С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников» – 1998.
Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
Л.П.Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
Н.А.Рыжова «Не просто сказки» - М. «Линка - пресс», 2002.
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет - Воронеж». «Учитель», 2002.
Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
Программа кружковой работы...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"
В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?&rdquo...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Песочная фантазия»
- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. - Развитие воображения, творческого мышления. - Развитие высших психических функций. - Развитие двух полушарий головного мозга...