«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».
статья

Тула Наталия Альбертовна

Наиболее актуальным  на сегодняшний день является принцип  содействия и сотрудничества  детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» с. Ижма.

Эссе.

«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».

Выполнила: Тула Наталия Альбертовна, музыкальный руководитель.

«Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с  другой – делать то, что интересно».

Л. С. Выготский

Наиболее актуальным  на сегодняшний день является принцип  содействия и сотрудничества  детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства Образования  и Науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155) этот принцип является  одним из основных принципов дошкольного образования. Стандарт направлен на решение одной из задач: создание  благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта  отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.

 Детский сад является важным  этапом в жизни каждого ребенка. Именно в детском саду ребенок получает навыки социальной жизни, учится взаимодействовать с другими детьми, узнает много нового и готовится к школе. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  Детский сад - это пространство, где взаимодействуют  педагоги, родители и дети. Ребёнок, как член общества, включен в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребенок  в содействие и  в  сотрудничестве с педагогом и родителями развивается как личность, он полноценный участник образовательных отношений. Ребенок  в дошкольном возрасте ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, выстроить последовательность действий в  достижении поставленной цели. В этом ему могут помочь взрослые (родители и педагоги), но помочь  так, что бы ребенок проявлял в этом свою самостоятельность и инициативу. Понятие «Содействие» - это совместное действие, соучастие, помощь, поддержка в чем-либо. ( Д.Н. Ушаков  Большой толковый словарь русского языка). В современном мире необходимо помогать детям в их развитии самостоятельности и инициативы уже в дошкольном возрасте.

Хочу отметить, что совместная деятельность является основной моделью организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и детей) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Она осуществляется как в виде непосредственной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым. И в этом нам активно помогают различные  праздники.

 Одна из форм в организации совместной партнерской деятельности это обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей. Эта форма взаимодействия хорошо прослеживается в культурно - познавательном направлении. Это и проведение экскурсий,  и встречи с интересными людьми, и викторины.  

Действия детей в совместной деятельности с педагогом: активно играть, осуществлять контроль, взаимоконтроль, проявлять заботу друг о друге, искать и находить решения, выражать собственные мысли.

Действия взрослого в совместной деятельности с детьми: поощрять детей, предоставлять возможность для сотрудничества детей, наблюдать за детьми во время выполнения заданий, инициировать поиск ответов на вопросы самих детей.

 Есть ещё одна форма организации совместной партнерской деятельности - это открытые совместные действия. Здесь возникают партнерские отношения, субъект - субъектное взаимодействие. Целостное социально-личностное развитие ребенка, освоение духовно-нравственных традиций предусматривает активное участие родителей в образовательном процессе. Открытость означает, что ребенок не только участвует, но и влияет на происходящее. Сюда можно отнести проведение таких мероприятий, как празднование Дня матери, «День защиты детей», участие в чествовании ветеранов в День Победы, в различных акциях на экологическую тему.

Очень важно, чтобы между педагогами, родителями и детьми было взаимное уважение. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы. Педагогам следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.

В детском саду педагогу необходимо создать такие условия, чтобы наладить партнерские отношения взрослый - ребенок - родитель. В условиях  самореализации ребенка в любой образовательной области и стать полноценным участником образовательных отношений. Для этого родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны доверяют друг другу. Идеально, если у родителей возникает желание принять активное участие в образовательном процессе.  

 Выготский говорил, что мир ребенка – это взрослый человек. Только через общение с ним ребенок приобретает собственный мир. Взрослый необходим ребенку, чтобы почувствовать независимость. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Я предлагаю использовать в работе разные формы взаимодействия с родителями, в том числе и творческую деятельность детей. Эта деятельность очень интересует родителей.  Надо вовлекать их в единое образовательное пространство; в этом очень помогают различные мастер – классы, праздники, развлечения с участием родителей, совместное оформление  площадки для прогулок детей. Совместная деятельность детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Так называемый творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. У ребёнка совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.  Совместная деятельность детей и родителей вызывает массу положительных эмоций у ребёнка и создает особую атмосферу. Самое главное условие совместной творческой деятельности – не нужно заставлять ребенка, но и не нужно делать все за него! Творческий процесс  надо организовать таким образом, чтобы было увлекательно и интересно и родителям и детям.  Дети очень любят выполнять задания совместно с родителями. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к ребенку и к его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Ребенок получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат его размышлять и принимать этот мир таким, каков он есть. Надо помнить, что поддержка родителей формирует в ребенке самостоятельность, отсутствие тревожности, уверенность в себе и своих силах. При выполнении заданий, поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности, ребенок вырастает интересной личностью.

 В своей работе я стараюсь привлекать родителей к активному участию в проведении праздников, развлечений, досуговых мероприятий. На Руси говорили: «Жизнь без праздника, что еда без хлеба». Музыкальные праздники и развлечения – это особый вид музыкальной деятельности, это сложный и многогранный процесс, где каждый, маленький и взрослый может проявить себя, развить свои скрытые таланты. Они способствуют  самостоятельности, ответственности, учат общительности, публичному выступлению. Раскрывают духовный потенциал, создают благоприятную творческую атмосферу.

В своем эссе хочу остановиться на духовно-нравственном воспитании. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. «Дети – наше будущее». И каким будет наше будущее, зависит от нас, взрослых: педагогов, родителей, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к святому, возвышенному, доброму. Также мы должны понимать, что дети – это наше отражение. И в первую очередь  мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

 Я считаю, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье.  Важным направлением по этому виду воспитания  является сотрудничество с родителями. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Так в духовно-нравственном воспитании  большое значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах  из жизни старших членов семьи: прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отчизне, трудовой подвиг. Каждый год мы проводим праздники, посвященные Дню Победы, Дню России.

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в нашем детском саду проводятся различные народные праздники, обряды. Знакомлю детей я и с православными праздниками. С помощью таких мероприятий создается отличная возможность приобщения детей к истокам народной, православной культуры.  Мы в нашем детском саду знакомим детей с такими праздниками, как Рождество, Крещение, Святки, Масленица, Благовещение, Пасха и активно их проводим. Педагогами вместе с родителями и детьми был создан проект «Зимние православные праздники». В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально-эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки. Кульминацией проекта стало проведение развлечения «Рождественские посиделки» для родителей и гостей нашего детского сада, подготовленного воспитанниками. Этот праздник напомнил о том, как на Руси наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово», и следующие за ним Святки, «Крещение». Вместе с педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, которые сами вместе с родителями мастерили дома, ряжеными были и родители. Все  радостно приветствовали  гостей праздника традиционными песнями-колядками.

 Можно сказать, что при реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интегрировать в различные виды деятельности. Таким образом, семья играет центральную роль в становлении сознания ребенка, которая является для него примером и образцом для подражания.

В заключении, возвращаясь к партнерским отношениям, хочу отметить, что в результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом. Значит, главной характеристикой совместной деятельности взрослого и ребенка является отношение к ребенку как субъекту деятельности, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, которому мы создаем условия для развития. Образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте, станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.

                              Литература.

1. ФГОС ДО 01.09.2013 г. ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Додонова Галина Валериевна - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

3.  Ионова Ольга Васильевна - Миссия музыкального руководителя.

4. Лихачева Оксана Александровна - Роль воспитателя в духовно-нравственном становлении личности ребенка – дошкольника.

5.  Орлова Л. – Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

6.  Попелышко Алена Александровна – Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений.

7. Скаскевич Ольга Николаевна - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения....

Эссе на тему: "Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений"

Впервые в истории нашей культуры наше государство обратило внимание на самоценность дошкольного образования.  Новый стандарт гарантирует качественное дошкольное образование....

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

ДОКЛАД " Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным (субъектом) образовательных отношений "

Детский сад - это важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в нем дети получают навыки социальной жизни, учатся взаимодействовать с другими детьми узнают много нового и готовятся к школе.От тог...

Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста…Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится, там...