Формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
статья (старшая, подготовительная группа)
К формам экологического воспитания старших дошкольников относятся: экскурсии, совместная образовательная деятельность, беседы, праздники и досуги на экологическую тему. Вместе с тем, к формам можно отнести ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, организацию выставок на экологическую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bratus_statya_ekologiya.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Братусь Галина Евгеньевна
К формам экологического воспитания старших дошкольников относятся: экскурсии, совместная образовательная деятельность, беседы, праздники и досуги на экологическую тему. Вместе с тем, к формам можно отнести ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, организацию выставок на экологическую тему.
Традиционно совместная организованная образовательная деятельность считается главной формой по ознакомлению детей с природой и окружающей средой, с помощью данной деятельности педагогу, возможно, формировать представления детей старшего дошкольного возраста о природе и экологических системах.
С. Н. Николаева выделяет следующие типы экологических занятий: первично – ознакомительное, углубленно – познавательное, обобщающее и комплексное.
Первично – ознакомительная образовательная деятельность направлена на знакомство с различными видами животных, растений, с условиями их существования и обитания.
Углубленно - познавательные образовательная деятельность направлена на понятие детьми взаимосвязи с природой, растениями и животными. Из данных занятий дети старшего дошкольного возраста выясняют связи существования и роста растений от факторов окружающей среды. Также это занятия о животном мире, о приспособленности животных к окружающей среде.
Занятия углубленно-познавательного типа формируют у старших дошкольников причинно-следственные взаимосвязи, учат анализировать, приводить информацию к заключениям, развивают мышление.
На занятиях обобщающего типа педагог определяет цель отметить ряд значительных свойств, то есть свойственных и значительных. Занятия обобщающего типа формируют у старших дошкольников умственные способности, учат сопоставлять, делать заключения.
Занятия комплексного типа могут решить различные задачи экологического воспитания, проводить их можно в форме экскурсии, наблюдений за объектами, явлениями природы в разные периоды года.
Большой интерес у старших вызывает экспериментирование. С помощью экспериментов у детей старшего дошкольного возраста возможно, воспитать и сформировать познавательный интерес к природе и окружающей среде, внимательность и творческую деятельность. Эксперименты, возможно, осуществлять с помощью объектов неживой природы, а также с растениями, они могут быть связаны с трудом на огороде, клумбе и т. д.
Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как «Покормим птиц зимой» и другие. С помощью акций у детей развиваются такие качества как милосердие, забота, любовь к природе. Природоохранные акции представляют собой комплексные мероприятия, которые вовлекают детей и взрослых в процесс сохранения окружающей среды и природы.
Большим воспитательным потенциалом обладают экологические праздники. Вместе с тем, важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), посредством чего решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. «Осенины», праздник «Русской березки», «День Земли» и другие экологические праздники вызывают у детей положительные эмоции, с помощью эмоций у ребенка проявляется бережное отношение к природе и окружающей среде. С помощью экологических праздников можно повысить эффективность воспитательного процесса, а также создать благоприятные условия для формирования у дошкольников бережного отношения к природе.
Метод проектов подразумевает под собой, что экологическое воспитание и образование дошкольников происходит в форме исследовательской работы. Проектная деятельность развивает у детей познавательную активность и любознательность, участвуя в проектах, дети старшего дошкольного возраста учатся находить выход из проблемной ситуации, становятся более уверенным в своих силах. Отметим, что проектный метод учит детей трудиться в группе и самостоятельно, дети начинают проявлять интерес к новой информации, изучать ее.
Задачи по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста могут реализоваться с помощью и других форм, таких как:
- экологические марафоны, викторины, КВН;
- составление экологических карт и планов экологических троп;
- экологические выставки и экспозиции;
- создание экологических музеев;
- экологические тренинги;
- коллекционирование объектов природы;
- инсценировки и театрализации на экологические темы;
- встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;
- посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);
- участие вместе с родителями в выставках и конкурсах семейного творчества на экологическую тематику.
Источники:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
3. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие /под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2012. с. 256.
4. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5, с. 30.
5. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. с.288.
6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.
7. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. с.277.
8. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей / Кондратьева Н.Н. и др. 2-е изд., испр.и доп. СПб.: «Детство-пресс» с.70-78.
9. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. М.: Учитель, 2011, с.232.
10. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. Санкт – Петербург, Акцидент, 2014.
11. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Минск, Асар, 2004.
12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 184.
13. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу.// Начальная школа.2003. № 9, с.6-11.
14. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2009, с .232. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. // Дошкольное воспитание. 2006. № 7, с.36.
15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
16. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. с. 208.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».
Планирование организованной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...
Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"
Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» на 2013-2014 учебный год
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста" на 2013-2014 чебный год...
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2014-2015 учебный год
План работы на 2014-2015 учебный год...
Мастер класс Тема: «Экспериментирование как эффективная форма экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
В данном мастер классе представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...