План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2014-2015 учебный год
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
2014-2015 учебный год
Месяц | Содержание |
Сентябрь | 1 неделя. Тема «Кто такой человек» Цель: продолжать формировать и закреплять знания детей: чем отличаются мужчины и женщины, люди делятся на взрослых и детей, на мужчин и женщин, на девочек и мальчиков, есть люди молодые и пожилые. Формировать умение различать других детей по особенностям внешнего вида, поведения, привычек; помочь понять, что каждый из них - единственный, второго такого ребёнка больше нет Игра «Что изменилось» Игра «Кому что надо» Игра «Угадайте, кто ушёл» 2 неделя. Тема «Мы такие разные» Цель: формировать умение соотносить занятия ребёнка с его возрастом (от рождения до семи лет). Учить детей находить по описанию друг друга. Развивать слуховое внимание. Игра «Кому что надо» Игра «Я загадаю — вы отгадайте» Игра «Угадай, кто позвал» 3 неделя. Тема «Мои друзья - мальчики и девочки» Цель: расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Упражнение «Снежный ком из ласковых имен» Игра «Комплименты» 4 неделя. Тема «Семейные заботы» Цель: формировать представления детей о ведении домашнего хозяйства. Побудить детей к размышлению над качествами личности. Уточнить знания о конкретных трудовых процессах. Проблемная ситуация «Делу - время, потехе - час». Игра «Я знаю 5…» |
Октябрь | 1 неделя. Тема «Мальчики - будущие мужчины, маленькие рыцари» Цель: продолжать способствовать пониманию ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера. Игра «Согласны - не согласны» Чтение В. Осеева «Сыновья» Рисование Детские портреты 2 неделя. Тема «Русские богатыри» Цель: продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок Слушание аудиозаписи «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» Игра «Собери картинку» 3 неделя. Тема «Люди разных профессий» Цель: продолжать формировать знания детей о содержании разных профессий. Игра «Разные профессии» Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Ноябрь | 1 неделя. Подготовка к спектаклю «Что посеешь, то пожнёшь» по мотивам рассказа В.Сутеева «Мешок яблок» 2 неделя. Тема «Если с другом…» Цель: дать детям знания необходимые в экстремальных ситуациях Упражнение «Общий ритм» Упражнение «Чем мы похожи» Игра «01, 02, 03» Анализ житейских ситуаций. 3 неделя. Тема «Уроки этикета» Цель: воспитывать внимательное, заботливое отношение к старшему поколению в семье Игра «Исправь ошибку» Работа с пословицей «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Чтение рассказ Н.Артюховой «Точка» 4 неделя. Тема «Профессии моей семьи» Цель: начать работу над совместным альбомом группы, продолжить формировать представления детей о профессиях взрослых, их дифференциации от полового признака, развивать умение группировать орудия труда в соответствии с профессиональной принадлежностью. Игра «Нужна твоя помощь» Игра «Отгадай, какую профессию я загадал» Рисование орудий труда разных профессий |
Декабрь | 1 неделя. Тема «Дружат в нашей группе мальчики и девочки» Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с качествами «мужественности», «женственности», развивать экспрессивные способы самовыражения, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность детей группы. Упражнение «Лукошко» Рисование Портрет рыцаря, принцессы 2 неделя. Тема «Наши хорошие поступки». Цель: продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Чтение В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» Упражнение «Старенькая бабушка» Упражнение «Мое будущее» 3 неделя. Тема «Разные эмоциональные состояния». Цель: закрепить знания детей о разных эмоциональных состояниях. Формировать умение отбирать пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний к конкретным ситуациям. Развивать выразительность движений, внимание, наблюдательность, произвольность. Игра «Подбери правильно» (пиктограмма подбирается к эмоции) Игра «Зеркало» Игра «Пантомима» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Изготовление подарков |
Январь | 1 неделя. Тема «Русские богатыри» Цель: продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок, закреплять знания о понятии «мужественность», формировать желание приходить на помощь друг другу в трудную минуту Слушание аудиозаписи «Как Илья из Мурома богатырём стал» Игра «Да и нет» 2 неделя. Тема «Кем я хочу стать в обществе?» Цель: выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль Игра «Кто я?» Игра «Я взрослый» Игра «Мое будущее» Чтение Н. Носов «Заплатка» 3 неделя. Тема «Кто построил этот дом?» Цель: формировать обобщённое представление о связи труда разных профессий, занятых на одном производстве (строительство дома: экскаваторщик, каменщик, крановщик, плотник, электрик, маляр). Закрепить в речи соответствующий словарь. Игра «Кто построил этот дом?» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Февраль | 1 неделя. Тема продолжать формировать у детей позитивное отношение к себе и своей половой роли, развивать способность к самоанализу, самопознанию и самовыражению с помощью метафорических средств. Игра «Превращения» Игра «Угадай-ка» Игра «Я умею» Чтение В. Осеева «Отомстила» 2 неделя. Тема «Взрослые и дети» Цель: формировать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым. Чтение В. Осеева «Волшебное слово» Игра «Мой папа лучший (мама, бабушка, дедушка)» Изготовление подарков 3 неделя. Тема «Чем пахнут ремёсла или все профессии нужны, все профессии важны» Цель: формировать представление о том, что всем необходим труд людей разных профессий. Упражнять в составлении небольших описательных рассказах о профессиях. Игра «Словесный портрет» Игра «Отгадайте, какую профессию я загадал (а)» Работа с пословицей «Не красна изба углами, а красна пирогами» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Март | 1 неделя. Тема «Мамы разные важны» Цель: продолжать формировать уважительное отношение к старшим, воспитывать тёплое отношение к матери, желание делать для неё приятное Игра «Я хочу быть похожим на…» Чтение С. Баруздин «Мамина работа» Изготовление подарков Работа с пословицей «Нет милее дружка, чем родная матушка» 2 неделя. Тема «Я, ты, он, она…» Цель: учить составлять свой словесный портрет, портрет подруги и друга, внимательно и заботливо относиться к друзьям противоположного пола Анализ житейских ситуаций. Упражнение «На какого сказочного героя я похож?» Чтение стихотворение А. Барто «Как Вовка бабушек выручил» 3 неделя. Тема «Заводы нашего города» Цель: формировать первичные представления о комбинатах и заводах города: выпускаемая продукция, товарный знак. Рассматривание продукции, иллюстраций Игра «Закончи предложение (моя мама работает на …)» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Апрель | 1 неделя. «Героические профессии» Цель: дать понятие детям о людях героических профессий, связанных с риском, опасностью. Воспитывать желание стать героями, приходить на помощь людям Чтение В. Бороздин «Тренировки» Упражнение «Смелый мальчик» Игра «Я умею» 2 неделя. «Если с другом вышел в путь…» Цель: обогащать, уточнять представления о дружбе между детьми. Воспитывать взаимовыручку, поддержку. Игра «Мое имя и Я» Упражнение «Исправь ошибку» Игра «Ты не должен» 3 неделя. «Рассказы о своей семье» Цель: закреплять представление о своей семье, об обязанностях всех членов семьи, заботе друг о друге. Составление рассказов по трём гендерным альбомам группу Награждение семей 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Май | 1 неделя. Вечер игр 2 неделя. Чтение по желанию детей 3 неделя. Сладкий вечер. Час улыбки и доброты 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Отчет по теме самообразования «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» за 2014–2015 учебный год.
Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Цель: Создание в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников.
Задачи:
1. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных развитиях мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения.
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе.
3. Построение развивающей среды.
4. Построение модели педпроцесса.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Цели работы по гендерному воспитанию дошкольников на 2014 – 2015 учебный год:
- повышение уровня психолого – педагогической компетентности в данном вопросе, творческого потенциала;
- приобретение знаний родителями воспитанников об особенностях воспитания детей разного пола
- расширить кругозор детей, дать представление о содержании социальной роли мужчины и женщины
В течение этого учебного года с детьми были проведены следующие занятия по гендерному воспитанию:
1. Занятие: «Мужчины и женщины в семье»
Цели:
- Формирование гендерных представлений
- Закрепить представления детей о том, что такое семья; Об обязанностях членов семьи.
- Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.
- Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь;
- У девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
2. Занятие «Такие разные мальчики и девочки»
Цели:
- ознакомить детей с основными характеристиками мужского и женского пола, пояснить понятие «пол»;
- провести беседу об отличительных особенностях мужского и женского поведения, внешнего вида, социальных ролей, стимулируя речевую активность детей;
- продолжать воспитывать осознание детьми своей полоролевой принадлежности;
- воспитывать в детях взаимодоверительные отношения между полами, умение преодолевать конфликтные ситуации;
- развить у детей чувство гордости за принадлежность к определенному полу, создать радостное настроение от творческой работы.
Беседы:
- « Почему нужно помогать и защищать девочек»
- «Сила не право»
Цель: закрепить правила поведения мужчин по отношению к женщинам: вставать при появлении их в помещении, уступать место, оказывать помощь и т д.; продолжать воспитывать внимательное, заботливое отношение к девочкам, формировать представления о том, что мальчики – это будущие мужчины, защитники слабых.
Системная работа с детьми в этом направлении привела к тому, что у детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения детей, мальчики стали более внимательны по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в детском саду ведётся работа:
1. На родительском собрании был заслушан доклад на тему «Мальчики и девочки» (дифференцироанный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста);
2. В «Уголке для родителей» оформляется наглядная информация;
3. Проводятся индивидуальные психологические консультации;
4. Организуется «неделя добрых дел» в семье;
5. Выставка детских работ: «Мама с дочкой, папа с сыном – вместе смотримся красиво»
6. Конкурс «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»