Мастер-класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В. Воскобовича
методическая разработка (подготовительная группа)
Мастер-класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В. Воскобовича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_reshetnikova_v._n.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»
Мастер-класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В. Воскобовича
«Теремок», «Читайка на шариках», «Шнур –грамотей».
Подготовила: воспитатель
Решетникова В. Н.
Вейделевка, 2020г.
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
Задачи: познакомить воспитателей с развивающими пособиями « Теремок», « Читайка на шариках» В.Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы;
развивать творческий познавательный интерес к играм В. Воскобовича,
повышать интерес к авторским играм, желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности
Оборудование: игровое пособие В. Воскобовича « Теремок», « Читайка на шариках», «Шнур – затейник»
Предварительная работа: изучение литературы из различных источников по данному вопросу и внедрение данной технологии в свой образовательный процесс
Сегодня в дошкольных учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется популярная методика В Воскобовича .Дети, которые занимаются по данной методике начинают рано читать, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания .Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Многие из вас уже знакомы с играми В Воскобовича. В своей работе, в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе , я начала знакомить детей с игрой» Теремок», «Читайка на шариках». Познакомила родителей с этими пособиями и на родительском собрании провела занятие с использованием элементов этих пособий.
«Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра для обучения чтению. Выглядит она очень просто. Есть кубик, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных кубиков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).
Очень компактно.
Буквы на гранях не простые. У каждой свой образ. Например, гласные буквы представляет шут. В позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.
Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают малышам быстрее освоиться с чтением.
- Первый этап игры – знакомство со звуками и буквами.
- Начните с согласных.
Постройте сказочный город, где в своих теремках живут буквы.
Вот стоит белый теремок.
Кто в теремочке живет?
Буква Б и буква П, буква В и буква Ф.
Ребенок произносит за взрослым звуки «б» (обратите внимание, не «бэ», а «б»), «п», «в», «ф», показывает соответствующие буквы на гранях. Отвечает на вопросы:
-«Как ты думаешь, какая здесь буква главная?» ( на это указывает цвет теремка)
- Далее поиграйте в игру: «Какие животные и птицы могут жить в этом Теремке?»
А какие же птицы и животные могут поселиться в этом теремке? ( их названия начинаются на Б, П, В, Ф Баран, попугай, ворона, филин и т. д. Точно так же обыгрываются другие теремки и выстраиваются в улицу.
- Когда город готов, в него могут приехать веселые шуты – акробаты, веселящие
всех своими песенками. Песенки они хранят в волшебных сундучках.
В синем – А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука),
в зеленом – Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость согласного звука). Ребенок рассматривает сундучки. Называет буквы и поющих их шутов А – Арлекин, О – Орлекин и т. д.
- Можно сделать своеобразную зарядку: пропеть песенку каждого шута и
попробовать изобразить букву так, как это делает акробат на картинке.
- 2 этап «Знакомство со слогами. Слияние букв»
К этому этапу переходят после того, как ребенок хорошо запомнил все звуки и буквы Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги. Для этого ребенок сначала «конструирует» слоги- выкладывает сундучки в теремки. Разнообразить можно игрой:
Шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить кубик в теремок. Что же произошло? Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает-пропевает получившиеся слоги). Так можно поиграть со всеми теремками, а затем заменить синий кубик на зеленый.
Обратите внимание малыша на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) загорается огонек (появляется «звездочка запрета»). Например, если ребенок составит слог ШЫ, над буквой Ы в арке окна появится звездочка.
- 3 этап. Слоговое чтение. Чтение простых слов
Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр, семь из которых перечислены в инструкции к игре. Например, игра в «превращалки», где ДОМ легко превратится в ДЫМ, а ЛЁД в МЁД.
ИГРЫ С « ТЕРЕМКАМИ» В.ВОСКОБОВИЧА
«Паровоз»
- Слияние гласных и согласных звуков. Чтение слогов. Составление слов из 3 звуков.
Выбираем «паровоз», например белый Теремок. Вкладываем в него синий сундучок, произносим слог БА-. Приставляем к паровозу «вагончик»- желтый Теремок и читаем получившееся слово БАК. Поворачиваем сундучок и читаем новые слова:
БАК-БОК-БУК-БЫК БОР-БУР ТАЗ-ТУЗ
Задание можно усложнить, если менять и сундучки и теремки
ЛАЗ-ЛАК-ЛУК-ЛУГ-ЛУБ-ЛОБ-ЛОВ-ЛЕВ-ЛЕС-ЛИС-ЛИК
«Перевертыши»
- Слияние гласных и согласных звуков. Чтение слогов. Составление трех-четырех буквенных слов.
Находим лиловый и голубой Теремки, вкладываем в лиловый Теремок синий сундучок и читаем МАГ. Произносим считалку:
Теремок крутись, вертись,
Новый слог покажись!»
Продолжаем составлять слова МАК-РАК-РЫК-РОГ-РОТ
ЛЕД-МЕД ЛИК-ЛЮК
МА-МА – РА-МА - РА-НА – ЛА-МА –
ДЫ-НЯ – ДЫ-РА
*БИНТ - ВИНТ – БАНТ – БОЛТ – БОРТ – ФОРТ
«Заменялки»
- Чтение слов. Составление трех-четырех буквенных слов.
Составляем слово из двух слогов ЛУ-ША. Заменяем лиловый теремок на желтый, читаем новое слово СУ-ША.
«Переставлялки»
- Чтение простых слов.
Составляем слово из двух слогов ЛИ-ПА. Переставляем лиловый и белый Теремки, затем, не переворачивая, меняем местами синий и зеленый сундучки. Читаем новое слово ПИ-ЛА.
ЛИ-СА - СИ-ЛА РУ-КА – КУ-РА, ДО-МА, МО-ДА
КА-БАН – БАН-КА СОС-НА – НА-СОС, ЛАС-КА – СКА-ЛА
«Цепочки»
- Словесная игра . Составление цепочки слов.
ПОСУДАЧАСЫР МОЛОКОСАЖАБАНЯ
«Загадалки»
- Словесная игра. Последовательное составление слов с заменой одного слога.
Ребенок разгадывает загадку и составляет слово из кубиков. Следующая загадка -
и заменяется один из Теремков.
Дает молоко… кто? (КО-РО-ВА)
Сверкает алмазом…… что? ( КО-РО-НА)
Скрипят во дворе… что? ( ВО-РО-ТА)
Кричит кар-кар-кар… кто? (ВО-РО-ТА)
Что нас окружает (ПРИ-РО-ДА)
Формированию навыка чтения также способствует игра «Читайка на шариках».
Цель: способствовать расширению знаний педагогов о развивающей игре» Читайка на шариках» В.В. Воскобовича, направленной на развитие речи и интеллектуальных способностей у детей
Задачи: развитие навыков чтения и речи у дошкольников:
- поиск шариков с одинаковыми буквами и слияниями;
- слоговое чтение;
- поиск группы слов по обобщающему слову.
МАТЕРИАЛ: игра «Читайка -1 на шариках» состоит из 4-х читаек:
1-ая читайка с желтыми бусинками
2-ая читайка с красными бусинками
3-я читайка с зелеными бусинками
4-ая читайка с голубыми бусинками.
СОДЕРЖАНИЕ:
Воспитатель показывает новую игру:
Сегодня мы с вами познакомимся с новой игрой «Читайкой на шариках». Рассмотрите внимательно её части. Состоит игра из 4-х квадратов. На каждом из них изображены бусинки разного цвета с буквами. В центре нарисован попугай, под ним располагается короткое слово - это область чтения, с которой нужно начинать читать. Область чтения – это цветные квадраты, в которых можно прочитать слова, а уголочки, где находятся цветные треугольники, будут служить нам для конструирования дополнительных слов. На какую игру похожа «Читайка»?
- На «Волшебный квадрат», у него так же загибаются уголки.
- Посчитайте, сколько областей чтения на одной стороне читайки.
- Четыре.
- Переверните читайку на другую сторону, посчитайте, сколько областей чтения на ней? Сколько всего на одной читайке областей чтения?
- Тоже четыре, а всего восемь.
- Возьмите читайку с желтыми шариками-бусинками, откройте сторону с красным попугаем и найдите под попугаем область чтения со словом УЖ. Загните правый уголок на квадрат – что у вас получилось?
- слово - УС.
- Загните левый уголок на квадрат – прочитайте получившееся слово.
- слово - НОС.
- Отогните правый уголок за квадрат – прочитайте слово .
- слово - НОЖ.
- Прочитайте все слова в областях чтения в желтых шариках.
- УЖ, СОН, ВОР, МЯЧ, на другой стороне – ЧАС, ТИР, МАЙ, БАК.
- Загните все уголочки на квадрат, прочитайте, какие слова у вас получились.
- НОС, ОЙ, СЫР,МЕЛ.
- Переверните читайку на другую сторону, загните все уголочки на квадрат, прочитайте слова.
– РОГ, БОЛ, ПАН, ПИК.
- Давайте прочитаем все слова, которые написаны на читайке во всех направлениях, сгибайте и разгибайте уголки:
- ЧАС, ПАС, ПАН, ЧАН; БОК, БАЛ, БАК, БОЛ; МАЙ, РОТ, РОЙ, МАГ; ТИР,ПИК,ПИР,ТИК; УЖ,НОС,НОЖ,УС; МЯЧ,МЕЛ,МЕЧ,МЯЛ;СОН,СЫР,СЫН,ОР; ВОР,ОЙ,ОР,ВОЙ.
- Теперь возьмите читайку с голубыми шариками, прочитайте слова на стороне с зелёным попугаем – в области чтения:
- ЛУГ, ДУГА, РОЙ, ЛЁН.
- На стороне с красным попугаем:
- УТРО, ПОРТ, СЕМЬ, ЛАК.
- Теперь загните уголки на сторону с зеленым попугаем:
- ПЛОВ, РАДАР, КРОТ, КЛАД.
- Теперь загните уголки на сторону с красным попугаем:
- КУЛИК, СПЕШКА, МЕТКА, ВОСТОК.
- Давайте теперь прочитаем все слова, которые можно найти на читайке:
- УТРО, УТКА, МЕТКА, МЕТРО; ПОРТ, СПЕШКА, СПОРТ, ПЕШКА; СЕМЬ, ВОСТОК, СТОК, ВОСЕМЬ; ЛАК, КУЛИК, ЛИК, КУЛАК; ЛЁН, КЛАД, КЛЁН, ЛАД; РОЙ, КРОТ, КРОЙ, РОТ; ДУГА, РАДАР, РАДУГА,ДАР; ЛУГ, ПЛОВ, ПЛУГ, ЛОВ.читают слова на других страничках читайки с зелеными и красными шариками-бусинками.
Задания для чтения:
Найти на читайке-1:
● Части тела – БОК, НОС. УС.
● Что может быть острым – РОГ, МЕЧ, НОЖ, ПИК.
● Незначимое слово – БОЛ.
Найти на читайке-2:
● Имена – БОРЯ, САША, ЛИПА, ЛИЗА, ЛЕВ , ЛЁША.
● Съедобное – ЧАЙ, ЕДА, СОЛЬ, САЛО, СОК.
● Одинаковые слова – САД.
● Незначимое слово – РАША.
Найти на читайке-3:
● Что может быть пушистым? – ВОРС, БАРС, БУРКА.
● Явления природы – ГРОЗА, ГРОМ. БУРЯ.
● Животные, птицы – КОЗА, БАРС, ВОРОН.
● Одинаковые слова – ГОРА.
Найти на читайке-4:
● Что может быть теплым? – ПЕЧКА, БАНЯ.
● Цифры – СЕМЬ, ВОСЕМЬ.
● Птицы – УТКА, КУЛИК.
1. Игры серии «Шнур-грамотей»: «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька».
Эти игры способствуют подготовке к обучению чтению, расширяют словарный запас, развивают психические процессы (внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление), тренируют мелкую моторику рук.
В состав каждой игры входит игровое поле, кнопки с буквами и шнурок (шнур-грамотей).
Шнурок может продеваться в кнопку, огибать её или закручиваться вокруг неё.
Звёздочка заменяет недостающую букву.
1 этап: «Знакомство с буквами» (на примере игры «Яблонька»)
• «Собираем все буквы на яблочках» ( огибаем шнурком каждую букву и называем её)
• «Ищем поющие буквы» (собрать шнурком все гласные буквы)
• «Находим буквы, не умеющие петь» ( собрать все согласные буквы)
«Знакомимся со слогами»
Взрослый составляет слоги, ребёнок читает. Затем ребёнок по заданию взрослого сам составляет слоги.
2 этап: «Составляем слова»
1)придумываем слова, начинающиеся со слога БА: БАК, БАЛ и т.д.
2) составляем слова со звёздочкой: БАС, БАХ
-придумываем более длинные слова со звёздочкой: БАНЬКА,
3) составляем слова, начинающиеся с определённой согласной, гласной: ОКНО, ОН, ЯК.
3 этап: «Играем со словами»:
•«Составь слово из 2-4 и более букв»: ЯК, ЛОБ, КОЛ, БЛОК, КОНЬ, БОКАЛ, БАЛКОН.
•«Придумай имена со звёздочкой и без»: ОЛЯ, КОЛЯ, ЯНА, ТОЛЯ,КАТЯ, ПОЛЯ.
4 этап: «Игры-соревнования»
•«Кто больше?»
•«Самое длинное слово»
•«Кто быстрее?»
Игровые технологии В Воскобовича соответствуют принципам Ф Г О С. Актуальность технологий состоит в том, что они учат детей мыслить, действовать в «уме», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности. Игры Воскобовича гармонично вплетаются в любую образовательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для воспитателей "Включение лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ"
лего-конструирование в детском саду...
Мастер-класс для родителей «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути д...
ПРОЕКТ: «Внедрение в образовательный процесс развивающих технологий как средства, повышающего математическое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум» т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, Математик лучше планирует...
Мастер-класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В.В. Воскобовича
Цель: знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных видах деятельности в детском саду.Задачи:- повысить мотивацию педагогов к использованию развива...
Консультация для педагогов по внедрению в образовательный процесс вариативной программы "Островок безопасности"
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с учас...
Мастер – класс. Использование технологии «утренний круг» в воспитательно – образовательном процессе, для педагогов ДОУ.
Мастер – класс.Использование технологии «утренний круг»в воспитательно – образовательном процессе,для педагогов ДОУ....
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Создание условий для интенсивного интеллектуального развития детей средствами внедрение в образовательный процесс группы игр В. Воскобовича
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...