НОД по духовно-нравственному воспитанию детей "В гости к матрешке"
план-конспект занятия (младшая группа)

Яковлева Ольга Евгеньевна

 
Цель:

- Познакомить детей с устным народным творчеством, приобщить детей к народным традициям, познакомить с народной игрушкой (матрёшкой) и самоваром.

Задачи:

- Воспитывать любовь к русским традициям;
- Развивать эстетические и нравственные чувства при знакомстве с народным фольклором;
- Знакомить детей с жанровым разнообразием потешек;
- Активизировать речь детей;
- Развивать мелкую моторику рук, умение доводить начатое до конца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Конспект НОД                                 

           по духовно – нравственному воспитанию

                 для детей младшей группы

                                  «В гости к матрёшке».

 
Цель:

- Познакомить детей с устным народным творчеством, приобщить детей к народным традициям, познакомить с народной игрушкой (матрёшкой) и самоваром.

Задачи:

- Воспитывать любовь к русским традициям;
- Развивать эстетические и нравственные чувства при знакомстве с народным фольклором;
- Знакомить детей с жанровым разнообразием потешек;
- Активизировать речь детей;
- Развивать мелкую моторику рук, умение доводить начатое до конца.

Планируемый результат:

проявляет интерес к прослушиванию, совместному проговариванию потешек, отвечает на вопросы по содержанию, проявляет эмоциональную отзывчивость, активно участвует в игре, последовательно выполняет работу.

Предварительная работа:
- Разучивание стихов о матрёшках
- Прослушивание русских народных песен.

Оборудование: картинки матрёшек, куклы матрёшек, самовар, солёное тесто, магнитофон, обруч с лентами для игры, угощения для чаепития.


Ход занятия.

Дети и воспитатель входят в группу, взявшись за руки, образуют круг и произносят приветствие:
«Солнышко ясное - здравствуй. 
Утро прекрасное - здравствуй.                                       
Здравствуйте, подружки. 
Здравствуйте, друзья.
Здравствуйте ребята. 
Как люблю вас я!»

Присаживаются на стульчики.

Раздаётся стук в дверь.

В: - Ребята, что за гость к нам пожаловал?

М: - Я, матрёшка – сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрёшка!
Мастер выточил меня.
Из куска берёзы,
До чего ж румяная, 
Щёки, словно розы!

В: - Весёлая матрёшка,  пришла к нам в гости. Посмотрите, какой у неё красивый сарафан.

А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шёл как-то Иванушка и забрёл в одно село. А на краю домик стоит , а там мужичок у окна сидит печалится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что заболела у него дочка любимая. И захотелось Иванушке помочь девочке, пошёл он на ярмарку, чтобы купить больной девочке сладостей и игрушек весёлых. Долго-долго он ходил, пока не увидел на одной картинке смешную, нарядную, улыбающуюся куколку. Купил Иванушка куколку и радостный пошёл домой. Увидела девочка куколку и очень обрадовалась, сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотелось с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда её папа взял деревянное полешко и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал платье как на картинке. Весёлая куколка получилась, смешная. Обняла девочка свою куколку и назвала русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то все стали называть её Матрёшкой. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец её с той поры для всех детишек точил забавные игрушки, разрисовывал их цветами, да букетами.

Вот так, ребята, родилась матрёшка – старинная, традиционная, народная игрушка. И её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Физкультминутка «Нарядные матрёшки»:

Хлопают в ладошки дружные матрёшки.  ( хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, 
(поочерёдно выставляют ногу на пятку, руки на поясе)
Топают матрёшки (
топают ногами)
Вправо, влево наклонись (наклоны)
Всем знакомым поклонись (наклоны головой вправо, влево)
Девчонки озорные, матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пёстрых, 
(руки к плечам, повороты туловища направо, налево)
Вы похожи, словно сёстры.
Ладушки, ладушки весёлые матрёшки  (
хлопают в ладоши)

В:- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

- Из чего сделана матрёшка? (из дерева)

- Ребята, а вы знаете, что куклу – матрёшку делали с секретом? Матрёшка раскрывается.

М:- Ты открой да посмотри,
Кто там прячется внутри!

Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах.
На столе у нас живут.

Кукла первая толста,

А внутри-то не пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке! ( достает)

Эту куколку открой —

Будет третья во второй!
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.(
достает)

Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри,
Прячется в ней пятая

Куколка пузата (достаёт)

В: - В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрёшкин  хоровод».(звучит фонограмма)

В: - Ребята, наша матрёшка гостеприимная, щедрая, хорошая хозяйка.

М: - Хлебом - солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.

В: - В деревенской избе самовар был самым главным на столе, за чаем ведутся самые интересные и теплые беседы. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

М: - Посмотрите какой большой красивый, замечательный самовар.

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар.
Наш красавец самовар. (Захар)

Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой. (Надя)

В: - Подойдите поближе, посмотрите какой он. Что это у него по бокам? (ручки)
и носик у него не простой, а с крантиком.

Самовар, самовар, словно птица – жар
Кран открывается, чай наливается.

(Садятся на стульчики)

Вот сейчас самовар закипит.

Давайте покажем, как самовар кипятит воду.

(дыхательная гимнастика «самовар»).
- Сделать глубокий вдох носом, 
выдыхать порциями через рот,
имитируя шум пыхтящего самовара: пых, пых, пых.

М: - Ребята, а с чем вы любите пить чай?   с лимоном, вареньем, печеньем…
Чай  горячий, ароматный,
А с сушками очень приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет. (Соня)

Самовар кипит,

А на скатерти- баранки

И конфеты, и печенье

И душистое варенье. (Саша)

В: - Я,  предлагаю нам, ребята, самим приготовить угощение к чаю. Давайте пройдём к столам, на которых уже приготовлено тесто для наших калачей. Но перед работой давайте разомнём наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

Тесто мы помнём руками, (сжимаем и разжимаем руки)
Испечём мы пирожок, (
двумя руками показываем пирожок)
Серединку смажем джемом, (гладим одну ладошку)
А верхушку вкусным кремом, (
круговое движение над ладошкой)
Кокосовой крошкой посыплем  немножко
, (перебираем щепотками пальцев)
Чая крепкого заварим,(помешиваем чай)
Пирогами вас одарим!

Выполняется лепка.

После готовые работы выкладываются на поднос.

Пальчиковая гимнастика по окончании:
Мы катали, мы катали,
Наши ладушки устали, 
Мы немножко отдохнём и руками потрясём.

В: - Ребята, какие вы молодцы! Угощение сами приготовили и самовар уже готов!

М: - Проходите поскорей, не толпитесь у дверей!
Ждут вас с чаем, ребятишки, и баранки, и коврижки.
Это все для вас, гости дорогие!
Калачи, ватрушки, пышки. 
Налетайте, разбирайте, сладким чаем запивайте.

                                                                               Подготовила и провела

                                                                               Воспитатель младшей группы

                                                                               МДОУ « Детский сад № 3»

                                                                               Яковлева Ольга Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Конспект интегрированного НОД по патриотическому воспитанию "В гостях у матрешки". средняя группа

Конспект интегрированного НОД по патриотическому воспитанию "В гостях у матрешки". средняя группа...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...