НОД по духовно-нравственному воспитанию детей "В гости к матрешке"
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель:
- Познакомить детей с устным народным творчеством, приобщить детей к народным традициям, познакомить с народной игрушкой (матрёшкой) и самоваром.
Задачи:
- Воспитывать любовь к русским традициям;
- Развивать эстетические и нравственные чувства при знакомстве с народным фольклором;
- Знакомить детей с жанровым разнообразием потешек;
- Активизировать речь детей;
- Развивать мелкую моторику рук, умение доводить начатое до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_-v_gosti_k_matreshke.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по духовно – нравственному воспитанию
для детей младшей группы
«В гости к матрёшке».
Цель:
- Познакомить детей с устным народным творчеством, приобщить детей к народным традициям, познакомить с народной игрушкой (матрёшкой) и самоваром.
Задачи:
- Воспитывать любовь к русским традициям;
- Развивать эстетические и нравственные чувства при знакомстве с народным фольклором;
- Знакомить детей с жанровым разнообразием потешек;
- Активизировать речь детей;
- Развивать мелкую моторику рук, умение доводить начатое до конца.
Планируемый результат:
проявляет интерес к прослушиванию, совместному проговариванию потешек, отвечает на вопросы по содержанию, проявляет эмоциональную отзывчивость, активно участвует в игре, последовательно выполняет работу.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов о матрёшках
- Прослушивание русских народных песен.
Оборудование: картинки матрёшек, куклы матрёшек, самовар, солёное тесто, магнитофон, обруч с лентами для игры, угощения для чаепития.
Ход занятия.
Дети и воспитатель входят в группу, взявшись за руки, образуют круг и произносят приветствие:
«Солнышко ясное - здравствуй.
Утро прекрасное - здравствуй.
Здравствуйте, подружки.
Здравствуйте, друзья.
Здравствуйте ребята.
Как люблю вас я!»
Присаживаются на стульчики.
Раздаётся стук в дверь.
В: - Ребята, что за гость к нам пожаловал?
М: - Я, матрёшка – сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрёшка!
Мастер выточил меня.
Из куска берёзы,
До чего ж румяная,
Щёки, словно розы!
В: - Весёлая матрёшка, пришла к нам в гости. Посмотрите, какой у неё красивый сарафан.
А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте я расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шёл как-то Иванушка и забрёл в одно село. А на краю домик стоит , а там мужичок у окна сидит печалится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что заболела у него дочка любимая. И захотелось Иванушке помочь девочке, пошёл он на ярмарку, чтобы купить больной девочке сладостей и игрушек весёлых. Долго-долго он ходил, пока не увидел на одной картинке смешную, нарядную, улыбающуюся куколку. Купил Иванушка куколку и радостный пошёл домой. Увидела девочка куколку и очень обрадовалась, сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотелось с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда её папа взял деревянное полешко и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал платье как на картинке. Весёлая куколка получилась, смешная. Обняла девочка свою куколку и назвала русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то все стали называть её Матрёшкой. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец её с той поры для всех детишек точил забавные игрушки, разрисовывал их цветами, да букетами.
Вот так, ребята, родилась матрёшка – старинная, традиционная, народная игрушка. И её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Физкультминутка «Нарядные матрёшки»:
Хлопают в ладошки дружные матрёшки. ( хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (поочерёдно выставляют ногу на пятку, руки на поясе)
Топают матрёшки (топают ногами)
Вправо, влево наклонись (наклоны)
Всем знакомым поклонись (наклоны головой вправо, влево)
Девчонки озорные, матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пёстрых, (руки к плечам, повороты туловища направо, налево)
Вы похожи, словно сёстры.
Ладушки, ладушки весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)
В:- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
- Из чего сделана матрёшка? (из дерева)
- Ребята, а вы знаете, что куклу – матрёшку делали с секретом? Матрёшка раскрывается.
М:- Ты открой да посмотри,
Кто там прячется внутри!
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах.
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри-то не пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке! ( достает)
Эту куколку открой —
Будет третья во второй!
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.(достает)
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри,
Прячется в ней пятая
Куколка пузата (достаёт)
В: - В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрёшкин хоровод».(звучит фонограмма)
В: - Ребята, наша матрёшка гостеприимная, щедрая, хорошая хозяйка.
М: - Хлебом - солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
В: - В деревенской избе самовар был самым главным на столе, за чаем ведутся самые интересные и теплые беседы. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.
М: - Посмотрите какой большой красивый, замечательный самовар.
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар.
Наш красавец самовар. (Захар)
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой. (Надя)
В: - Подойдите поближе, посмотрите какой он. Что это у него по бокам? (ручки)
и носик у него не простой, а с крантиком.
Самовар, самовар, словно птица – жар
Кран открывается, чай наливается.
(Садятся на стульчики)
Вот сейчас самовар закипит.
Давайте покажем, как самовар кипятит воду.
(дыхательная гимнастика «самовар»).
- Сделать глубокий вдох носом,
выдыхать порциями через рот,
имитируя шум пыхтящего самовара: пых, пых, пых.
М: - Ребята, а с чем вы любите пить чай? с лимоном, вареньем, печеньем…
Чай горячий, ароматный,
А с сушками очень приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет. (Соня)
Самовар кипит,
А на скатерти- баранки
И конфеты, и печенье
И душистое варенье. (Саша)
В: - Я, предлагаю нам, ребята, самим приготовить угощение к чаю. Давайте пройдём к столам, на которых уже приготовлено тесто для наших калачей. Но перед работой давайте разомнём наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
Тесто мы помнём руками, (сжимаем и разжимаем руки)
Испечём мы пирожок, (двумя руками показываем пирожок)
Серединку смажем джемом, (гладим одну ладошку)
А верхушку вкусным кремом, (круговое движение над ладошкой)
Кокосовой крошкой посыплем немножко, (перебираем щепотками пальцев)
Чая крепкого заварим,(помешиваем чай)
Пирогами вас одарим!
Выполняется лепка.
После готовые работы выкладываются на поднос.
Пальчиковая гимнастика по окончании:
Мы катали, мы катали,
Наши ладушки устали,
Мы немножко отдохнём и руками потрясём.
В: - Ребята, какие вы молодцы! Угощение сами приготовили и самовар уже готов!
М: - Проходите поскорей, не толпитесь у дверей!
Ждут вас с чаем, ребятишки, и баранки, и коврижки.
Это все для вас, гости дорогие!
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте, сладким чаем запивайте.
Подготовила и провела
Воспитатель младшей группы
МДОУ « Детский сад № 3»
Яковлева Ольга Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Конспект интегрированного НОД по патриотическому воспитанию "В гостях у матрешки". средняя группа
Конспект интегрированного НОД по патриотическому воспитанию "В гостях у матрешки". средняя группа...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...