Открытое занятие "В гости к Зиме"
план-конспект занятия (средняя группа)
Открытое занятие для коррекционных классов. Направлено на закрепление знаний учащихся о зиме и зимних явлениях в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_v_gosti_k_zime.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «В гости к Зиме».
Цель: закрепить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания о зиме по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через задания и упражнения;
2. Развивать и корригировать устную речь детей, на основе упражнений в анализе, синтезе;
3. Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
- умение самостоятельно выполнять учебные действия;
Коммуникативные учебные действия:
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (воспитатель-воспитанник, воспитанник-воспитанник, воспитанник-группа, воспитатель – группа);
Регулятивные учебные действия:
- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- Познавательные учебные действия:
- умение работать с информацией (понимать задания, устные высказывания воспитателя, товарищей);
- умение участвовать в беседе;
- умение отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Тип занятия: закрепление.
Оборудование: веточки деревьев, цветная бумага, ватные полочки, зубная паста, видеоролик «Охота лисы на мышей», картинки птиц, животных, раскраски, цветные карандаши, презентация.
Ход занятия.
- Орг. момент.
(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)
- Ребята, улыбнитесь друг другу. А теперь потрите свои ладошки - вот так. Вы почувствовали тепло? - Прикоснитесь своими ладошками друг к другу и передайте тепло своему соседу по парте. Пусть на нашем занятии вам будет также тепло и уютно!
2. Введение в тему.
- Назовите времена года. (Слайд)
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. - Чтобы узнать какое это время года вам необходимо расшифровать головоломку.
- Зачеркните повторяющиеся согласные буквы, из оставшихся - составьте слова.
В шбгдцопнсхжтшбидцкхжзпниблмлб е
- Что у вас получилось? (в гости к зиме)
3. Сообщение темы и цели.
- Тема нашего занятия сегодня - «В гости к зиме». (Слайд)
- На занятии мы закрепим знания о признаках зимы и зимних явлениях, какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы.
4.Работа по теме.
- Назовите зимние месяцы по порядку. (Слайд)
- Какие признаки зимней погоды вы знаете?
становиться холоднее
небо чаще покрыто облаками
осадки выпадают в виде снега
реки покрыты льдом
дни становятся короче, а ночи длиннее
- Какое из этих признаков главное?
(Стало очень холодно)
-С чем связано общее похолодание зимой?
(Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух и поэтому стоят холода)
- А теперь мы отправляемся в наше путешествие, где каждая остановка - интересное задание. Остановка №1. «Загадкино» (Слайды)
-Ребята, здесь живут загадки, и нам необходимо отгадать их, чтобы продолжить путь.
1. Всю зиму лежал,
А весной убежал. (Снег)
2. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
- Странный к нам пришёл стекольщик:
Всех за нос хватает,
С каждым днём прочней и толще,
Стёкла, он вставляет.
Делал дело живо - скоро,
Чистая работа – застеклил пруды озёра,
Лужицы, болота. (Мороз)
3. Что за звездочки сквозные,
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки) 4. И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней) 5. Белая морковка зимой растет. (Сосулька) 6. Зацепилась за карниз -
И растет, как шишка, вниз. (Сосулька) 7. Не драгоценный камень, а светится. (Лед.) 8. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.) 9. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (Вьюга.)
- Молодцы! Мы уже на следующей остановке.
Остановка №2 «Творческая».
Кто рисует так искусно, (Слайд)
Что за чудо-фантазёр,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озёра?
Кто нанёс орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это всё один художник,
Это всё его картины.
- Как вы думаете, о каком художнике идёт речь?
(мороз разрисовал окна домов) - Посмотрите, какие чудесные узоры рисует на окнах мороз. (Слайд) - Кто из вас знает, как ему это удается? (Когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры. И если рассматривать несколько окон, то мы не найдём одинаковые узоры).
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать зимний узор на окошках, но сначала мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки).
Я зиму, и снег, и снежинки люблю! (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).
Но где же снежинки? (сжать кулаки), В ладошке вода, (разжать кулаки).
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать).
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... (Мелкое потряхивания расслабленными ладонями).
Как видно, ладошки мои горячи. (Погладить ладошки друг об друга). - На бумаге синего цвета будем рисовать зимний узор, но необычным способом и необычной краской. Ватными полочками и зубной пастой. (Дети выполняют работу, звучит тихая музыка) - Ребята, давайте наши рисунки повесим на доску и полюбуемся зимними узорами, все они разные не похожи друг на друга, молодцы. Все постарались. - Какими словами вам хочется назвать эти узоры? (оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные). Остановка №3 «Грамматическая математика» (Слайд) Выполнив сложения и вычитания, но не с цифрами, а с буквами, вы получите слова. А какие, мы узнаем, выполнив задание.
Снег + опал – л + д = ? | Снегопад |
От + тело – ло+ пелька – ка =? | оттепель |
Изба – ба + мост – ст+розь =? | Изморозь |
Голова – ва + ледок – ок + ица =? | гололедица |
Метла – ла + ель =? | Метель |
- Прочитайте все слова, которые у нас получились.
-Как можно их назвать по другому?
(зимние природные явления.)
Физкультминутка. «Рыбка»
Остановка №4 «Зимняя жизнь растений». (Слайд)
- Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(растения зимой не погибают, а просто засыпают, находятся в состоянии вынужденного покоя, потому что нет необходимых условий для их роста и развития, земля промерзает, и корни не могут впитывать влагу, и питательные вещества).
- Чтобы доказать что деревья не погибли мы с ребятами провели эксперимент. После сильного ветра мы гуляли и подняли несколько поломанных веточек.
- Посмотрите на эти веточки и скажите, какие они?
(В этих веточках нет жизни. Кажется, как будто они засохли. Они находятся в состоянии покоя).
- А сейчас посмотрим на веточки, которые мы поставили в воду две недели назад. - Что вы можете о них рассказать? (веточки растут и развиваются. Они ожили).
- Почему среди зимы эти веточки распустились? Какой же вывод мы с вами можем сделать.
(Деревья зимой не замерзли. Просто на улице нет благоприятных условий для их роста, а чтобы выжить в морозные дни они находятся в состоянии покоя. Веточкам в классе мы создали условия для роста и развития, поэтому они ожили).
- Что же интересного зимой происходит в растительном мире? (Растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой у них происходит «дозревание» почек).
- Какую роль выполняет снег для растений?
(снег защищает от морозов, чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы).
Индивидуальная работа «Дорисуй и раскрась 2-ую половину». (Пирогов Н., Шумский М.)
- Что у вас получилось? (ёлочка). - Молодцы! Постарались и справились с заданием.
Остановка №5 «Секреты животного мира». (Слайд)
- Как животные приспосабливаются к изменениям температуры?
(У них отрастает мех, который защищает их от морозов.
Меняется окраска меха, чтобы быть менее заметным на снегу и в голом лесу.
Чтобы пережить зимние холода и не умереть от голода некоторые животные впадают в спячку.
Есть животные, которые делают запасы.
Травоядные животные питаются ветками и корой деревьев.
Хищные – мышами, зайцами.
Просмотр видеоролика «Охота лисы на мышей». - Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных. Лесные мыши и мыши полевки делают себе ходы под снегом и свободно перемещаются, добывая там корм. Лисы хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.
- Как называется охота лисы на мышей?
( Когда лиса охотиться на мышей, говорят – лиса мышкует).
Мышкует лиса долго: чтобы насытиться, ей надо добыть десятка два мышей в сутки). - Пользу или вред приносит лиса?
(лиса приносит пользу - за год одна лиса уничтожает несколько тысяч грызунов, а вместе с лисятами — в 2—3 раза больше).
Индивидуальное задание «Раскрась картинку».
(Шумский В., Пирогов Н.)
- Назови животного, которого раскрасил.
- Какого цвета мех у лисы, медведя?
- Что медведь делает зимой?
Остановка №6 «Птичья». (Слайд)
- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с птицами зимой.
- Что для птиц зимою страшнее холод или голод? (холода птицы не боятся, к зиме у них вырастает подпушек под перышками. Самое страшное - голод).
- На какие группы делятся птицы?
(на зимующих и перелётных)
- Каких птиц можно увидеть зимой?
Задание «Собери картинку». (работа в парах) (из разрезанной картинки дети собирают птиц).
- Назовите птиц, которых вы собрали.
(синица, ворона, дятел, сорока, воробей, снегирь) (Слайд)
- К какой группе относятся эти птицы?
(эти зимующие птицы) - Легко ли им найти корм зимой?
(зимой птицам очень тяжело отыскать корм в лесу и в поле, поэтому они стараются быть ближе к людям).
- Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?
(чтобы помочь птицам пережить зиму, надо развесить кормушки и подкармливать их). - На территории нашей школы есть кормушки.
- Какой корм можно положить в кормушки? (Слайд)
(Пшено, просо, овёс, пшеница;
Семена подсолнечника;
Ягоды рябины, боярышника;
Семена клёна, ясеня;
Шишки, жёлуди, орехи;
Хлеб, хлебные крошки).
Вывод. Чем разнообразнее будет корм в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую», В кормушках корм должен лежать постоянно. Птицы улетят в другое место, если обнаружат несколько раз кормушку пустой.
Остановка №7 «Следопыт».
- В зимнем лесу очень красиво и тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес. Но это только кажется. – Посмотрите, сколько разных следов. Это следы зверей, птиц. - Сегодня на занятии мы будем исследователями, а исследовать будем следы зверей. (Слайд)
- Справа вы видите животных, а слева их следы. Нужно определить, где, чьи следы. - Все ли следы, оставленные на снегу одинаковые?
(каждое животное оставляет свой неповторимый след, связанный с особенностями его строения и передвижения. По следу можно определить, кто и что делал зимой в лесу).
- Молодцы, вот мы и пришли с вами на последнюю остановку, мы побывали в гостях у зимы.
5. Итог:
-Какие изменения в неживой природе происходят зимой?
(в неживой природе всё замёрзло и покрыто снегом, реки скованны льдом, редко светит солнце) - Какие изменения в живой природе происходят зимой? (деревья стоят голые, только хвойные – зелёные, насекомые попрятались в укромные места, перелётные птицы улетели в тёплые края, ёж, барсук, медведь впадают в спячку) Вывод: В природе всё взаимосвязано, изменения в неживой природе ведут за собой изменения в живой природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия на тему:"Зима" (по Нищевой)
Коррекционно-образовательные цели.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение и активизация словаря по теме «Зима»(зима, снег, снежинка, вьюга, снегопад, снеговик и т. д.) совершен...
Открытое занятие по теме : "Зима .Кукла Маша в гостях у детей"
Формирование первых понятий о зимедетей первой младшей группы.[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4994409","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"482","style":"width:...
Открытое занятие по теме "Зима.Зимние забавы" в подготовительной логопедической группе.
Данное занятие ориентировано на детей 5-6 лет с ФФНР или с ФФНР + элементы ОНР.Это - итоговое занятие, предполагающее наличие определенного багажа знаний у детей.На занятии закрепляются все ранее отра...
Конспект открытого занятия Тема :”Зимушка-зима”
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: Зимушка-зима Цели: 1. Закрепить знания детей о времени года – зима; 2. Учить отмечать характерные признаки зимы...
Открытое занятие на тему «Зима полна серебра».
Воспитывать любовь к родной природе...
Конспект открытого занятия по теме "Зима"
Представлено обощающее логопедическое занятие в подготовительной группе. В работу велючены: звуко-буквенный анализ слов, работа над предложением, составлений синквейнов и пр. Занятие проводится с през...
Конспект открытого занятия на тему "Зима - лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ.
Конспект занятия на тему "Зима-лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе....