Открытое занятие по теме "Зима.Зимние забавы" в подготовительной логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данное занятие ориентировано на детей 5-6 лет с ФФНР или с ФФНР + элементы ОНР.
Это - итоговое занятие, предполагающее наличие определенного багажа знаний у детей.
На занятии закрепляются все ранее отработанные грамматические категории. Развивается связная речь. Включены задания на развитие основных психических процессов; моторики; творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.odt | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по теме «Зима. Зимние забавы».
Цели:
- активизация и обогащение словаря по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные»;
- упражнять детей в правильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
- закреплять навыки словообразования;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие языкового чутья путем образования родственных слов;
- развитие диалогической речи;
- развитие связной речи (составление предложений по теме занятия, составление рассказа по сюжетной картине);
- развитие координации речи и движения;
- развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления;
- формирование личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу;
- воспитание любви и уважения к русскому языку и внимания к собственной речи.
- Орг. момент.
Включается песня «Кабы не было зимы....»
Дети встают в круг в игровой зоне группы. Логопед обращает внимание на то, что сегодня занятие — необычное, посмотреть его пришли гости.
Дети здороваются с гостями.
- Введение в тему.
- Ребята, отгадайте загадку!
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила!
- О каком времени года эта загадка? (О зиме).
- Тема нашего занятия: «Зима. Зимние забавы».
- Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).
- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.
Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.
- Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»
(Логопед: - Я люблю зиму, потому что мне нравится любоваться заснеженными деревьями в лесу.)
Выслушиваются ответы детей.
Затем предлагаю детям пройти к своим местам и сесть за парты.
- - Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?
А будет после зимы?
- Назовите зимние месяцы!
- А сейчас у нас какой зимний месяц?
- - Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил....Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!
Меня не растили — из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки — угольки, ручки — сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)
- Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговик. (Логопед показывает детям Снеговика и сажает его на стульчик).
-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания. Если мы с вами все их успешно выполним, в конце занятия вы получите угощение от Снеговика! А от меня — маленькие зимние подарки!
- - Начинаем работу!
- Все дети в нашей группе умеют читать. Поэтому читать задания будете ВЫ!
(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, дети хором читают задания, написанные на конвертах).
- -Берем первый конверт! (конверт№1)
Дети читают задание « Игра «Подбери слова!»
- А сейчас закройте глаза и представьте ЗИМУ с белым пушистым снегом, летящими снежинками, метелью, вьюгой; вспомните зимние пейзажи, которые вы наблюдали по дороге в садик...
- КАКУЮ зиму вы себе представили? (снежную, холодную, морозную, студеную, лютую, суровую...). Мы с вами называли СЛОВА-ПРИЗНАКИ.
-Скажите, какая погода может быть зимой?
Выслушиваются ответы детей.
-Если на улице идет снег, то погода...(снежная)
Если на дворе мороз, то погода...(морозная)
Если дует сильный ветер, то погода...(ветреная)
Если на улице холод, то погода...(холодная)
Если сильная стужа, то погода...(студеная)
- Ребята, про что говорят зимой:
ударили...(морозы)
замерзли... (реки, озера)
метут...(метели)
хрустит...(снег)
висят...(сосульки)
-Сейчас я вам называла СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.
7. Логопед достает конверт№2, дети читают: «Игра «Семейка слов».
- Ребята, мы с вами знаем, что некоторые слова в русском языке звучат похоже и являются родственниками.
- От какого слова произошло слово «СНЕГОВИК»? (от слова «снег»).
- От этого слова произошло и много других слов.
- Я буду вам читать стихотворения, а вы — добавлять слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю...(снег),
С неба все скользят пушинки,
Серебристые...(снежинки),
На поселки, на лужок
Выпал беленький...(снежок),
Вот веселье для ребят,
Все сильнее...(снегопад),
Словно в белый пуховик
Нарядился...(снеговик),
Рядом снежная фигурка,
Это — девочка...(Снегурка),
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой...(снегири)
- Ребята, какие слова вы запомнили? Выслушиваются ответы детей.
- - Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт (№3)
Дети читают задание «Зима в стихах»
- Ребята, все вы знаете,что зима — это очень красивое время года. Многие художники рисовали зимние пейзажи, а поэты — писали красивые стихотворения.
Дети читают стихотворения:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам зимушки-зимы.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит -
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Мама, глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней...
9.Физминутка.
Логопед предлагает ребятам переместиться в игровую зону группы (включается тихо музыка).
- Ребята, на наших занятиях мы с вами много говорили о том, что зима — это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав.
- А что такое забавы? (выслушиваю ответы детей)
- Я загадаю загадки о зимних развлечениях:
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся (коньки)
Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги! (лыжи)
-Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (санки)
Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу! (снежки)
- А теперь давайте подвигаемся!
Дети берутся за руки и идут по кругу, произнося речевку:
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки!
- Ребята, давайте вспомним, каких мы знаем зимующих птиц? (выслушиваю ответы детей)
- А почему они так называются?
Координация речи с движением (динамическая игра):
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
- А теперь — игра на внимание «Снежинки и сугробы».
Мы мороза не боимся,
Мы внимательны во всем!
Скажу «сугробы» - мы садимся,
Скажу «сосульки» - мы встаем,
Как скажу «снежинки» - кружимся,
«Елочки» - хлопаем руками,
Кто из нас внимательный?
Мы сейчас узнаем!
- Игра- пантомима « Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем!»
Дети по очереди показывают зимние забавы, другие отгадывают, что они делают.
10. - Возвращаемся на свои места, ребята! Нас еще ждут задания Снеговика.
Достаю из конверта конверт№4. Дети читают задание «Путаница» (работа с деформированным предложением).
Задание: составить предложение из слов, данных вразбивку.
- Ребята, нужно «подружить» слова между собой, то есть поставить их по порядку.
Нас, у, дворе, во, горка
дети, горки, катаются, с
забавы, зимние, любят, дети, все
- Что мы сейчас с вами произносили? (предложения)
- Что делают слова в предложении? (дружат)
- Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)
- Что ставим в конце предложения? (точку)
- Давайте придумаем предложения о зиме и зимних забавах.
Дети придумывают предложения по сюжетным картинкам.
Определяем количество слов в предложениях, называем их по порядку, вразбивку; обращаем внимание на «слова-помощники» - предлоги)
11. - А теперь достаем следующий конвертик! (№5)
Дети читают задание «Улыбнитесь!»
Проводится развлечение «Веселые диалоги»
Внук. Бабушка, а кто в лесу живет?
Бабушка. Медведи, волки, лисы, зайцы...
Внук. А Колобки там живут?
Мама. Ты знаешь, какие хищники водятся в лесу?
Сын. Волки, медведи, лисы... И...Баба-Яга!
Сын. У нас дома елка живая или искусственная?
Мама. Живая!
Сын. А когда говорить начнет?
12. - Посмотрим, какие у нас еще остались задания?
Дети достает конверт№6 и читают задание «Зашифрованные слова»
- Ребята, нужно по первым звукам названий картинок отгадать, какое слово «зашифровано».
- Скажите, какой первый звук в слове «зима». Что мы можем о нем сказать?
- Какие гласные звуки есть в слове «зима»?
- Разделим на слоги это слова? (ребята отхлопывают)
Аналогичная работа проводится со словом «санки»
- Придумайте восклицательные и вопросительные предложения со словами «санки» и «зима» .
Дети придумывают предложения.
- - Достаем следующий конверт №7. Читаем задание «Веселые зверятки»
- Ребята, мы с вами на занятиях говорили о том, что зима — это трудное время для диких животных.
- Почему зима страшна для диких животных? Выслушиваются ответы детей.
- Молодцы, вы все правильно ответили!
- Давайте поиграем! Мы сейчас превратимся в зверят.
Логопед достает из коробки шапочки диких животных (волка, зайца, лисы, медведя). Вызывает детей, надевает на них шапочки.
- Вы сегодня не ребята, а веселые зверята!
Дети повторяют хором:
- Мы сегодня не ребята, а веселые зверятата!
- Ребята, а теперь давайте познакомимся с нашими гостями поближе!
Расскажите, в кого вы превратились! И расскажите, какие вы! ( Я — медведь, неуклюжий, большой, косолапый, бурый; я — лиса, хитрая, рыжая, пушистая, красивая...).
- Ребята, давайте зададим им вопросы!
-Зверята, а как же вам живется в лесу? А как же вы зимой живете, расскажите! Тяжело, наверно, холодно, голодно?
Дети рассказывают от первого лица (от лица своего животного), как они приготовились к зиме и зимуют.
- Ребята, про чей хвост я говорю? ( образование притяжательных прилагательных)
длинный, пушистый, рыжий — ЛИСИЙ хвост
короткий, серый — ЗАЯЧИЙ хвост
- Ребята, дупло — это чей домик? (беличий)
Нора? - (лисий)
Берлога - (медвежий)
Логово - (волчий)
- - Ребята, у нас с вами осталось последнее задание.
Дети достают конверт№8. Читают задание «Что забыл нарисовать художник?»
-Дети рассматривают сюжетную картину.
- Какое время года изобразил художник? Почему?
- Где происходит действие картины? (в парке)
– Ребята, посмотрите внимательно: чего не хватает на картине?
У мальчика нет второй лыжи;
в хоккее нет шайбы;
у снеговика — морковки, сучка, ведра на голове;
у мужчины — лопаты;
дети без санок;
нет кормушки;
собака без поводка;
нет второго конька у мальчика;
девочка без варежки.
Дети отыскивают недостающие детали и составляют предложения.
- А теперь давайте составим рассказ! Кто хочет?
Один ребенок начинает рассказ, другой — продолжает.
Примерный рассказ.
Зимой.
Был воскресный зимний день. Дети с родителями пошли гулять в парк.
На земле лежит много снега. А на заснеженных деревьях мы заметили снегирей и синичек. А вот стайка птиц прилетела к кормушке и клюет зернышки.
Саша, Витя и Коля весело играли в хоккей. Миша катался на лыжах. Мама с детьми слепили большого снеговика. А папа взял лопату и стал расчищать тропинку. Вика гуляет с собакой, которая радостно бежит по свежему снежку впереди девочки. Соня и Ваня катаются на коньках. Дима со своей сестренкой Ирой едут с горки на санках. У всех замечательное настроение! Детям и взрослым весело зимой! Зима подарила нам много забав.
- Итог.
- Ребята, мы выполнили все задания Снеговика!
Приглашаю вас встать в круг!
Дети выходят из-за парт и встают в круг в игровой зоне группы.
Передают «волшебный снежок» по кругу и говорят, чем занимались на занятии и что понравилось.
Звучит музыка.
-Снеговик приготовил мешочек с угощением. Дети достают гостинцы.
Логопед раздает детям подарки (снежинки).
Ребята прощаются с гостями.
Занятие подготовила учитель-логопед Брагинская К.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: "Наша Родина-Россия"
В занимательной игровой форме уточняем с детьми понятия: страна, герб и флаг страны, президент, столица, мэр города, герб и флаг города. В начале занятия эти понятия уточняются на примере своего детск...
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: Приключения в зимнем лесу.
В зимнем лесу детей ждут разные приключения и встречи: С Дедом Морозом, со Снеговиками,с Зимой, с зимующими птицами, с Лошадкой, запряженной в зимние сани. От них дети получают разнообразные зад...
Конспект открытого занятия для молодых педагогов в подготовительной логопедической группе по речевому развитию Воспитатель Слепцова Н.Р. МБДОУ д/с №19 «Василек» Тема: «Домашние животные»
Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, словоизменение) согласование существительных с числительными. Продолжить учить детей обобщать понятие о домашних животных. Форм...
Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Математические сказки» (Развитие образной речи) Игра -викторина
Конспект по познавательному развитиюв подготовительной логопедической группе №11Игра-викторина «Математические сказки» Задачи:1. ОбразовательныеЗакреплять знания о количественны...
Конспект открытого занятия по художественному творчеству в подготовительной логопедической группе «Школа юных художников» Подготовил: воспитатель
Конспект открытого занятия по художественному творчесву для детей с ОНР подготовительной группыПодготовил: воспитатель Рындина Н.А.Поддержать интерес дошкольников к изобразительной деятельности.Закреп...
Конспект открытого занятия по художественному творчеству в подготовительной логопедической группе «Школа юных художников» Подготовил: воспитатель
Конспект открытого занятия по художественному творчесву для детей с ОНР подготовительной группыПодготовил: воспитатель Рындина Н.А.Поддержать интерес дошкольников к изобразительной деятельности.Закреп...
Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной логопедической группе "Путешествие с Чижиком-Пыжиком"
Конспект открытого занятия по речевому развитиюв подготовительной группе «Путешествие с Чижиком-Пыжиком».Цель: Углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памят...