Тема занятия «Волшебный песок»
план-конспект занятия

Юлия Сергеевна Лозинская
Цель: Ознакомление детей с видом изобразительного искусства «Рисование
на песке» (песочная анимация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_risovaniyu_na_peske.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

 1. Тема занятия «Волшебный песок»

Цель: Ознакомление детей с видом изобразительного искусства «Рисование на песке» (песочная анимация).

Задачи:

  1. Ввести понятия «рисование песком»«песочная анимация» как современный вид искусства; помочь понять детям, что картина может быть не только статичной (неподвижной), но и оживать – двигаться во времени.
  2. Обучать новым приемам рисования на песке (кулачок с выдвинутым мизинцем вверх, плотно прижатым к стеклу).
  3. Развивать мелкую моторику рук (развитие точности, координации движения рук и глаза, гибкость рук, ритмичность).
  4. Обогащать сенсорный опыт детей, помогать осознавать и анализировать свои ощущения.
  5. Воспитывать художественно – эстетический вкус. 

Материалы:

Песочные столы с подсветкой, песок, кукла «песочная фея», декоративные камешки, специальная линейка для разравнивания песка; проектор, ноутбук, презентация «Песочная анимация» с видеосюжетом «Мама».

Ход:

  1. Орг. момент.
  2. Дыхательная гимнастика.

Ребята, у меня в руках зажженная свеча. Посмотрите на нее, обратите внимание, как колышется пламя. Сейчас мы будем передавать ее по кругу, постарайтесь ладошками почувствовать ее тепло. Передавайте аккуратно, не спеша, и частичка ее тепла останется с вами. Мы будем передавать свечу и дуть на нее правильно, тихо и спокойно, стараясь не задуть и не погасить пламя. Сделаем глубокий вдох носом, дуем спокойно, тихо, щеки не раздуваем, стараясь не погасить пламя.

Дыхательное упражнение «Свеча» (муз. сопровождение)

Эта свеча — не простая свеча…
Свет и добро излучает,
Вы не задуйте её сгоряча,
Она нам во всём помогает.

Свечка поможет отправиться нам
В волшебную сказку по временам…
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасла,

Чтобы яркий свет несла,
Помогала и вела.

(дети у столика со свечой. Свеча остается зажженной до конца занятия.)

3. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Ребята, сегодня мы снова отправимся в удивительную сказочную страну Песка и необыкновенных ощущений. Песочная страна находится здесь — в этой песочнице.

Песочная страна – мирная страна… Вы помните правила поведения в ней?

Дети все вместе повторяют правила поведения в стране Песка:

Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Песок – мирная страна…
Каждому из нас дана!

Молодцы! Правила помните! В этой стране любят, когда у детей чистые руки. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Дети переходят к песочницам

Но перед тем как отправится туда, давайте станем поудобнее, расслабимся. Опустим ладони глубоко-глубоко в песок, поздороваемся с песочком, закрываем глаза, и, прислушайтесь к своим ощущениям /5-10 сек. Можно помолчать/.

Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали? Какой он на ощупь? (мягкий, холодный и т.д.) Вам нравиться то, что вы чувствуете?

3. Самомассаж рук

0. «погладим песочек», стараемся ее расправить, еле касаясь ладошками.

  1. «пощекочем песочек, будем ее растирать в ладошках»
  2. «запускание песка струйкой»
  3. «взять песчинку», растереть в пальцах
  4. «посолим»
  5. «поскользим змейкой» (ладошка ребром, плотно прижата)
  6. волнистые линии двумя руками сразу.
  7. «покатаем в руках волшебный комочек-массажный мячик», оставим след комочком на песке.
  8. «отряхнули ручки» – растираем их.

Ребята, вы знаете, что в песочной стране живет хранительница песка – Песочная Фея. Она очень добрая и весёлая, знает много игр, историй, сказок. Давайте позовем ее сюда.

Дети вытягивают руки над песочницей ладонями вниз, закрывают глаза и произносят волшебные слова:

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.

Песочная Фея, приди!

Появляется кукла «Песочная Фея».

Откройте, пожалуйста, глаза.

Песочная фея:

Здравствуйте, дорогие ребята! дети трогают куклу за ручки.

Я рада вас всех видеть! А вы знаете… какой праздник мы будем отмечать скоро? (Международный женский день — 8 Марта! Праздник мам, бабушек и девочек!) В моей стране тоже есть маленькие принцессы песчинки – девочки, у них есть мамы и бабушки. Хотите узнать, какой я подарок для них приготовила. Это настоящее волшебство… это сказка из песка. Хотите посмотреть ее? Ребята, посмотрите эту сказку и ответьте на вопрос «чем и как рисовал художник эту сказку?»

4. Просмотр видео – сюжета по песочной анимации «Мама»

5. Зрительная гимнастика, для снятия напряжения глаз.

Закройте глаза. Сомкните их сильно-сильно, удерживайте, вспомните, все что видели… Медленно откройте глаза…

6. Введение нового материала

Ребята… Вам понравилось как рисовал художник?... Ответьте на вопрос «Чем рисовал художник?» (на песке руками и пальцами).

Если художник рисует картины красками, то такой вид искусства называется как? Живопись

Если художник рисуем карандашами, то такой вид искусства называется как? (графика)

Если художник рисует руками на песке – этот вид искусства называется «Рисование песком». Это современный (новый)вид искусства, появился совсем недавно. Художник рисует картины, объединенные сюжетом (замыслом), которые сменяются одна за другой, картины как бы оживают, двигаются, сменяются, да еще все это сопровождается красивой музыкой… Получаются настоящие песочные сказки. И чтобы передать эти сказки другим людям, снимают песочные фильмы (песочные анимации).

Давайте… и мы с вами как настоящие художники (песочные аниматоры) нарисуем песочные картины в подарок своим мамам, которые потом сфотографирует и подарим мамам.

Физминутка

Руки в стороны и вверх,
Мы потянемся теперь. 
(Потягивания, руки вверх.)
Чтобы спинка не болела,
Мы наклоны будем делать.

Наклонились, раз и два. (Наклоны вперёд-назад.)
Головою два кивка.

Дети переходят к столам

Рисовать мы будем портрет мамы в профиль – это вид головы сбоку.

Вспомните… Как делал художник?» (руками, ладошку ставил ребром, мизинец выдвигал вперед).

7. Показ новых приемов.

  1. Правильное положение руки
  2. Ребро прижать, мизинец выдвинуть, сдвинуть песок прямой дорожкой, чтобы остался ровный след.
  3. Рисование полукруга.
  4. Разравниваем песок, работают две руки. (Тимур – выравнивает песок с помощью линейки).
  5. Самостоятельное рисование (муз. сопровождение)
  6. Сундучок с разноцветными камешками (развитие творческого воображения)

Дети дополняют картины камешками.

10. Итог занятия:

Фея благодарит детей за старания.

А что вам больше всего понравилось в моей стране? Что вам запомнилось?

Закроем глаза.

Ритуал «выхода» из песочной страны

В ладошки наши посмотри —
Теплее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!

«Свеча»

С улыбкой, с мечтою,
Душевно, сердечно.
Задуем мы нашу
Волшебную свечку…

2. Тема занятия «Ознакомление с песочницей»

Цели: Знакомство с возможностями песка, развитие творческих способностей. Вызвать интерес к рисованию песком. Прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру; развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность

Задачи: познакомить с песком, песочницей и правилами поведения в ней; воспитывать умение играть в песок.

 

Ход занятия:

Демонстрация песочницы

Педагог предлагает детям «поздороваться» с песком.

1. Дотронуться до песка поочередно пальцами одной и другой руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Дотронуться до песка всей ладошкой, затем тыльной стороной.

3. Перетирать песок между пальцами, ладонями. Почувствовать какой он на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий, приятный или не приятный, мягкий или твердый.

Педагог. Посмотрите, наша песочница заполнена только на половину, поэтому видны борта. Как вы думаете, зачем это нужно? А если мы с вами раздвинем песок, то увидим дно. Как вы думаете, а зачем оно нужно? Из песка вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А также можете построить крепость и дом, мост и подземный ход.

 

Демонстрация коллекции фигурок

Ребята, посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и животные и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки.

 

Ритуал входа

Педагог. Ребята, а вы знаете, что у нашей песочницы есть хозяйка? Она не любит показываться. Но мы постараемся с ней познакомиться. Давайте попробуем сначала угадать, кто же она?

Она отлично всем знакома.

Она всегда и всюду дома.

Нет дома для нее родней –

Дом постоянно вместе с ней.

С такой защитой нет и страха.

Кто это? … (черепаха)

 

Ребята, давайте встанем вокруг песочницы и скажем, как нас зовут(дети называют свои имена). Ребята, а какие хорошие дела вы умеете делать? (дети рассказывают).

 

Основная часть

Появляется песочная черепашка (игрушка). Ребята, вы мне очень понравились. Я хочу рассказать вам какая у меня страна.

Страну прошу мою любить.

В ней много волшебства.

Здесь и озера, и моря,

Пустыни и леса.

Здесь строят горы, города,

Вулканы и дома.

Фигурки оживают вдруг,

О чем-то говоря.

Твори, лепи и фантазируй.

Построй свой мир и расскажи,

Кто в нем живет, и кто с кем дружит,

И с кем бы ты хотел дружить.

Но вход в страну закрыт для тех,

Кто любит драться,

В глаза песком кидаться.

Кто не строит, а ломает,

Тот в страну не попадает.

Спасибо, вы очень внимательно меня слушали. Теперь вы знаете, как нельзя вести в моей стране. Ребята, давайте сейчас на ровной поверхности песка оставим отпечатки своих рук.

Педагог  и дети по очереди оставляют отпечатки свои рук, внутренней и внешней стороны кисти. При этом важно дать детям время прислушаться к своим ощущениям и возможность проговорить их.

Педагог. Мне приятно. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?

Можно поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др); оставлять следы на песке, различными предметами и придумывать, на что они похожи; пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем руки, поочередно правой и левой, после одновременно и т.д.

Ребята, давайте сейчас нарисуем дерево.

Педагог рисует ствол, дети прикладывают к стволу дерева сои ладони, создавая его крону.

 

Ритуал выхода

Песочная черепашка. Ребята, вам понравилось в моей стране? Можно, я еще полюбуюсь вашим деревом?

Педагог. Ребята, давайте поблагодарим хозяйку песочницы и песочек. Обязательно вымоем ручки.

Дети прощаются с песочной черепашкой.

 

  1. Тема занятия «Насыпушки»

Цели: Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать активность и любознательность детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.  

Задачи:  

  • формировать представления о свойствах песка;  
  • обучать детей навыкам экспериментирования с песком;  
  • обогащать тактильный опыт детей;  
  • активизировать словарь детей новыми словами «влажный», «сыплется», «струйкой»;  
  • побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предложения и суждения;  
  • развивать мелкую моторику рук;  
  • развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память;  
  • вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.  

Материалы и оборудование:

  • песок
  • баночки стеклянные с цветным песком
  • трафареты животных

 

Методы и приемы:

  • игра
  • беседа
  • показ
  • экспериментирование
  • загадки
  • физ. минутка

Предварительная работа:

  • Формирование знаний о неживой природе;
  • Знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка;  
  • Игры в песочнице (постройка башен, пирожков с помощью формочек) ;
  • Чтение стихотворения «Песочница»  

 

Ход занятия

Воспитатель: День добрый, милые друзья, сюда пришли совсем не зря, я приглашаю в сказку всех! Вас ждут преграды и успех. Тихонько отворяем двери, и каждый в сказку пусть поверит!  

Посмотрите к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как мы будем сегодня с вами играть, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю. Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я хочу вам рассказать одну сказку. Где то далеко- далеко за морем- океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живёт себе, поживает Песочная Фея. И эта фея - не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней? (Да).

 Воспитатель: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Я сейчас скажу вам заклинание, вы повторите за мной:

 Песочная Фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, Сердце своё для добра распахни!  

Дети повторяют.

Воспитатель: Вот мы и очутились в сказочной стране. Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем. Это письмо написала песочная Фея, она просит нашей помощи. Здесь написано, что во вселенной была волшебная  песочная страна с зелёными лесами, красивыми цветами, голубыми озёрами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы:  они могли кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник заколдовал всё в песочной стране. И стала песочная страна тёмной и безжизненной. Не стало солнышка, не стало травы, цветов, злой волшебник забрал все краски. И нам нужно с вами помочь песочной фее расколдовать всех жителей песочной страны - разукрасить в разноцветные цвета.

 Воспитатель: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь Фее расколдовать жителей песочной страны? (Да)

 Воспитатель: Спасибо, что вы согласились помочь Фее. Нам в пути помогут:

верность, доброта, смекалка, смелость и дружба. Давайте крепко возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова:

 Песочная Фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, в песочной стране окажемся мы!  

Дети подходят к песочнице.  

Воспитатель: А вот и песочная страна, где живут друзья песочной Феи. Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо. Нет ни солнышка, ни радуги. Один песок. Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Прежде чем подойти и потрогать песочек, нам нужно с вами повторить правила пользования песком.  Здесь нельзя кусаться, драться  И в глаза песком кидаться!

 Стран чужих не разорять!

 Песок — мирная страна.

 Обижать детей нельзя!

Воспитатель: А теперь давайте потрогаем песочек.  

 Дети различными способами дотрагиваются до песка.  

Воспитатель: Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?  

Дети: сухой, шершавый, мягкий, рассыпается, сыпется, сыпучий).

— Давайте испечем куличи! (Взяли формочки, лепят, пирог не получается). Почему не получается? (Песок сухой, рассыпается).

А давайте теперь развеселим песок. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

 (звучит фонограмма песни Н. Королёвой «Маленькая страна»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы избавились от чар злого волшебника, помогли песочной феи вернуть жителей в песочную страну.  

Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!  

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной песочной страной, спасли жителей песочной страны, оживили саму страну. Узнали, какой бывает песок, чем отличается сухой песок от влажного. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение и что нового узнали вы?  

(Ответы детей.)

Занятие окончено.

4.        Тема занятия «Точки»; «Идет дождик»

Цели: Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней.

Оборудование: аудиозапись «Шум дождя», презентация «Мой любимый дождик», загадки, ножницы, синий картон, зонтик.

Содержание:

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает - иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой.

(тучки)

Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча)

Дети рассматривают тучи и дождик (презентация,

Воспитатель: -Ребята, закройте глаза, послушайте шум дождя (аудиозапись «Шум дождя»)

-Ребята, давайте с помощью чудо- ножниц вырежем разные тучи (продуктивная работа)

Воспитатель: Давайте для наших тучек позовем дождик и поиграем в игру:

«Дождик»

Дождик, дождик, лей да лей.

(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)

Мокрых капель не жалей.

Мы в ладоши хлопаем

(Выполняют движения согласно текста стихотворения)

Мы ногами топаем.

Вышло солнышко опять и

дети все идут гулять.

(Выполняют движения согласно текста стихотворения)

(Воспроизводится аудио-запись звуков дождя, дети убегают под зонт воспитателя) .

Дыхательная гимнастика «Ветер» (Он разогнал все тучи, давайте их соберем из частей»

Д/И «Собери тучку из частей»

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал, и перестал.

(И. Токмакова)

Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности.

Затем прочитать детям потешки:

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи

Лучше капай на грибы,

Чтобы выросли они!

- Ребята давайте поиграем в игру «Дождик — солнце».

- «Дождик! » - дети бегут и прячутся под зонтик.

- «Солнце! » зонт закрывается - дети «гуляют».

По команде: «Дождь! » ребята снова бегут под зонт.

Рефлексия:

– Как вы думаете, могут ли облака разговаривать между собой?

– О чём могут разговаривать между собой облака?

– Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил в мягкое, пушистое облако. Вы сидите в облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться.

– О чем бы вы хотели поговорить с облаком?

5.Тема занятия «Идет дождик»

Цель: Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней.

Развивать мышление, воображение. Учить рисовать прямые линии (вертикальные).

Задачи:

  • Учить рисовать прямые линии (вертикальные).
  • Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
  • Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: Экспериментирование с песком. Рассматривание пейзажных картин на тему «Осень», беседа, наблюдение.

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, бумажные силуэт тучи, музыкальное сопровождение «Голоса природы» (шум дождя).

Содержание организованной деятельности детей:

Педагог: Любите ли вы дождливую погоду? Нет? А ведь дождик нужен деревьям, траве, цветам. Да и гулять весело по лужам, если конечно у вас есть резиновые сапожки.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Показывает рисунки, выполненные карандашами или фломастерами. Спрашивает детей, чем нарисованы эти картинки и предлагает нарисовать дождик песком.

2.Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

3. Рисование.

Посмотрите, на рисунке дождь ещё не начался, хотя тучи закрыли солнце. И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап.

- рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;

- рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).

Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.

А какой дождик будет у вас?

Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

4. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какой весёлый дождик у вас получился. 

- Ребята вам понравилось?

  В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

6. Тема занятия «Солнышко»

Цель: Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо.

Задачи:

  • Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо.
  • Развивать мелкую моторику. умение работать по образцу.
  • Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание изображений солнца в детских книжках. Наблюдение за солнцем на прогулки.

Материал, инструменты, оборудование: мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, туча), световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

На фланелеграф прикрепляется фигурка солнца:

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

- Здравствуй, солнце, это я!

От яркого света всем становиться радостно, весело. А вот когда солнышко прячется за тучку (прикрепляют тучку), всё становиться хмурым. Наше настроение тоже меняется. Давайте нарисуем весёлое солнышко, чтобы оно всегда радовало нас своим сиянием.

2.Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

3. Рисование.

Педагог предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком.

- пальчиком рисуем круг

- лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.

Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.

Посмотри какое весёлое солнышко. Солнышко проснулось и улыбнулось тебе. Улыбнись ему в ответ: Скажи «Здравствуй, солнышко!»

Кого же могут разбудить его лучики? Подумай и расскажи.

4.Рефлексия.

Педагог : - Молодцы, какие красивые солнышки у вас получились. 

- Ребята вам понравилось?

  В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

  1. Тема занятия «Цветы-ладошки»

Задачи: Познакомить детей со свойством песка: сыпучий, теплый. Учить оставлять на поверхности песка отпечатки ладоней. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью.  Вызвать эмоциональный отклик. Развивать внимание. Воспитывать доброжелательность.

Оборудование: большая коробка из под обуви, песок сухой и мокрый.

Техника: рисование ладонями.

Ход:

Воспитатель: Дети подойдите ко мне. (воспитатель показывает детям песок)

- Посмотрите, что у меня в руках? (Песок)

- Правильно. Это песок. Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами песка.

Правила безопасности.

Во время занятия:

- не брать песок в рот;

- не обсыпаться песком;

- не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: Что насыпано в коробку? (Песок)

- Какого песок цвета? (коричневый)

- Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, сыпется)

- Насыпьте его себе на ладошку. Он теплый и сыпучий.

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

Воспитатель: Покажите, какие у вас красивые ладошки. Ну-ка, похлопайте! Молодцы! Сегодня мы с вами нарисуем ладошки на песке. Знаете, как мы буем их рисовать? Сейчас я вам покажу! Посмотрите, я нарисую свои ладони.

Педагог прикладывает ладони к песку, показывает детям отпечатки.

Воспитатель: Смотрите, какие получились ладошки. Вам нравится? Получилось быстро и красиво. А теперь нарисуем ваши ладошки по очереди. (дети рисуют самостоятельно).

Похвалить детей за то, что у них получились красивые ладошки.

  1. Тема занятия «Рыбки»

ЦЕЛЬ. Обогащать знания детей об обитателях водной среды ( рыбка, рак, щука). Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы.

Закреплять знания о свойствах песка ( сухой – сыпучий, мокрый – можно рисовать).

Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Активизировать речь детей, произвольное внимание, память.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать самостоятельность в работе, творческое мышление, воображение.

СЛОВАРЬ. Рыба, рак, щука, сухой, мокрый, сыпется, сыпучий, ракушка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Наблюдение за аквариумными рыбками, игры с песком, чтение сказки « По щучьему велению».

МАТЕРИАЛ. Костюм «Почтальон», конверт с письмом, картина с изображением обитателей водной среды, 2 ящика ( сухой, мокрый песок),

Аудио-кассета с записью шума воды, ракушки, бусинки ( для глаз рыбок), мелкие игрушки-раки по количеству детей, шапочки с изображением рыбок, игрушка-щука, большая ракушка.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1.Сюрпризный момент.( Дети сидят на стульчиках, раздается стук в дверь, заходит Почтальон, приносит письмо).

ПОЧТАЛЬОН. Здравствуйте, я Почтальон Печкин. Скажите пожалуйста, где живут дети?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуй, почтальон Печкин! Здесь дети живут.

ПОЧТАЛЬОН. Вам письмо! ( Вручает письмо и уходит).

ВОСПИТАТЕЛЬ. ( Открывает письмо, читает).

« Здравствуйте дети! Я Золотая рыбка, я узнала, что вы добрые, умные, смелые ребята! Я очень скучаю, у меня нет друзей и подруг! Помогите мне пожалуйста!»

2. Рассматривание картины. ( Достает из конверта картину с изображением обитателей водной среды).

Ребята, посмотрите на картину и скажите, где живет Золотая рыбка? ( В воде, в реке).

Кто еще живет в реке? ( Рак). Что находится на дне реки? ( Песок, камни, ракушки). Что растет в реке? ( Трава, водоросли).

Ребята, какую хищную рыбу боится Золотая рыбка? ( Щуку).

( Воспитатель ставит щуку к картине).

Ребята, где спрячется Золотая рыбка от щуки? ( В большой ракушке).Вот мы с вами и вспомнили, где живет наша рыбка. А теперь нам пора отправляться на помощь Золотой рыбке!

   3. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.   СУХОЙ ПЕСОК.          

                   Ярко солнышко сияет

                   И ребяток приглашает,

                   Поиграть в сухой песочек-

                   Речки ласковый дружочек!

( Воспитатель вместе с детьми подходят к ящику с сухим песком).

1. Упражнение « Ладошка здоровается с песочком».

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, давайте, поздороваемся с песочком ладошками.

( Воспитатель и дети дотрагиваются до песка всей ладошкой).

Какой песочек? ( Сухой). Какого цвета? ( Желтый). Чьи следы появились на песочке? ( Ладошек).

2. Упражнение « Песочек здоровается с детьми».

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а песочек тоже хочет поздороваться с вами. Хотите узнать, как? Песочным дождиком!

( Воспитатель набирает в кулак песок и медленно сыплет его на ручки детей).

Какой песочек? ( Сыпучий). Что делает песочек? (Сыплется).

3. Упражнение « Кто спрятался?»

Ребята, давайте поищем, может быть кто-то спрятался в песочке?

( Дети погружают руки в песок и находят игрушки – рак).

Кто это? (Рак) Почему он спрятался, как вы думаете? ( Дети высказывают свои предположения) Посадите своих раков на бережок. ( Дети ставят игрушки на бортик ящика).

4. Упражнение « Сдуй песчинку».

Ребята, песочек с рук можно сдуть. Подуйте на ручки.

 

4. МОКРЫЙ ПЕСОК.

( Слышится шум воды, сначала тихо потом все громче, воспитатель обращает внимание детей, подводит к ящику с мокрым песком).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята мы с вами и попали на речку.

Какой песочек? ( Мокрый) Какого он цвета? ( Темный) Где же Золотая рыбка? Позовите ее ребята! ( Ау-ау, Золотая рыбка!)

( Воспитатель открывает фрагмент с Золотой рыбкой)

Какая рыбка? ( Золотая, красивая, желтая) Что есть у рыбки? ( Голова, туловище, хвост). Что находится на голове у рыбки? ( Глаза). Зачем рыбке глаза? ( Чтобы смотреть). Что рыбка делает в воде? ( Плавает). Как плавает, давайте покажем.

5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

                    Рыбки плавают, резвятся

                    В теплой, чистенькой воде.

                    То сожмутся, разожмутся,

                    То зароются в воде!

6. РИСОВАНИЕ НА ПЕСКЕ.

- Сколько рыбок в воде? ( Одна).

- Ребята, на какую геометрическую фигуру похоже туловище рыбки? ( На овал). Давайте вспомним, как мы нарисуем овал в воздухе? ( Дети вместе с воспитателем рисуют в воздухе овал).

- А теперь, ребята, нарисуйте рыбок на песке. ( Дети рисуют на песке рыбку, воспитатель помогает им).

- Ребята, как вы думаете, рыбки видят куда они плывут? ( Нет, у них нет глазок). Возьмите бусинки, поставьте вместо глазок. Какие красивые рыбки у вас получились, молодцы!

- Давайте украсим дно нашей речки, положите ракушки.

- Что вы положили на дно? ( Ракушки).

- У меня есть травка – водоросли. Возьмите и скажите, какую травку вы взяли: длинную или короткую? ( Дети называют и кладут травку).

- Ребята, посмотрите, как красиво стало в реке. Вам нравится? ( Да).

( Воспитатель с детьми моют руки в воде).

7. ПОДВИЖНАЯ ИГРА « ЩУКА И РЫБКИ».

( Появляется Щука).

                        Сколько рыбок появилось!

                        Сейчас я вас всех поймаю!

ВОСПИТАТЕЛЬ.

                        Щука, наших рыбок не пугай,

                        Лучше с детками поиграй!

( Дети надевают шапочки с рыбками, играют 2 раза).

 ( Щука уплывает).

8. РЕЛАКСАЦИЯ  « Рыбки».

                         В голубой водице

                         Плывет рыбок вереница.

                         Чешуей златой сверкая,

                         Кружится, играет стая.

                         Рыбки – рыбки вниз пошли,

                      Рыбки – рыбки все легли,

                      Глазки все закрыли.

                      Плавнички расслаблены,

                      Все мы успокаиваемся,

                      Тихо расслабляемся…

( Дети медленно поднимаются, снимают шапочки, прощаются с Золотой рыбкой).

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А теперь, ребята, нам пора возвращаться в группу, садитесь на стульчики.

Ребята, к кому мы с вами ходили в гости? ( К Золотой рыбке).

Кого мы нашли на берегу? ( Раков)

В каком песке нашли раков? ( Сухом).

Как мы помогли Золотой рыбке? ( Нарисовали рыбок, ее подружек).

На каком песке рисовали? ( На мокром).

Молодцы, ребята, мы помогли Золотой рыбке, теперь у нее появились подруги!

Ребята, а в конверте еще что-то лежит. ( Достает игру « Рыболов», дарит ее детям, выводит детей из группы).

  1. Тема занятия «Дерево»

Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развивать мелкую моторику, представления об окружающей действительности, творческие способности.

Материалы: для листиков: желтые, красные, оранжевые камушки, можно заменить вырезанными из картона, слепленными из соленого теста (высохшие)

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Работа с песком. Разогрев
  3. Рисование на песке. Как растет дерево.
  4. Рисование с камушками. Осенние листики.
  5. Игра с камушками. Найдем все листики.
  6. Завершение игры с песком.
  7. Подвижная игра. Липы.
  8. Прощание

Ход занятия.

  1. Приветствие.

Дети становятся в круг, берутся за руки, повторяют слова и движения за педагогом.

Собрались мы здесь опять (качаем руками)

Мастерить, с песком играть. (трем ладони)

Заниматься нам пора. (беремся за руки)

Ну, за дело, мастера! (поднимаем руки вверх)

  1. Работа с песком. Разогрев.

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем-разжимаем ладошки)

Начинай с песком играть! (трем песок между ладошками)

Из ладошки на ладошку

Наш  песочек насыпать. (в кулак набираем песок  и постепенно его высыпаем; кулак держим вертикально; упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.)

-Ну что, согрелся наш песочек? Теперь давайте выключим свет (выключаем свет и включаем стол).

  1. Рисование на песке. Как растет дерево.

Песок ровным полупрозрачным слоем распределен по всему столу. Если есть излишки песка, то их можно убрать в какую-нибудь мисочку.

-А вы знаете, что все деревья когда-то были очень маленькими. Давайте с вами нарисуем, как маленькое семечко превращается в большое дерево.

-Сначала посадим маленькую семечку в землю. (Дети ребром ладони убирают песок, получает полоска, которая будет обозначать землю. Щепоточкой «сажаем» семечку.)

-Потом пойдет дождик и напоит наши семечки. (Дети барабанят пальцами по столу, изображая дождь, сопровождаются движения звукоподрожаниями «кап-кап-кап»)

-И вот из семечек появился маленький росточек. (Дети рисуют вверх маленькую полоску - росток)

-Выглянуло солнышко. (Дети вместе рисуют одно солнышко. Круг рисуют нижней стороной ладони, пальчиками лучики.)

-Росточек начал расти, появились новые листики. (Немного продлеваем полоску вверх, рисуем пальчиками листья-овалы)

-И вот у нас уже получилось маленькое дерево, которое становилось все больше и больше.

-Его ствол становился все толще и выше. (Дети рисуют ствол ладошкой. Ладонь прикладываем к столу и ведем вверх)

-Появилось много веток (Пальцами дорисовываем ветки)

-И вот весной на ветках распустились листочки. (Листику рисуем указательными пальцами, просто прижимая их к столу)

  1. Рисование с камушками. Осенние листики.

-Наступила осень и все листики пожелтели. (Дети кладут на места листиков желтые, красные камушки)

-Потом листики опали вниз, к подножью дерева. (Перекладываем камушки вниз)

-Наступила зима, и засыпала все ветки дерева снегом. (Дети берут песок в кулак, который держат вертикально, и засыпают дерево песком-«снегом»)

5. Игра с камушками. Найдем все листики.

-Снег засыпал все листики, давайте теперь их найдем и уберем в корзиночку. (Дети ищут все камешки, отряхивают их, складывают в корзиночку, мисочку)

6. Завершение игры с песком.

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Включаем свет, закрываем стол.

7. Подвижная игра. Липы.

Дети становятся в круг.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг. (Широким жестом развести руки в стороны.)

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят. (Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.)

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают. (Наклонившись вперёд, покачать туловищем из стороны в сторону.)

11. Прощание

Дети встают в круг, берутся за руки, повторяют слова и движение за педагогом.

Мы на славу потрудились, (качаем руками, держась за руки)

Все поделки получились. ( показываем руками «класс»)

Будем их теперь беречь.

Всем пока, до новых встреч! (машем руками «пока»)

10. Тема занятия «Цыпленок»

Цель: Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование щепоткой. Закрепляем умение рисовать пальцами и нижней стороной ладони. Развитие мелкой моторики, творческих способностей, пространственных представлений.

Материалы: игрушки: курочка, цыпленок (лучше по цыпленку на каждого ребенка) желтые камушки (для аквариумов или слепленные из соленого теста)

План занятия.

  1. Приветствие.
  2. Работа с песком. Разогрев.
  3. Рисование на песке. Курочка и цыплята.
  4. Рисование на песке с камушками. Перышки у цыпленка.
  5. Игра с фасолью. Ищем зернышки.
  6. Завершение игры с песком.
  7. Подвижная игра. Петушок.
  8. Прощание.

Ход работы.

  1. Приветствие.

Дети становятся в круг, берутся за руки, повторяют слова и движения за педагогом.

Собрались мы здесь опять (качаем руками)

Мастерить, с песком играть. (трем ладони)

Заниматься нам пора. (беремся за руки)

Ну, за дело, мастера! (поднимаем руки вверх)

  1. Работа с песком. Разогрев.

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем-разжимаем ладошки)

Начинай с песком играть! (трем песок между ладошками)

Из ладошки на ладошку

Наш  песочек насыпать. (в кулак набираем песок  и постепенно его высыпаем; кулак держим вертикально; упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.)

-Ну что, согрелся наш песочек? Теперь давайте выключим свет (выключаем свет и включаем стол).

  1. Рисование на песке. Курочка и цыплята.

-В гости к нам сегодня пришла курочка с цыплятами. Давайте с ними поздороваемся.

-Давайте их покормим, а то они сильно проголодались. (Очищаем середину стола. Насыпаем туда зернышек щепоточками. Кормим курочку и цыплят.)

-А давайте сделаем нашим гостям подарок. Нарисуем им открытку – с картинкой  маленького цыпленка. Какие части тела у него есть? (Дети перечисляют)

-Сначала нарисуем небольшой круг - голову. (Рисуем большим пальцем точку, постепенно ее увеличиваем до нужного размера. Следим, чтобы в серединке не оставалось песка.)

- А теперь нарисуем  тело цыпленку. (Рисуем большой круг нижней стороной ладони.)

-Нашему цыпленку надо нарисовать маленький клювик. (Дети рисуют клювик-треугольник стеками для пластилина)

-А еще глазик надо нашему цыпленку (Щепоткой насыпаем глазик)

-А еще у него пока нет крылышек. (Рисуем крыло пальчиком, забирая понемногу песок со стороны спины цыпленка)

-Что же мы еще забыли? (Ножки) Давайте скорее их нарисуем (Пальчиками рисуем ноги, стеками пальцы)

-Какой замечательный цыпленок у нас получился! Давайте покормим его червячками. (Рисуем червячков)

4. Рисование с камушками. Перышки у цыпленка.

-Ой, цыпленок загрустил. Посмотрите, у него же перышки не желтые! Давайте ему поможем. (Выкладываем желтые камешки на тело и голову цыпленка).

-Вот теперь порядок!

5. Игра с фасолью. Ищем зернышки.

-Посмотрите, ребята. Курочка принесла нам тарелочку и просит помочь ей собрать все зернышки. (Педагог высыпает на песочный стол фасоль, перемешанную с песком. Дети все вместе ищут и складывают в мисочку. Можно усложнить задание, взяв вместо мисочки, кастрюльку с крышкой с отверстием)

-Вот как много зернышек

6.  Завершение игры с песком.

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Включаем свет, закрываем стол.

7. Подвижная игра. Петушок.

Дети становятся в круг.

Каждый день петушок (ходьба по кругу)

Делает зарядку,

Очень нравится ему

Всё делать по порядку:

Весело шагать (ходьба на месте),

Крылья поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4—6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков),

Весело кричать: «Ку_ка_ре_ку!».

8.  Прощание

Дети встают в круг, берутся за руки, повторяют слова и движение за педагогом.

Мы на славу потрудились, (качаем руками, держась за руки)

Все поделки получились. ( показываем руками «класс»)

Будем их теперь беречь.

Всем пока, до новых встреч! (машем руками «пока»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Волшебный песок"

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект занятия "Волшебный песок" средняя группа

занятие по организации экспериментальной деятельности...

2020 год .Проект, направленный на использование песочной терапии на логопедических занятиях: «Волшебный песок»

Проект, направленный на использование песочной терапиина логопедических занятиях: «Волшебный песок»...

Игра -занятие "Волшебный песок"

Игра -занятие с использованием кинетического песка. "Волшебный песок" Формировать представление детей о свойствах песка;обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук;вызыват...

Конспект занятия «Волшебный песок» Ознакомление детей с видом изобразительного искусства

Цель: способствовать развитию творческого потенциала дошкольников посредством рисования цветным песком. Задачи: Образовательные:  Продолжать развивать умения детей создавать узоры цветным песко...