2020 год .Проект, направленный на использование песочной терапии на логопедических занятиях: «Волшебный песок»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Проект, направленный на использование песочной терапии
на логопедических занятиях: «Волшебный песок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesokk.docx | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43
Кулундинского района Алтайского края
Проект, направленный на использование песочной терапии
на логопедических занятиях: «Волшебный песок»
Составитель:
ШтыреваУ.С.
с. Кулунда, 2020 г.
Актуальность проекта
Характерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:
• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• игры с песком развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
Цель проекта: оптимизация условий логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Задачи:
- совершенствование предметно-игровой деятельности,
- формирование учебной деятельности,
- развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление), речи и моторики,
- коррекция речи и поведения,
- повышение интереса к логопедическим занятиям;
- создание ситуации успеха,
Методы и формы работы с песком:
- рассказ
- беседа
- коммуникативные, символические, ролевые игры,
- моделирование ситуации,
- пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения,
- конструирование из дидактического материала
Приемы, используемые на занятии:
«Поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.);
«пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.);
«пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).
Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.
Основные направления пескотерапии, используемые в логопедической работе:
- формированию фонематического слуха и восприятия,
- работа над слоговой структурой,
- развитие языкового анализа и синтеза
- расширение словарного запаса,
- развитию связной речи,
- развитие высших психических функций,
- развитие моторики, конструктивного праксиса.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Для работы можно использовать передники.
5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Примерный режим работы:
-1-2 раза в неделю индивидуальное занятие (по усмотрению логопеда тема занятия повторяется).
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Состав группы: дети 5-7лет
Оборудование для игр с песком
Стол для пескотерапии с подсветкой, глубокая песочница с бортами
Дополнительный материал:
- формочки для работы с песком,
- наборы тематических игрушек,
- бросовый, природный материал (картон, бумага, шишки, каштаны,жёлуди),
- дидактические игры (счётные палочки, магнитная азбука,), строительный материал, трафареты.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу дает следующие результаты:
- возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- нет места монотонности и скуке.
- усиливается личностная заинтересованность ребенка в происходящем.
- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
- ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
- более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика.
Содержание проекта
Основные этапы проекта:
- Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.
- Второй этап – диагностическо-методический.
-Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
-Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
-Создание банка идей и предложений;
-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
-Определение задач воспитательно-образовательного процесса
- Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.
- Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта .
Вывод о проведённой работы
Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т.к. песочный мир – это мир под его контролем.
Опыт моей работы показал, что использование пескотерапии положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; повышается мотивация речевого общения; обучающиеся чувствуют себя более успешными; пополняется и активизируется развивается мелкая моторика, зрительное восприятие; формируются навыки чтения и письма; корректируется грамматический строй речи, связная речь; развиваются первичные произносительные умения и навыки.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.
Приложение
Правила игры с песком.
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«ЛОШАДКА»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«ИНДЮКИ»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«КАЧЕЛИ»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«ЧАСИКИ»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.
«СИЛЬНЫЙ МОТОР»
Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»
Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
«ГОРОЧКА»
Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.
«ДОРОЖКА»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
«СОВПАДЕНИЕ»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«ДВА ГОРОДА»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
"МОЙ ГОРОД".
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
«СТРОИТЕЛИ»
Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Ход игры.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).
«ЧЕГО НЕ СТАЛО»
Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Оборудование: Песочница с влажным песком.
Ход игры.
Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).
«РОДНЫЕ СЛОВА»
Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.
Оборудование: песочница с песком, песочные часы.
Ход игры.
В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы).
«Я ДЕЛАЛ - Я СДЕЛАЛ»
Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)
«ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»
Цель: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Ход игры.
Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛАД»
Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход игры.
В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
«ДРУЗЬЯ»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)
«ДВЕ ИГРУШКИ»
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
«ПОЛОСКИ»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ
Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.
Оборудование: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
Ход игры.
Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
(зачитывает стихотворную инструкцию).
На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!
Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.
Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.
Односложные слова: мак
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме.
2. Где растет этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку о цветах.
"ПОСТРОЙ СТУПЕНЬКИ".
Цель: научить детей определять количество слогов в словах.
Оборудование: песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.
Ход игры.
На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»
Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение , а дети чертят соответствующую схему.
«НАПИШИ НА ПЕСКЕ»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).
Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
«ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ»
Цель: упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
Ход игры.
Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:
Побежали вдоль реки
Пальцы наперегонки.
Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.
«НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛЬЦАМИ»
Цель: развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.
Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.
Ход игры.
Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.
Консультация для родителей и воспитателей «Песочная терапия»
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.
Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, - это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.
В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одни из которых -
песочная терапия.
Игры, используемые в песочнице:
• Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка;
• «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может создать «загадочные следы».
• «Поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;
- Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;
- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) ;
- Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
Литература:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСПиП, 1998.
3. Кобзарева, Л.Г., М.П.Резунова. Игры и упражнения для разщвития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.
7. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
8. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
9. Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
11. Штейнхард Ленор. - Юнгианская песочная психотерапия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии на логопедических занятиях.
"ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ. об использовании песочной терапии на логопедичееских занятиях в ДОУ...
Песочная терапия на логопедических занятиях
Песочная терапия на логопедических занятиях...
Мастер-класс "Использование экрана для песочной терапии на логопедических занятиях".
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы...
Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»
Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»...
Консультация для родителей «Использование песочной терапии в логопедической работе»
Игры на песке- одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности и воображение детей. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей....
Использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях
Что такое песочная терапия, как ее можно использовать в работе логопеда детского сада....
Использование песочной терапии в логопедической работе
Речь является одной из важнейших психических функций человека.Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная д...