Мастер-класс для педагогов "Использование пооперационных карт в работе с детьми"
методическая разработка

Клюханова Наталья Александровна

Пооперационная карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств и предполагаемым результатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Использование в работе пооперационных карт».

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому

не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать».

Ян Амос Каменский

     Стремительно меняется мир - изменяются педагоги и их воспитанники. На современном этапе педагоги дошкольного образования решают задачи Федерального государственного образовательного стандарта. В ФГОС указано на необходимость организации образовательного процесса на основе создании условий для самостоятельной деятельности детей в ДОУ. 

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации современного образовательного процесса детей дошкольного возраста. 

Одним из важных факторов развития самостоятельной деятельности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Я создаю разнообразную предметно – пространственную среду в своей группе для детей 5-6 лет, которая поможет им обеспечить познавательную активность, будет соответствовать их интересам и иметь развивающий характер. Среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

В помощь детям предоставлены пооперационные карты - карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий.

Работая с пооперационной картой, ребята учатся самостоятельно рассказывать о последовательности предстоящей работы, читать схему, расшифровывать обозначения.

Пооперационная карта создавалась совместно с ребенком. Ребенка учила "читать" карту. Для этого вместе с детьми рассматриваем карту, проговариваем каждую отдельную операцию. При этом не забываю, чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карта.

При составлении карты помню принцип – от простого к сложному. Для младших дошкольников количество операций по карте сведите к минимуму (2-4 действия). Они просты и понятны детям, только тогда дети чувствуют себя уверенными в собственных силах.

Пооперационные карты применимы в любой образовательной деятельности. Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике, для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» можно создать несколько вариантов схем-действий: как заплести косу, как сделать хвост и т.д.

Также в виде пооперационных карт можно оформить правила поведения за столом, в группе, в раздевалке. Для этого на совместном совете с детьми надо придумать необходимые правила. На каждую детскую потребность есть правило. «Дети никогда не нарушают правила, которые придумали сами».

Тем самым создается личностно-ориентированный процесс взаимодействия педагога с детьми (включение детей во взаимодействие на равных), а также решается задача развития детей через совместно- самостоятельную деятельность, где, при минимальных затратах педагога и при небольшой поддержке дети могли развиваться самостоятельно.

Ход работы:

Сегодня я хочу поделиться опытом создания пооперационных карт с Вами, уважаемые коллеги.

Темой моей углубленной деятельности по самообразованию является «экологическое воспитание дошкольников путем опытно-экспериментальной деятельности». Поэтому сегодня я предлагаю Вам  создать пооперационную карту для проведения опытов-экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной.

Для этого Вам надо разделиться на команды по два человека. Каждой команде я раздам листочек с номером. Номер обозначает опыт, последовательность которого Вам предстоит отобразить схематически.

№1. опыты с водой: «тонет - не тонет»; «растворяет - не растворяет»

№2. опыты с воздухом: «поймай воздух»; «воздух необходим для дыхания»

№3. опыты с песком и глиной: «пропустит - не пропустит»;

По окончании работы карты участников вывешиваются на доску, участники приглашаются к столам с приготовленными материалами и выполняют соответствующие опыты по моим пооперационным картам.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогав "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми"

12 ноября 2013 г. в рамках ММО на баде МБДОУ №13 "Улыбка" в г. Балашиха, был проведен мастер - класс для педагогов города на тему «Рисуем без кисточки» (знакомство с нетрадиционными формами рисования ...

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в педагогической работе с детьми"

Данный материал дает педегогам обоснавание,для чего необходимо использовать мнемотаблицы в работе с детьми.Можно использовать и как консультацию для родителей.Педагоги могут подчерпнуть информацию о т...

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Мастер-класс на тему: «Использование интеллект-карт в работе с рускоязычными детьми при изучении татарского языка»

Цель: Продемонстрировать педагогам использование интеллект-карт в изучении татарского языка  с русскоязычными  детьми, при которых учитываются индивидуальные особенности дошкольников.1 часть...

Презентация к мастер-классу для педагогов "Использование пооперационных карт в работе с детьми"

Данная видеопрезентация может быть использована как дополнительный наглядный материал к мастер-класу для педагогов "Использование пооперационных карт в работе с детьми"...