Проект "Я-исследователь"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное  учреждение

Детский сад Комбинированного вида № 9

пгт. Афипский                                                                 

C:\Users\User\Desktop\1set-Magnets-Kit-Model-A-for-Education-Science-experiment-Inlcuding-Horseshoe-Bar-Ring-Magnet-Compass-and.jpg

Проект по познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Я - исследователь»

Старший дошкольный возраст

Подготовила:

Воспитатели:

Гареликова Н.Н.

                                   

                                                     2018-2019 уч.год

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, долгосрочный

 Срок реализации проекта:  октябрь-апрель 2018гг.

 Участники проекта: Дети старшей группы (5-6лет),

  • Воспитатели (Гареликова Н.Н.,  Щербина И.Н..)
  • Родители воспитанников.

Актуальность:  Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

 Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

 Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

 В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

 Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование

Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.

 Задачи проекта:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

 - расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

 Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Предполагаемые результаты

Для детей.

- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой

. - Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

 Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Презентация проекта:

- Презентация продуктов экспериментов

- Показ презентации по практической части проектной деятельности

- Презентация проекта на педагогическом совете

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

 1. Подготовка к работе педагогов.

 Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

 Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

 Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2.Сотрудничество с родителями.

 Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

 - Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

 - Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

 - Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение

. - Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

 - Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

 Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1.Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- для чего нам нужна лаборатория в группе?

 - для чего нужны эксперименты?

 - вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

 2. Что мы хотим узнать?

 - Что такое микроскоп и лупа?

 - Какие вещества растворяет вода?

 - Почему дует ветер?

 - Почему не тонут айсберги?

 - Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

 - Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

 - Проделать эксперименты и опыты.

- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

 - Рассказать друг другу о том, что узнали.

 II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”

Работа с детьми

Октябрь:

- Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

- Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

 - Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

 - Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь                              

-  Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

 Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

- Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку

- Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

 - Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.                                        

Декабрь

- Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

 Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

- Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

- Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

- Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

 Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Январь

- Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

 Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль        

- Эксперимент “Испытание магнита”.

 Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

- Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

- Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Апрель                 

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов

Работа с родителями

Сентябрь:        Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Октябрь: Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы

Ноябрь: Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойства

Декабрь: Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.

Январь: Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль: Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март: Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке

Апрель: Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

Ресурсное обеспечение проекта

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

 2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

 3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

 4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

 5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

 Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр

- экспериментирование; - подбор иллюстраций, детской литературы; - подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей; - оформление “детской лаборатории в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Исследователи космических тайн"

Данный проект на тему «Исследователи космических тайн» разработан для детей подготовительной к школе логопедической группы. Это долгосрочный проект, рассчитанный на 1 год (сроки реализации проекта: се...

Творческо-исследовательский педагогический проект "Исследователи кирпичиков"

педагогический проект для детей подготовительное к школе группы по лего-конструированию...

Проект «Исследователи на грядке» (сбор урожая на огороде) Подготовительная к школе группа

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и ...

Экологический проект «Исследователи на грядке»

Экологический проект «Исследователи на грядке»...

Мастер класс к проекту "Исследователи загадочного мира".

организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего де...

Проект "Исследователи природы"

Проектная деятельность с детьми средней группы "Исследователи природы"...

Экологический проект «Исследователи на грядке»

Создание условий для развития познавательного интереса детей  дошкольного возраста к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, вовлечение детей  в...