"Коррекционная работа в детско-родительских группах в условиях лекотеки"
статья по коррекционной педагогике
Организация работы в группе для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskie_gruppy.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
"Коррекционная работа в детско-родительских группах в условиях лекотеки"
Педагог-психолог Дошкольного отделения №1 «Умка»
ГАОУ Школы «ШИК 16»
Борисова Ю.Н.
Как мы знаем, не все дети с нарушениями развития могут быть включены в имеющиеся образовательные программы и успешно их освоить вследствие тяжести или сложности нарушения развития или расстройства поведения, которые проявляются в грубом снижении социального функционирования.
На базах детских садов с 2007 года разворачиваются новые структурные подразделения, в частности: лекотеки, службы ранней помощи, группы «Особый ребенок» и т.п. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в образовательное пространство города. Развитие такой сети служб успешно решает свою основную задачу – обеспечивает возможность любой семье, имеющей ребенка с нарушением развития, посещать коррекционное учреждение в шаговой доступности от дома, расширяет социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка с нарушениями, так и его родителей.
Основной целью создания лекотек являлось психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей дошкольного возраста с нарушениями развития, в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
При приеме семьи в лекотеку ставятся следующие задачи:
- Оценка потребностей ребенка и его родителей в образовательных услугах
- Разработка алгоритма построения индивидуальных программ сопровождения развития ребенка и его семьи
- Включение родителей в образовательный процесс, психолого-педагогическая помощь родителям
- Разработка технологий формирования игровой и познавательной деятельности детей с выраженными нарушениями развития
- Поддержка развития личности детей и родителей
- Формирование предпосылок учебной деятельности дошкольникам с выраженными недостатками развития
- Разработка образовательного маршрута. Каждый педагогический маршрут предполагает шаговую доступность образовательных учреждений в нем задействованных.
Из задач следует, что ребенок должен восприниматься как член семьи, без отрыва от нее. Специалисты работают не с ребенком, а с семьей в целом, как тесно взаимосвязанной системой.
Контингент детей лекотеки меняется с течением времени. Стоит особенно подчеркнуть, что ярко наметилась тенденция к увеличению числа детей, имеющих сложные и тяжелые нарушения развития, сочетание двигательного дефекта с интеллектуальными и сенсорными нарушениями, с эпилепсией и сложными речевыми нарушениями. Дети, имеющие соматические нарушения перестали посещать лекотеку. Все больше возрастает число детей с генетическими и двигательными нарушениями, а так же органическими поражениями ЦНС. И все больше возрастает роль родителей в процессе коррекционной работы с ребенком.
Самым важным звеном всей системы коррекционной работы является активное участие в ней семьи. Часто сами родители придерживаются крайне пассивной роли в педагогическом процессе, полностью полагаясь на педагогов в процессе обучения и коррекционной работы. Из-за отсутствия специальных знаний большинство родителей не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами детей. Задача специалистов на этом этапе заключается в поддержке и обучении родителей, повышении их самооценки и компетентности, уверенности в своих силах и знаниях
Для начала выделим этапы включения ребенка с нарушениями развития и его семьи в социальную среду детского сада:
- Индивидуальная работа с ребенком и его семьей
- Групповая работа с детьми и родителями
- Досуговые и праздничные мероприятия
- Участие в проектной деятельности и конкурсах
- Интегрированная группа детского сада
- Подготовка детей и их родителей к школьному этапу образования
Итак, первичная работа с семьей начинается с индивидуальных занятий ребенка со специалистом с обязательным участием родителей. Такие занятия являются важнейшим этапом социализации семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. На этом этапе разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка, устанавливается и развивается контакт с семьей, выясняется запрос семьи, происходит ее диагностика, при этом расширяется репертуар социальных взаимодействий семьи, родители начинают доверять специалистам и прислушиваться к их рекомендациям. Задача специалиста сводится в передаче ответственности родителям, обучение их способам осуществления коррекционных мероприятий, и контроль за выполнением этих мероприятий. Родитель не просто присутствует на занятии, но и сам учится взаимодействовать со своим ребенком, с помощью специалиста получая обратную связь.
Игровые методы работы с детьми в лекотеке являются ведущими и одна из основных форм работы - групповые игровые сеансы.
Для организации групповых занятий необходимо привлечение большего числа специалистов, для обеспечения вовлеченности в процесс всех участников группы.
Подобные занятия являются обобщающими и включают материалы, знакомые детям, что позволяет эффективно закреплять полученные ими знания и представления. Здесь сочетаются задания на развитие высших психических функций с элементами арттерапии. В ходе занятия так же происходит обучение родителей приемам коррекционной работы. Задания и упражнения должны быть подобраны с учетом особенностей и потребностей детей. В связи с моторными трудностями большинства детей, используется активно-пассивный метод, который заключается в том, что часть заданий выполняются родителем рукой ребенка. Тем не менее, основная задача специалистов в ходе игрового сеанса, - научить ребенка (и родителя!) устанавливать социальные контакты и помочь ему освоить новые способы взаимодействия с окружающими.
Решение о включение ребенка в группу специалисты принимают после проведения с ним и родителем ряда индивидуальных занятий. Задачей в группе является формирование игрового взаимодействия между родителями и детьми. Игровые сеансы представляют из себя интегрированные занятия и проводятся различными специалистами лекотеки, иногда несколькими специалистами, например, педагогом-психологом и дефектологом. Занятия должны быть организованы так, чтобы в них могли участвовать все дети, независимо от сложности их нарушений. Цели здесь могут быть самые общие: развивать коммуникативные возможности, эмоциональную сферу и элементы саморегуляции. Для этого подбираются специальные игры, в которых участвовать могут все. Причем в такой группе одна и та же игра может служить для решения разных задач у разных детей. Кто-то включается в ритм игры, другому ребенку она поможет в освоении образа тела, третьего будет побуждать смотреть на других детей, которые показывают, какую позу нужно повторить.
Важной составляющей в таких занятиях играет эмоциональный контакт с педагогом. Педагоги сопровождают и поддерживают детей и родителей при первом опыте пребывания на групповых занятиях, помогают преодолеть неуверенность и страхи, сориентироваться в новой среде.
Элементы занятий и различные упражнения должны становиться набором любимых игр, в которые приятно и весело играть в группе. Важна структура занятия, позволяющая привыкнуть к определенной последовательности игр и упражнений. Это раскрепощает ребенка, позволяет ему становиться более активным участником группы, а значит, и адаптироваться, налаживать контакты и получить опыт общения с другими детьми и взрослыми. Например, в первой части занятия проводится серия игр в кругу, затем идет основной блок заданий, посвященный пройденной теме (например, осень, домашние животные и т.п.), блок творческой деятельности (рисование, лепка) и завершающие релаксирующие игры.
Родители должны при этом получить точное объяснения от специалистов, зачем делается то или иное упражнение и на каком уровне в нем может принять участие ребенок.
На дальнейшем этапе работы группы акцент смещается в сторону родителей. Наиболее эффективной формой работы на этом этапе выступают детско-родительские тренинги, как более интересные формы активизации и образования родителей, которые помогли бы решить множество трудностей социального, соматического и психологического характера.
На этом этапе работы мы просим родителей взять в сопровождение на занятии других детей. Психологические знания, приобретенные в процессе такой тренинговой работы, помогают родителям осознать проблемы своего ребенка и других детей, эффективнее взаимодействовать с ними, понять психологические особенности детей, почувствовать уверенность в своих собственных силах и преодолеть трудности взаимодействия.
Основной целью проведения тренинга является способствование установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, родителей между собой. А задачи, решаемые в процессе, - это изменение неадекватной родительской позиции, улучшение стиля воспитания, осознание его мотивов, оптимизация родительского воздействия на развитие детей, активизация коммуникаций в семье. В процессе таких тренингов участники обучаются предъявлять к ребенку требования, адекватные его возрасту, способностям и состоянию, осваивают новые способы психологического воздействия, приемы игры с ребенком, способствующие максимальному развитию его психики.
И в завершение хотелось бы отметить, что удовлетворенность и эффективность той или иной деятельности напрямую связаны со степенью вовлеченности в эту деятельность. Чем больше мы вовлекаем родителей в работу специалиста, тем эффективнее научается действовать сам родитель. Таким образом, работа с семьей — нормальная, естественная и крайне необходимая часть любого терапевтического, коррекционно-педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается организация коррекционной работы учителя-логопеда на индивидуальных занятиях в группе кратковременного пребывания в детском саду, в которой применяется личностно-ориентированн...
Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе ( условиях введения ФГОС )
Коммуникативно-деятельностный подход.Речевая характеристика детей с ОНР. Специфика работы воспитателя. Цели и задачи коррекционной работы.Характер нарушения познавательнойдеятельности. Направления кор...
Коррекционная работа Адаптация детей второй группы раннего возраста к условиям ДОУ
В данной работе указаны результаты , диагностического исследования адаптации детей раннего возраста....
Реализация коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы ДОУ.
Цель коррекционной работы:-обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобра...
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты.
Сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно, поэтому ор...
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ»....
Специфика коррекционной работы с детьми с ТНР в условиях логопедической группы.
Работа учителя-логопеда с безечевыми детьми в условиях группы компенсирующей направлености по речи....