Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты.
материал по коррекционной педагогике на тему

Забугина Ирина Юрьевна

Сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно, поэтому организация такой деятельности очень специфична.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты.

Сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно, поэтому организация такой деятельности очень специфична.  Мы создали соответствующие условия: сделали комплектацию среды сенсорной комнаты с учетом потребностей детей, разработали систему взаимодействия с такими детьми. При апробации  увидели позитивную динамику. 

Основные задачи занятий в интерактивной среде сенсорной комнаты:

  • Стимулирование сенсорной и двигательной активности детей.
  • Обогащение тактильных ощущений детей, развитие крупной и мелкой моторики. 
  • Развитие зрительной сосредоточенности, как начального этапа развития внимательности и произвольности.
  • Стабилизация  эмоционального  состояния  и  эмоциональное  развитие детей.
  • Релаксация.

По своей структуре работа делятся на 2 этапа: подготовительный и основной этап. Подготовительный этап направлен на ознакомление со средой сенсорной комнаты, с её пространством, на овладение взаимодействия с материалами и оборудованием, находящимися в ней. На подготовительном этапе работы я решаю задачи создания атмосферы доверия и безопасности. В этот период основное внимание уделяю тому, чтобы дети научились раскрепощаться, а при необходимости, наоборот, сосредотачиваться на объектах и явлениях, представленных в среде сенсорной комнаты.

На основном этапе реализуется базовая программа занятий  сенсорной комнаты. Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда, т.к. в ней присутствуют приборы, взаимодействуя с которыми, ребенок «погружается» в ирреальное пространство, где можно создавать новые объекты и целые миры.

Занятия строю по принципу ритмичного рисунка, когда путем повтора и «ритуалов», которые так важны детям с ОВЗ, я помогаю осознать им свою безопасность и закрепить пройденное.

Ритуал встречи (перенеслись в «волшебный мир» - закрепление коммуникативных навыков, включение эмоционально-телесных проявлений, эмоциональное расслабление) – 3-5 минут.

Основная  часть  (проживание  сказочной  истории,  которая  произошла  в  «волшебном мире»  с  использованием  интерактивной среды сенсорной комнаты) – 8-10 минут. Ритуал прощания (выход из сказочной ситуации, возвращение в детский сад) – 3-5 минут.

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае использую только релаксационные приёмы. Осторожно подхожу к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы: астенические проявления, коммуникативные нарушения, синдром гиперактивности, двигательной расторможенности, эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, психоневрологические заболевания, нарушения зрения, нарушение слуха, тревожность.  

C:\Users\777444\Desktop\фото с раб ст\фото для главы\DSC_0612.JPGC:\Users\777444\Desktop\фото с раб ст\фото для главы\DSC_0600.JPGСенсорная комната – это волшебный мир сенсорных стимулов, активно влияющих на все основные рецепторы ребенка, через которые он познает мир. Наше оборудование: воздушно пузырьковая трубка, сухой бассейн с подсветкой,

зеркальный шар с мотором, источник света, световой проектор «Меркурий» со встроенным ротатором, фиброоптический душ, интерактивная светозвуковая панель «Фонтан», интерактивная светозвуковая панель «Лестница света», потолок «Звездное небо», световой стол для рисования песком с кнопками. C:\Users\777444\Desktop\фото с раб ст\фото для главы\DSC_0613.JPGC:\Users\777444\Desktop\фото с раб ст\фото для главы\DSC_0603.JPG

       Все специфические сенсорные эффекты  использую изолированно друг от друга, последовательно, от занятия к занятию, знакомя малыша с ними, а также регулярно увеличивая длительность пребывания в развивающих условиях среды. C:\Users\777444\Desktop\фото с раб ст\фото для главы\DSC_0606.JPG

        Все занятия в среде сенсорной комнаты проводятся в присутствии родителей. Родители являются активными участниками и помощниками в образовательном процессе.

        Наша сенсорная комната функционирует с января 2015 года. Но даже за это время дети стали более открытыми и заинтересованными в развивающем взаимодействии со взрослым. Они начали спокойнее относиться к изменениям в привычной окружающей обстановке. У них проявился интерес к изучению нового пространства и объектов. Повысилась работоспособность, направленность действий, сформировался навык выполнения действий по вербальной инструкции взрослого. Увеличилась длительность зрительного сосредоточения, развился навык целенаправленного изучения окружающей среды, появилась возможность самостоятельной ориентировки в окружающем. Все дети начали активно пользоваться разнообразными средствами общения: речью, мимикой, жестами и интонацией во время игры.C:\Users\777444\Desktop\фото с раб ст\фото для главы\DSC_0616.JPGC:\Users\777444\Desktop\фото с раб ст\фото для главы\DSC_0609.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы ДОУ.

Цель коррекционной работы:-обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобра...

«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».

laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ»....

Реализация коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

В презентации представлены цели, задачи и основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ И ПЕДАГОГАМИ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В ДОУ

Из опыта работы педагога-психолога в условиях сенсорной комнаты ДООПредмет (направленность): психология (профилактическая и коррекционно-развивающая работа). Возраст детей: дошкольный возраст и педаго...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию ...

Консультация "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"

В статье представлены игры и упражнения на развитие чувства равновесия, координации движений и внимания у детей с задержкой психического развития....

«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».

laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».  Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокуп...