Виды занятий, методы и приёмы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Вершинина Наталья Ивановна

Слайд 2

«Самое лучшее открытие— то, которое ребенок делает сам».

                                                                                               Ральф У. Эмерсон

Слайд 3

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Слайд 4

Мотивирующее начало занятий

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, постановке опытов и экспериментов.

В своей группе я организую занятия по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Поэтому  начало занятий я посвящаю активации внимания и усилению мотивации к решению  какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.

 

Слайд 5

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности я использую  следующие:

 

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

Проблемно-поисковый

Наблюдение за объектом

Опыты и эксперименты

 

Слайд 6

·         Проблемно-поисковый метод. Мною  создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить  вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Этот метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с воспитателем у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Слайд 7,8,9,10

·         Наблюдения за объектом. Организуется в помещении или на территории детского сада. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Фото веточки сирени, посадка огурцов

Слайд 11

·         Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить предмет  на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), дети приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами: с водой, песком, камнями, глиной, растениями. Начинаю проводить опыты  с детьми младшей группы. В последствие у детей старшего дошкольного возраста появляется  стремление к самостоятельному экспериментированию. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность. Опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер.

 

Слайд 12

Виды занятий по экспериментированию

Игры-эксперименты, моделирование, опыты

Слайд 13,14

·         Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты  имеют игровую направленность. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (Сахарное королевство, в гостях в  подводном царстве и др.,игра в шпионов).

Игра в шпионов,опыт с молоком и свечкой

. Тайное письмо
Сделать такое письмо дома можно двумя способами: 1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно даём  высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.

 2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Слайд 15,16,17

 

·         Моделирование. Знания о свойствах предметов дети получают через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока),  важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной. Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте

·         «Дождевые облака»

·         Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Так что, запаситесь пеной для бритья. В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

4. Настоящий вулкан
Выложите питьевую соду в блюдечко и лейте на нее уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная реакция нейтрализации, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями. Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» – зрелище просто фантастическое!

Слайд 18,19,20

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, солью, сахаром различными видами почвы, магнитами.

опыт «Радуга»

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной.
Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
 Жидкость жёлтого цвета с наименьшим содержанием сахара,
 а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – фиолетовая – внизу.

 

опыт«Стакан на гармошке»

Поставим рядом два стакана, накроем их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуем поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложим  листок «гармошкой» и снова накроем им стаканы. Теперь поставим третий стакан сверху… Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Опыт «Звезда»

  • Нам понадобится 5 спичек.  Надломим их посредине, согнём под прямым углом и положим на блюдце.  Капнем несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдаем. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

   Это явление- капиллярность. Причина  в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Слайд 21

Фиксация результатов экспериментальной деятельности  дошкольников

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

1.     Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

2.     Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Слайд 22

3.     Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью мы ведём журнал опытов, заполняем карточки экспериментов.

Слайд 23

Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и являются средством развития познавательной активности дошкольников.

Слайд 24

 И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание экспериментировать. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Слайд 25

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperim.deyatelnost.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды занятий, методы и приёмы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста Подготовила: воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №2» Вершинина Н.И.,ВКК

Слайд 2

«Самое лучшее открытие— то, которое ребенок делает сам ». Ральф У. Эмерсон

Слайд 3

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Слайд 4

Мотивирующее начало занятий Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации.

Слайд 5

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности: Проблемно-поисковый метод. Наблюдения за объектом. Опыты и эксперименты.

Слайд 6

Проблемно-поисковый метод. Создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Этот метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат .

Слайд 7

Наблюдения за объектом Организуется в помещении или на территории детского сада. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Слайд 8

Веточка сирени

Слайд 9

12 февраля-посадка огурцов,17 февраля-первые всходы

Слайд 10

25 февраля

Слайд 11

Опыты и эксперименты. . Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), дети приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами: с водой, песком, камнями, глиной, растениями.

Слайд 12

Виды занятий по экспериментированию: Игры-эксперименты. Моделирование . Опыты.

Слайд 13

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты имеют игровую направленность. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации.

Слайд 14

Секретное послание

Слайд 15

Моделирование . Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте.

Слайд 16

Дождевые облака

Слайд 18

Опыты.

Слайд 19

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость жёлтого цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – фиолетовая – внизу.

Слайд 20

Гармошка

Слайд 21

Фиксация результатов экспериментальной деятельности дошкольников Графический . Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. Ментальный . Этот способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Практический . Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью мы ведём журнал опытов, заполняем карточки экспериментов.

Слайд 23

Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.

Слайд 24

И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание экспериментировать. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для педагогов "Методы и приёмы математического развития детей старшего дошкольного возраста, структура занятия"

Основные структурные компоненты компоненты занятия это: организация детей (вводная часть), основная и заключительная части. Раскрывается значение этих компонентов занятия. И как лучше их проводить. Оп...

« Методы экспериментирования с детьми дошкольного возраста на занятиях по ИЗО деятельности.»

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением дошкольников. Рисование для дошкольника является одним из важнейших средств познания мира и ра...

Методы и приёмы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях

В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как г...

«Использование современных методов и приёмов в работе с детьми раннего возраста по художественно – эстетическому развитию»

Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира...

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....