план работы кружка "Веселый язычок"
методическая разработка (средняя группа)

Хорошавина Ольга Владимировна

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_yazychok.docx55.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Актуальность: Организуются виды деятельности – игровая, коммуникативная, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития детей. Очень важно понимать, что раннее обучение основам родного языка, позволяет наиболее осознано освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе. Новизна программы заключается в том, чтобы всесторонне способствовать своевременному и эффективному развитию речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, комплексно формировать структурные компоненты системы языка – фонетической, лексической, грамматической.

Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы по данному курсу.

Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

Задачи:

- развитие познавательной речевой активности;

- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;

- развитие умений говорения и слушания;

- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащение активного, пассивного словаря;

- формирование описательной развернутой речи воспитанников;

- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей.

Формы организации образовательной деятельности.

- Общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности.

- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.

- Высокая культура речи взрослых.

- Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.

-Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.

Пути и методы реализации:

1.Правильный образец педагога. 

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.

4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и  на слух.

5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

7. Правильный подбор мебели, освещения.

8. Гимнастика для глаз.

9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Планируемые результаты освоения программы

Результатом освоения программы являются умения ребенка:

-вежливо обращаться  с  взрослыми  и сверстниками;

-проявлять интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи;

Календарно-тематическое планирование

месяц

занятие

цель

октябрь

1.«Овощи»

Заучивание стихотворения

Н. Кончаловской

  1. 2.О хлебе.

Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.

2.Продолжать знакомить детей с хлебом и х/б изделиями. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

1.Составление рассказа «Моя комната»

  1. 2.Дикие животные.

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.

2.Расширять представления о жизни диких животных. Упражнять детей в составлении рассказа по картинке. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к жизни диких животных. Индивидуальная работа.

1.Чтение чистоговорок и скороговорок

  1. 2.Федорино горе.

Работа над темпом и ритмом речи.

2.Познакомить детей с новым лит.произведением. Учить участвовать в беседе. Развивать внимание, память, мышление чувство юмора. Воспитывать нравственные качества личности. Индивидуальная работа.

1.Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие)

2.Овощи.

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2.Продолжать учить различать и называть овощи. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. Индивидуальная работа.

ноябрь

1.Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

2.Автомобили

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

2.Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, мышление. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей.

1.Вечер загадок.

  1. 2.Домашние животные.

Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.

2.Учить рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по ее фрагментам. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к природе. Индивидуальная работа.

1.Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках

  1. 2.Почему ноябрь пегий.

Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке.

2.Познакомить детей с новым лит.произведением. Учить участвовать в беседе. Развивать внимание, память, мышление чувство юмора. Воспитывать интерес к природе. Индивидуальная работа.

1.Заучивание стихотворения Н.Саконской.

  1. 2.Научу обуваться и братца.

Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.

2.Продолжать знакомить детей с предметами дом.обихода. Формирование словаря. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к обуви. Индивидуальная работа.

.

декабрь

1.«Невероятные истории»

  1. 2.Самоделкин пришел в гости.

Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям

2.Расширять представление деталях предмета, их кач-ве, cвойствах, назначении. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, умение описывать предмет. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес к окр.миру.

1.«Снежок»

  1. 2.Таня не боится мороза.

Работа над темпом и ритмом речи.

2.Учить рассматривать картину. Упражнять детей в составлении рассказа по картинке. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к природе. Индивидуальная работа.

1.Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.

2.Скоро Новый год.

Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами.Формировать интерес к речевой деятельности

2Познакомить детей с новыми новогодними сказками. Учить отвечать на вопросы. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Индивидуальная работа.

1.Дидактическая игра «Проведи дорожку»

2.Письмо Деду Морозу.

Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.

2.Продолжать знакомить детей с профессией почтальона. Активизировать словарь. Развивать внимание, память, мышление. Развивать познавательные интересы. Индивидуальная работа

январь

1.Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко

  1. 2.Моя любимая игрушка.

Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное.Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки

2.Учить детей описывать предмет по памяти. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, мышление. Индивидуальная работа. Воспитывать любовь к игрушкам.

1.Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек,повторение стихотворений.

2.Зимующие птицы

Способствовать развитию фонематического слуха,различать согласные звуки"Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух.Формировать избирательность зрительного восприятия,интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки.

2.Учить рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по ее фрагментам. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к природе, любовь к птицам. Индивидуальная работа.

1.«Мои любимые животные»

  1. 2.Лесная газета.

Работа над темпом и ритмом речи.

2.Закрепить знания детей о жизни зверей зимой. Учить участвовать в беседе. Развивать внимание, память, мышление чувство юмора. Воспитывать любовь к природе. Индивидуальная работа.

Чем пахнут ремесла? 

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к разным профессиям. Индивидуальная работа.

февраль

1.Драматизация сказки «Колобок»

  1. 2.Дядя Степа.

Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.

2.Продолжать учить детей внимательно слушать сказки. Учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

1.Составление рассказа о зиме.

  1. 2.Военная техника.

Составление рассказа о зиме.

2.Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к военной технике, к военным. Индивидуальная работа.

1.«Весёлый Снеговик»

  1. 2Лошадь с жеребенком. .

Работа над темпом и ритмом речи.

2.Продолжать знакомить детей с дом.животными. Учить отвечать на вопросы. Использовать в речи слова-антонимы. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес и любовь к дом.животным. Индивидуальная работа.

1.Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение

Г. Сапгира.

  1. 2.Мое любимое домашнее животное.

Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.

2.Учить детей составлять рассказы из личного опыта, по памяти. Активизировать словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес и любовь к дом.животным. Индивидуальная работа

март

1.Заучивание чистоговорки.

  1. 2.Давайте искать весну.

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

2.Продолжать учить детей внимательно слушать лит.произведения. Учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес к явлениям природы, желание их наблюдать.

1.«Мимоза для мамы»

  1. 2.Предметы быта.

Работа над темпом и ритмом речи.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

2.Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающим предметам. Индивидуальная работа.

1.Дидактическая игра «Огород»

2.Приход весны.

Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.

2.Дать представление о том, что растениям для роста нужна земля, вода, свет, тепло; мышление. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, величины, цвета. Воспитывать интерес к растениям. Индивидуальная работа.

1.«Дружба»

2.Детский сад

Работа над темпом и ритмом речи.

2Продолжить знакомить детей с профессиями людей, работающих в д/с. Активизировать словарь. Развивать внимание, память, мышление. Формировать интерес к людям разных профессий. Индивидуальная работа

апрель

1.Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения

Е.Александровой

2. Почему Тюпа не ловит птиц.

Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему.Развивать графические навыки.

2 Познакомить детей с новым рассказом. Учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес к дом.животным.

1.Заучивание стихотворения

А.Кочергиной

2. Петрушка – спортсмен.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.

2. Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к спорту, заниматься им. Индивидуальная работа.

1.Звуки "М

МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

2 .Дикие животные.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ".Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки.

2. Продолжать знакомить детей с дик.животными .Учить отвечать на вопросы. Пополнить природоведческий словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к животным разных стран. Индивидуальная работа.

1.Чтение сказки

С.Маршака «Красная шапочка»

2. Моя улица.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.

2 Знакомить детей с предметами ближнего окружения.Активизировать словарь. Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к предметами ближнего окружения. Индивидуальная работа.

май

1Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.

  1. 2. О родине.

Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

2 Знакомить детей с понятием Родина через худ.произведения. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать разговор. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа; -Воспитывать любовь к Родине

Звуки "г-к", закрашивание предметов,заучивание стихотворения

Т.Шорыгиной.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки"Г-К".Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков.Развивать активную речь.

1.«Чудесный вечер»

2. Моя семья.-

Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год.

2 .Учить детей составлять небольшие рассказы. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать эстетические чувства. Индивидуальная работа.

1Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.

2 Мой детский сад.-

Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

2.Учить составлять рассказы о работниках д/с, ребятах. Развивать внимание, память. Воспитывать познавательные интересы. Индивидуальная работа.

Список литературы

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014, 280 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016, 108 с.
  3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Для детей 4-5 лет. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, 320 с.
  4. ИваньщинаО.Н. Программа «Детство». Развитие связной речи детей – Вол-д, «Учитель» 2014, 240с.;
  5. СмирноваЛ.Н. Развитие речи у детей 4-5 лет, Москва, Мозаика – Синтез,  2009, 50с.;
  6. Ушакова О.С.  Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва, Сфера,  2009, 190с.;
  7. Ушакова О.С., Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, Москва, Сфера,  2010, 145 с.;
  8. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников, М, 2008,

Игры и упражнения с массажным шариком

1. «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.)

2. «Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)

3. «Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий шарик мой. Подружись сейчас со мной.

(Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)

4. «Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)

5. «Пинцет»

Дружат пальчики, не тужат

Им пинцет очень нужен.

Эй, кто ловкий, не зевай

Пинцетом шарик поднимай.

(Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.)

6. «Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)

7. «Кручу - верчу».

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д.)

8. «Прыжки»

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик
(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам.)

9. «Веселый мячик»

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

10. «Колкие иголки»

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник

Нас уколет можжевельник.

(Дети катают мяч между ладонями движениями

вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивая темп и приговаривает)

11. « Колючий ежик» Гладь мои ладошки, ежик!

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)

12. «Испечем мы каравай»

Месим, месим тесто (сжимаем массажный мячик в правой руке)

Есть в печи место (перекладываем в левую руки и сжимаем)

Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)

Перекладывай валяй. (катаем мяч ладошками)
13. « Мой веселый мячик»

Прыгал мячик по дорожке,

(катаем мячик между ладоней)

И попал в мои ладошки,

(Спрятали мячик в ладошках)

Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую)

Мои ручки развивать.

Здравствуй мячик желтый бок,

(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)

Кругленький как колобок.

Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)

Покатаю, покручу,

А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)

Прыгай дальше колобок.

14. «Мяч»

Здравствуй мячик интересный

(перекладываем мячик с одной руки в другую)

Для ребяток ты полезный

Мы с тобой хотим поиграть,

(катаем мячик между ладоней)

Свои ручки развивать.

Мы сожмем тебя немножко

(сжимаем мячик в руках)

И тихонько разожмем

А потом тебя подбросим, (подбрасываем и ловим мячик)

И тихонечко потрем.

15. « Ежик»

Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)

У него устали ножки.

Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

А потом беги опять (подбрасываем мячик вверх и ловом)

Дружно весело играть.

Мячик в руки мы возьмем

(перекладываем мячик с одной руки в другую)

Крепко накрепко сожмем (сжимаем мячик в ладошках)

С ним немножко мы поиграем (подбрасываем вверх)

В наших ручках покатаем. ( катаем мячик в ладошках)

16. « Веселый счет»

«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

17. « Мячик-ежик

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

18. « В огороде и в саду»

В огороде ли, в саду (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)

Фрукты, овощи найду,

Там картофель, апельсины (соединение мизинцев)

Дыня, репа, мандарины, (соединение безымянных пальцев).

Лук, лимон и кабачок, (соединение указательных пальцев)

И у всех отличный вкус! (пальцы в «замке» - сжимание массажного мяча.)

19. « Поиграем» (игры с массажным мячиком)

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

(Сжимать мячик правой рукой, затем левой.)

«Здравствуй, мой любимый мячик! »

Скажет утром каждый пальчик.

(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.)

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

(Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.)

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

(Передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.)

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.
Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем.)

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.)

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

(Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.)

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

(Ладошками отбивать мяч.)

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.)

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

20. « Поиграем с ежиком»

Ежик, ежик колкий, (крутим мячик между ладошками)

Где твои иголки?

Нужно бельчонку (крутим мячик ладошкой на груди)

Сшить распашонку,

Починить штанишки (крутим мячик ладошкой на ножке)

Шалуну зайчишки.

Фыркнул ежик отойдите, (крутим мячик ладошками на полу)

Не спешите, не просите.

Если дам иголки

Съедят меня волки.

21. « Шарик»

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

( выполняем упражнения в соответствии с текстом

22. «Волшебный шарик»

Этот шарик непростой,         (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          (катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

«С мячиком дружу»

  • Я мячом круги катаю,
  • Взад - вперед его гоняю. 
  • Им поглажу я ладошку.
  • Будто я сметаю крошку,
  • И сожму его немножко,
  • Как сжимает лапу кошка,
  • Каждым пальцем мяч прижму,
  • И другой рукой начну.

«Волшебный шарик»

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой,

(любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой.

(накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть   
И ладошки согревать. 
 

(катаем шарик горизонтально)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

(катаем шарик вертикально)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

(катаем шарик горизонтально)

Катаем, катаем, катаем  

Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик вертикально)

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик в центре ладошки)

«Веселая игра»

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. 

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

«Ёжик»

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Приключения Ёжика 
Звук К

Свернулся ёжик клубком -
Покатился кувырком.
 

 По ямкам и кочкам.

 По тропкам и мосточкам.

 Мимо ёлок и клёнов,

 Мимо кедров зелёных.

 По мягкой травке.

 По жёсткому песку.

 Глубокого оврага

 Крутому бережку.

 Вокруг горок и бугорков.

 Вдоль речек и ручейков.

 Мимо белки с шишкой.

 Мимо косолапого мишки.

 Мимо кукушки.

 И остановился на опушке.

Звук С

Ёжик утром проснулся,

 Солнышку улыбнулся.

 Чистой росой умылся,

 Вкусной сушкой подкрепился.

 Ес-ес-ес, ес-ес-ес, 

 Отправился гулять в лес.

 В лесу с лисой повстречался.

 Лису сильно испугался.

 Са-са-са, са-са-са.

 Ох, не съела бы лиса.

 От испуга свернулся клубком,

 Покатился с бугра кувырком.

 Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

 Покатился скорей от лисы.

 Катился, катился

 И под кустом притаился.

 Посидел, посидел под кустом.

 В свою норку пустился бегом.

Звук З

Ёжик в деревню забрёл,

 Увидел зелёный забор.

 За забором пёс Трезорка

 Заливался лаем звонко.

 А коза и козлятки

 Занимались зарядкой. 

 А Зоя садила розы

 Возле кудрявой берёзы.

 А Лиза незабудки

 Возле Трезоркиной будки.

 А бабушка Зина

 Корзину взяла,

 По землянику пошла.

 И ёжик за ней засеменил -

 Он тоже землянику любил.

Звук Ж

Идёт ёжик по дорожке

 К своему дружку ужу.

 Жу-жу-жу, жу-жу-жу

 К своему дружку ужу.

 Жа-жа-жа, жа-жа-жа

 День рожденья у ужа.

 Уж позвал к себе на ужин

 Жабу, ёжика, стрижа.

 Жи-жи-жи, жи-жи-жи

 Ёжик весело бежит.

 Жу-жу-жу, жу-жу-жу

 Пирожок несёт ужу.

 Пирожок с черникой

 И свежей ежевикой.

Звук Ш

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

 Шёл ёжик неспеша.

 Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

 К мышатам-малышам.

 К мышонку Паше

 И мышке Маше. 

 Их мама-мышка

 Напекла пышки.

 Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

 Вышли пышки хороши.

 Шёл ёжик, шёл,

 Носиком повёл -

 Унюхал Мышкины пышки,

 Побежал вприпрыжку.

 Ош-ош-ош, ош-ош-ош

 Очень запах был хорош.

Звук Ч

Ёж к черепахе на чай собрался.

 Четыре часа до неё добирался.

 В гостях ел калачи, чай пил.

 Так и вечер наступил.

 Еж с черепахой простился,

 К ручейку спустился. 

 Увидел лодочку у ручья

 И спросил её: ты чья?

 Ответила лодочка хохоча:

 Я ничья! Совсем ничья!

 Плыву худа хочу.

 Хочешь тебя прокачу?

 Прокачу по ручью.

 Быстро домой домчу.

 Ёж на лодочку вскочил

 И домой поплыл.

 Добрался за полчаса.

 Что за чудеса?!

Звук Л

Ёжик шёл, шёл, шёл,

 Ёжик шёл, шёл, шёл

 И до ёлочки дошёл.

 Ол-ол-ол, ол-ол-ол,

 И до ёлочки дошёл.

 Что за чудо ёлка-

 Колкая иголка.

 Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,

 Как ты ёлочка мила.

 Ол-ол-ол, ол-ол-ол.

 Ёжик ёлку обошёл.

 Ол-ол-ол, ол-ол-ол.

 Снова ёлку обошёл.

 Ил-ил-ил, ил-ил-ил,

 Долго ёжик так ходил.

 Ул-ул-ул, ул-ул-ул,

 И под ёлочкой заснул.

Звук Л

Лодка по волнам плывёт,

 Лодка ёжика везёт.

 Ёжик в лодке сладко спал.

 Ёжик с лавочки упал.

 Покатался, покатался,

 Покатался, покатался,

 Вновь на лавочку поднялся.

 Волна лодку подхватила,

 С боку на бок наклонила.

 Ёжик тоже наклонился,

 Вновь упал и покатился.

 Долго лодочка плутала.

 Долго ёжика катала.

 Наконец-то доплыла.

 Ёжик выскочил из лодки

 И запел: ла-ла-ла-ла!

Звук Р

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

 Проснулся ёжик поутру.

 Выбрался из норки,

 Пробежался вокруг горки.

 Попрыгал, покружился,

 В ручейке умылся.

 Позавтракал черникой

 И красной брусникой.

 Побежал к другу бобру

 Играть в новую игру.

 Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

 На пути стоит гора.

 Ёжик на гору забрался.

 С горы скатиться собрался.

 Свернулся в клубок.

 По кочкам прыг да скок.

 Прикатился к запруде бобра.

 Ура! Ура! Ура!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Веселый язычок"

Кружок "Веселый язычок" разработан с целью развития звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, для подготовки к обучению грамоте....

План-конспект НОД "Язычок- помощник" с дошкольниками в средней группе

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно- образовательной деятельности- "Язычок-помощник" по методике О. В.Дыбиной...

Программа кружковой работы "Веселый язычок"

Развитие и совершенствование органов артикуляции....

Рабочая программа и план работы кружка "Непослушный язычок"

Содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения....

План работы факультатива " Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы

План работы факультатива" Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы...

План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...