Программа кружковой работы "Веселый язычок"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Лескова Анна Александровна

Развитие и совершенствование органов артикуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_leskovoy_a.a._2.docx55.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Российская Федерация

                                                          Республика Саха  (Якутия)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад                          «Цветик-семицветик» п. Беркакит, Нерюнгринский район

678990, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Беркакит, ул.Башарина, д.5.

Программа кружковой работы

«Веселый язычок»

 

по направлению «Речевое развитие»

для детей 4-5 лет

Руководитель кружка:

Воспитатель Лескова А.А.

2014-2015 год

                                         Пояснительная записка

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства. 

      В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. При нормальном развитии, овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

        В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме дополнительного образования.                                                                                      

         Воспитание звуковой культуры речи дошкольников лучше проводить в форме пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр с игрушками на звукоподражание, рассказов-драматизаций с игрушками.

       Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности.

С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и т.п.

        Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику .Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков  и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относится развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению

артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.                

Воспитание звуковой культуры предполагает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

Цель:  Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Задачи развития звуковой культуры речи

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

  1. Формировать произносительную сторону речи:

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова.

  1. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, темпа, ритма.
  2.  Развивать движения кистей и пальцев рук.

Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:

  1. дидактические игры 
  2. подвижные или хороводные игры с текстом 
  3. метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, чистоговорок)
  4. упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания
  5. разучивание нового артикуляционного упражнения
  6. упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д.)

  Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю

• 4 - 5 занятий в месяц

• 37 занятия в год

Количество детей в группе – 13 человек.

Длительность одного занятия – 20 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

                        Календарно-тематическое планирование:

Неде ли

месяц

Тема

Методические приемы

Цель

1

Сентяб рь

Веселый язычок.

1. Беседа «Веселый язычок»     2. Игра на дыхание «Шторм в стакане»                                             3. Артикуляционная гимнастика «Лягушка», «Хоботок», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок»                                       4. Д/и «Собери бусы»

Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, слуховое и зрительное внимание, знакомить с органами артикуляции.

2

Друзья

  1. Упражнение на   дыхание и голос  «Футбол»  
  2. Координация речи с движением «Мы во двор пошли гулять»
  3. Мимические упражнения «Настроения»

4.   Игра "Подскажи словечко"

5.  Д /И ««Построй по росту»

Вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса, совершенствовать пластику движений, продолжать развивать мелкую моторику рук

3

           4

Осень - золотая

Деревья

1. Упражнение на   дыхание

    «Листопад»

2. Артикуляционные упражнения

"Окошко" "Чистим, зубки"

"Чашечка"

3. Пластические этюды «Осенние забавы»

4. Д /и «Когда это бывает»

1. Дыхательная гимнастика «Бабочка»

2. Артикуляционные упражнения  « Гармошка»,

«Дятел», « Лопатка»

3. Игра: "Составление фигур из счетных палочек"

4. Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом»

Развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью; продолжать учить выражать свои чувства и эмоции, правильное речевое дыхание.

Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, слуховое и зрительное внимание, знакомить с органами артикуляции.

Овощи. Огород

1.Упражнение на дыхание и голос «Разговоры овощей»

2.Пальчиковая гимнастика «Сколько грядок в огороде?»

3.Пластический этюд «Сажаем огород», «Уборка урожая»

4. Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» 5.«Машинка» из счетных палочек

6.Игра «Не скажу, а покажу»

Уточнить артикуляцию звука «О».

Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание.

2

 Фрукты. Сад.

1. Упражнение на дыхание и голос «Сбор урожая», «Разговоры фруктов»     2.Координация речи с движением «С веток ягоды снимаю»

3. Мимические упражнения «Сладкое яблоко»

4.Игра на выкладывание «Я по садику гуляла»

5.Д /и «Посчитай фрукты»

Закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «О».

Формировать длительность речевого выдоха.

Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику.

3

Я-человек.

1.Игры с водой «Водичка» Самомассаж.

2.Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы»

3.Мимические упражнения «Настроения»

4.Упраж. для жевательно-артикуляц. мышц «Жуем ириску»

5.Упражнение для щек и губ «Малыш сосет соску», «Толстячки-худышки», «Надуваем шар»  

6.Игра «Плечо к плечу»

Закреплять названия частей тела человека, уметь их показывать; развитие жевательно - артикуляционных мышц; продолжать учить выражать свои чувства и эмоции

4

Мама, папа, я – дружная семья.

1. Речевая зарядка «Футбол»    2. Артикуляционные упражнения «Лягушка», «Хоботок», «Чашечка», «Бублик», «Лошадка»                              3. Пластический этюд «Покажи, изобрази»                4. «Дом» из счетных палочек.                                                     5.Д /и  «Кто, что делает» (с мячом)                                                      6. Пальчиковые  игры   с кольцом Су-Джок «Мальчик-пальчик»

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков «з - зь»; продолжать совершенствовать пластику движений, развивать мелкую моторику рук

1

Ноябрь

Одежда. Обувь

1. Упражнение на дыхание и голос «Шитье одежды», «Укололи пальчик» 2.Артикуляционные упражнения «Чистим нижние зубы», «Трубочка», «Качели», «Упрямый ослик»

3.Речевая зарядка «Где мой пальчик?»

  1. Игра « Развяжи узелки»
  2. Игра «Оденем куклу» (мальчика, девочку)

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков  «с-сь-з-зь», продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса

2

Игрушки.

1.Упражнение на дыхание «Ветерок»

2.Артикул. упр. «Лошадка», «Фокус», «Грибок»

3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

4.Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку»

5.Д/и «Что делают игрушки?»

6.Повтори чистоговорку

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звука «ц», продолжать развитие мелкой моторики рук

3

Мой дом. Мебель.

1.Упражнение на дыхание и голос «Шагаем по этажам»

2.Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом»

3.Артикуляционная гимнастика « Лягушка», «Хобот», «Маляр»,

«Чистим верхние зубки»

4. «Стул» из гороха.

5.Пальчиковая игра «Дом на поляне»                                            6.Д /И  «Что есть в твоей комнате?»

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад (л-ль); продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса,  мелкую моторику рук

4

Кухня. Посуда

1.Координация речи с движением «Мы посуду перемыли»     2.Артикуляционная гимнастика                                  3.Нарисуй на манной крупе «Чашку».                                  4.Чистоговорки «Я пыхчу», «Взял Валерка тарелку»                   5. Д /И  «Съедобное, не съедобное».

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков (ш - шь) ; продолжать развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью

1

декабрь

Зима.

1. Упражнение на   дыхание и голос «Вьюга»,  «Снежинки» 2.Артикуляционная гимнастика

"Вкусное варенье", "Забор",

"Дудочка"

3. Проговаривание чистоговорки при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок                          4.Игра «Доскажи словечко»

5. Обведи по точкам елку

 Уточнить артикуляцию звука «ш».

Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную моторику.

2

Зимующие птицы.

1.Упражнение на  дыхание и голос «Птицы поют»

2.Пальчиковая игра «Где обедал воробей?»

3.Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Лопатка», «Иголочка»

4.Нарисуй на манной крупе «Птица».

5.Игра «Ответь на вопросы» 6. Пальчиковые  игры   с кольцом Су-Джок

 «Мальчик-пальчик»

Закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «а».

Формировать длительность речевого выдоха.

Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику.

3

Зимние развлечения.

1.Упражнение на дыхание и голос «Вьюга», «Снегопад»

2.Артикуляционная гимнастика «Барабан», «Гармошка», «Грибок», «Лошадка»

3.Пластические этюды «Зимние забавы»

4. Самомассаж шариком Су-Джок                                         5.Игра «Снежки»

6. Д /и «Когда это бывает»

Развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью, научить выражать свои чувства и эмоции, продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание

4

Новогодний праздник.

1. Логоритмическое упражнение «Елка»                                    2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабан»                                        3. Игра «Найди игрушки» в рисовой крупе                                           4.Игра «Построй по росту» «Елка» из счетных палочек. 5.Самомассаж «Ищем снеговичка»                                                6. Игра «Построй по росту»

Учить расслаблять кисти рук, продолжать развивать мелкую моторику рук

1

Январь

Зимние каникулы!

1. Упражнение на   дыхание и голос «Вьюга»

2. Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Дудочка»

3. Выкладываем снеговика из бумаги.                                                                 4. Пальчиковые игра «Зима». 5. Рисуем на манной крупе «Снежинки».

6.  Пластические этюды «Зимние забавы»

Продолжать развивать мелкую моторику рук, учить выражать свои чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений.

2

домашние  животные зимой.

1.Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание

2.артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Лягушка», «Хоботок», «Качели»

3.Д /и  «Чем угостить?»                        4. Пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок «Черепаха»

5.«Кошка» из геометрических фигур.

Уточнить артикуляцию звука «ж».

Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание.

 

3

Дикие животные зимой

1.Пальчиковая гимнастика «Мама мишек будет рано» 2.Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»                            3.Пластические этюды «Медведь в берлоге»                           4.Игры с бумагой «Подари лисички хвостик»                           5.Игра «Длинный или короткий»                                   6. Д/и. «Ежик потерял колючки»

 

Закрепить артикуляцию и произнесение звука «ж». Развивать память, слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук

1

февраль

Профессии.

1.Игра на дыхание «Шторм в стакане».

2. Артикуляционная упр. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка»                           3. Д /И «Кому что надо»                          4. «Башня» из кубиков.

5. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»      6.Игры  «Гармошка» с бумагой.

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков, вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса

2

Хлеб.

1.Упражнение на дыхание «Ветреная мельница». 2.Артикуляционная упр. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка»

3.Нарисуй на манной крупе «Пшеница».

4. Пальчиковая игра с кольцом Су-Джок  «Ш»

5. Игра: "Выложи бусины по контуру"

Учить расслаблять кисти рук, продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков (ш-ж-щ-ч), развивать правильное речевое дыхание

3

Наша армия.

1.Упр. На дыхание «Чей пароход лучше гудит»

2.Артикуляционная гимнастика «Пароход», «Индюк», «вкусное варенье»

3.«Танк» из счетных палочек.                                  4.Самомассаж грецким орехом                                                5. Игра: "Шнуровка"

Уточнить артикуляцию звука «ч».

Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

4

Транспорт.

1. Упражнения  на дыхание и голос «Прокололась шина», «Насос», «Сигналит машина»                                2.Пальчиковая гимнастика «Самолет»                                                      3. Артикуляционная гимнастика «Посчитаем верхние зубки», «Маляр», «Барабан», «Гармошка»       4.«Кораблик» из геометрических фигур.                        5. Д /и «Дружит или не дружит»

Закрепить с детьми артикуляцию звука «ч». Формировать длительность речевого выдоха. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

1-2

март

апрель

Ранняя весна, приметы весны. Мамин праздник.

1.Мимические упражнения «Медведь в берлоге»

2.Артикуляционная гимнастика «Упрямый ослик», «Трубочка», «Чистим нижние зубки»

3.Игра на тактильное восприятие «Горячая – холодная»

4.Игры с бумагой «Цветок»

5.Самомассаж «Су-Джок»

6.Игра «Ответь правильно»

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков «л - ль» , выражать свои чувства и эмоции. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

3

Комнатные растения.

1. Пальчиковая гимнастика «Цветок»

2. Самомассаж.

3. Обведи по точкам цветок

4. Повтори чистоговорку

5. Игры с прищепками. «Весёлые пальчики».

Продолжать развивать мелкую моторику рук, расслаблять кисти рук

4

Аквариумные рыбки.

1. Пальчиковые игры «Рыбка»,  «Зайчик», «Кошка».                                                 2. Артикуляционная гимнастика «Поймай звук «л»,  «Индюк», «Посчитаем зубки»                                                    3. «Рыбка» из счетных палочек.                                                     4. «Аквариум» из пуговиц.  5. Заучивание стихотворения про рыбку

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « л-ль», развивать мелку моторику рук

1

Весенние работы в саду и огороде.

1.Упр. Для мышц шеи, щек и губ «Ветерок качает подснежник», «Пускаем кораблик»

2.Пластические этюд «Работа в огороде»

3.Игры с бумагой.

4. Игра "Подскажи словечко"

5. Проговаривание чистоговорки

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « р-рь», совершенствовать пластику движений, развивать мелкую моторику рук

2

Насекомые.

  1. Пальчиковая игры «Гусь», «Бабочка», «собачка», «Очки»
  2. Речевая подвижная игра «Стрекоза».
  3. «бабочка» из счетных палочек.
  4. Обведи по точкам муравья
  5. Д /и «Кого ты видел?»

Формировать длительность речевого выдоха.

Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

3

Домашние животные и их детеныши

1.Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание»

2.Артикуляционная гимнастика «Фокус» «Чашечка», «Бублик», «Лошадка»,  

3.Пальчиковые игры «Кошка», «Собачка», «Человечек»

4. «Кошка» из геометрических фигур.

5.Игра «У кого кто?»

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « ш-ж-щ-ч», правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса

4

Дикие животные и их детеныши

1.Упражнение для жевательно - артикул. мышц, щек и губ «Бобры пилят дерево», «Зайчик»,  «Сердитый волк» 2.Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»                             3.Пластические этюды «Медведь в берлоге», «Медвежата и пчелы»       4.Игры с бумагой.                                             5.Д /И  «Кто с кем играет?»  6. Пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок «Ежик»

Продолжать развивать артикуляционный аппарат, выражать свои чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений

1

май

Моя Страна, Республика, День победы

1.Артикул. упр. «Окошко», «Иголочка», «лошадка», «Качели»

2.«Дом» из счетных палочек

3.Подвижная игра «Плечо к плечу».

4.Обведи по точкам флаг

5. Заучивание четверостишья о Дне Победы

Продолжать развивать артикул. аппарат, мелкую моторику рук

2

Мой город. Поселок. Улица

1.Упражнение на речевое дыхание «Футбол», «Бабочка», «Ветерок»

2.Артикул. упр. «Качели», «Индюк», «Барабан»

3.Подвижная игра «Топай, хлопай».                                              4.Игры с прищепками, бусинами, грецкими орехами.

Продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать артикуляционный аппарат, развивать мелкую моторику рук

Сентябрь  (3,4 неделя – мониторинг) (приложение №1)

Май (3,4-я неделя- мониторинг)  

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры

Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет  в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...