Кружковая работа "Веселый язычок"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Лукьянова Мария Владимировна

Кружок "Веселый язычок" разработан с целью развития звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, для подготовки к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУСКВ «Антошка» Дятьковского района

Кружковая работа

«Веселый язычок»

Воспитатель: Лукьянова М.В.

2014


Актуальность темы:

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка. Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет. Во второй младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков. На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, развивается слуховое внимание.Основное внимание направленно на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п,б,т,д,к,г,м,в,ф. Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков, а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

Цель:

Цель работы данного кружка - развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет с целью подготовки к обучению грамоте.

         Задачи:

  • Формировать четкое произношения слов и фраз.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать артикуляционный аппарат.

Ожидаемые результаты:

  • Правильное произношение гласных и согласных звуков.
  • Освоение навыков разговорной речи
  • Дети выражают свои мысли простыми и сложными предложениями

План занятий

Сентябрь

  1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Цель: Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата:ртом, губами,языком,небом.Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз,направлять язык к углам рта).

  1. Звук «А»

Цель: Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «А». Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения. Способствовать четкому и правильному произношению звука «А» в словах и фразовой речи.

  1. Звук «А» дополнение; Артикуляционная гимнастика

Цель: Добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд.

Октябрь

  1. Звук «У»
  2. Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «У». Способствовать четкому и правильному произношению звука «У» в словах и фразовой речи.Развивать речевой слух,укреплять артикуляционный аппарат. Развивать связную речь, ее выразительность,обогащать словарь.Развивать произвольную память. Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из него.
  3. Звук «У» Артикуляционная гимнастика

Цель:Вырабатывать у каждого ребенка умение вытягивать губы вперед и удерживать их в таком положении в течении нескольких секунд. Развивать артикуляционный аппарат.

  1. Звук «О»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «О».

Способствовать четкому и правильному произношению звука «О» в словах и фразовой речи. Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память. Учить произносить потешку правильно, не спеша, четко выговаривая каждое слово.

Ноябрь

  1. Звук «О» продолжение; Артикуляционная гимнастика

Цель: Добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять их. Способствовать четкому и правильному произношению звука «О» в словах. Развивать кратковременную и зрительную память.

  1. Звук «Ы»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «Ы». Способствовать четкому и правильному произношению звука «Ы» в словах и фразовой речи.

Учить произносить стихотворение правильно, не спеша, четко выговаривая каждое слово. Добиваться чтобы дети произносили текст стихотворения правильно. Закреплять навыки правильного произношения звуков: «А», «О», «У».

  1. Звук «Ы» продолжение; Артикуляционная гимнастика.

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «Ы». Развивать внимание. Способствовать четкому произношению звука «Ы» в словах

Декабрь

  1. Звук «Э»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «Э».

Способствовать четкому и правильному произношению звука «Э» в словах и фразовой речи.

Учить произносить стихотворение правильно, не спеша, четко выговаривая каждое слово.

Добиваться чтобы дети произносили текст стихотворения правильно. Закреплять навыки правильного произношения звуков: «А», «У».

  1. Звук «И»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «И». Способствовать четкому и правильному произношению звука «И» в словах и фразовой речи. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Развивать общую моторику и двигательные функции рук.

  1. Звук «И» дополнение.

Цель: Способствовать четкому и правильному произношению звука «И» в словах.

  1. Звук «М»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «М». Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово. Добиваться чтобы дети произносили текст стихотворения правильно. Развивать умение сравнивать,анализировать, распределять и переключать внимание. Развивать логическое мышление: умение соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

  1. Звук «М» дополнение

Цель: Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Способствовать правильному произношению звука «М» в словах. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука «М».

Январь

  1. Звук «Б»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «Б». Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

  1. Звук «Б» дополнение

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «Б».

  1. Звук «П»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «П».

Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Учить произносить стихотворение не спеша, четко проговаривая каждое слово. Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

Февраль

  1. Звук «П» дополнение

Цель: Добиваться четкого произношения изолированного звука «П» на выдохе. Следить, чтобы при произношении звука «П» дети не надували щеки, не напрягались, дули на снежинку легко и спокойно. Звук должен звучать четко, без добавления глассных.

  1. Звук «Д»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «Д». Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить произносить стихотворение не спеша, четко проговаривая каждое слово.

  1. Звук «Д» дополнение

Цель: Вырабатывать воспитание четкой и правильной артикуляции при произношении звука «Д». Вырабатывать умение правильно и длительно произносить звук «Д».

  1. Звук «Т»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «Т». Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Понимать поэтические сравнения лежащие в основе загадки.

Март

  1. Звук «Т» дополнение

Цель: Добиваться от детей четкого произношения звука «Т»

  1. Звук «Г»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «Г». Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово. Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

  1. Звук «Г» дополнение

Цель:Развивать речь детей. Закреплять правильное и четкое произношение звука «Г» во фразовой речи.

  1. Звук «К»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «К». Развивать логическое мышление, учить соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

  1. Звук «К» дополнение

Цель: Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Способствовать правильному произношению звука «К» в словах. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука «К».

Апрель

  1. Звук «В»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «В». Учить читать стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово. Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно. Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

  1. Звук «В» дополнение

Цель: Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Способствовать четкому произношению звука «В» в словах. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука «В»

  1. Звук «Ф»

Цель: Вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении звука «Ф».Учить внимательно слушать предложение и заканчивать его самостоятельно, подобрав слово подходящее по смыслу. Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово. Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

  1. Звук «Ф» дополнение

Цель: . Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Способствовать четкому произношению звука «Ф» в словах. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука «Ф».

Май

  1. Повторение пройденного материала (гласные)

Цель: Закреплять произношение гласных звуков в словах и фразовой речи.Добиваться от каждого ребенка четкого, правильного положения органов артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков («А», «О», «У», «И»). Развивать умение сравнивать, анализировать и переключать внимание. Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь. Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово. Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

  1. Повторение пройденного материала (согласные)

Цель: Закреплять произношение согласных звуков в словах и фразовой речи. Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Развивать логическое мышление, умение соотносить полученные знания с изображением на картинке. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.


Используемая литература:

  1. Е.В. Колесникова « Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» Сценарии практических занятий. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС, «Новая школа» 2006 – 128 с.
  2. В.В. Гербова «Учусь говорить» Просвещение, 2011 г.
  3. Н.В. Новотворцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «Ш», «Ж». – Ярославль: Академия развития,2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Веселый язычок"

Развитие и совершенствование органов артикуляции....

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Весёлый язычок»

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Весёлый язычок» Второй год обучения...

Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....

Кружковая деятельность по мелкой моторике " Пальчик,ручка,язычок" май

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....

"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....

Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях.                  ...

Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...