План по самообразованию "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности" 2019-2020гг.
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение « детский сад «Островок»
пгт. Смирных
муниципального образования городской округ «Смирныховский»
Сахалинской области
План по самообразованию
Тема: Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы
Воспитатель: Н.А. Широбокова
2019-2020гг.
пгт. СмирныхЕСН
План по самообразованию
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»
«Самое лучшее открытие –
то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Актуальность:
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель:
Повысить профессиональное мастерство, создать условия для развития познавательного интереса дошкольников в экспериментально - исследовательской деятельности.
Задачи:
-Повысить свой собственный уровень знаний по данной теме, путём изучения методической литературы.
-Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
-Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Предполагаемый результат работы над темой самообразования. Умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
- Самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- Предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы исследовательской деятельности.
План реализации программы по самообразованию.
Формы работы | Сроки | Практический выход |
Изучение научно-методической литературы. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. О.В.Дыбина «Ребёнок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М. Сфера 2005. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей. | Сентябрь – октябрь. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения Экспериментально – исследовательской деятельности» |
Проведение диагностирования, анализ состояния воспитательно – образовательной работы | Сентябрь. | Анализ диагностики |
Разработка перспективного плана по исследовательской экспериментальной деятельности. | Октябрь | Внедрение в образовательный процесс откорректированной системы занятий по экспериментально – исследовательской деятельности. |
Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) | Сентябрь, май | Система занятий по исследовательской экспериментальной деятельности детей средней группы. |
Создание развивающей среды, создание мини – лаборатории. | Ноябрь | Презентация лаборатории на семинаре ДОУ. |
Совершенствование методов образовательной деятельности, изучение передового педагогического опыта через интернет – сайт. | Декабрь – февраль | Представление педагогического мастерства в ДОУ. |
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. | Ноябрь - май | Создание копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом» |
Работа с родителями Консультации для родителей на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Научите ребенка любить живую природу». Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: - «Осень – славная пора» - «Моя семья на природе» - «Мои домашние питомцы» Анкета для родителей: Цель: выявить отношение родителей к экспериментально-исследовательской деятельности детей. | Октябрь, май | Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». |
Рефлексия | Май | Итоговая диагностика Отчёт о проделанной работе. Фотовыставка «Юные исследователи». |
Список литературы:
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...
План календарно-тематического планирования по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе
Краткое содержание работы календарно-тематического планирования по экспериментально-исследовательской деятельности....
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...
Исследовательский проект экспериментального план Тематическая направленность: естественные и точные науки "Волшебная сила магнита"
Актуальность: экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах....
Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...
Перспективный план работы по исследовательско-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Перспективный план работы по исследовательско-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...