Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности "Любознайки" 2019-2020гг.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx107.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение « детский сад «Островок»

пгт. Смирных

муниципального образования городской округ «Смирныховский»

Сахалинской области

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/smirnyh1.gif

Кружок «Любознайки»

Тема: Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы «Сказка»

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/smirnyh1.gif

                                           Воспитатель: Н.А. Широбокова

2019-2020гг.

   пгт. СмирныхЕ

Перспективное планирование экспериментально – исследовательской деятельности детей средней группы «Сказка»

Месяц

Темы игр - экспериментирований

Содержание образовательной деятельности

Оборудование

и материалы.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и

глиной; ёмкости для

пересыпания;

лупа, сито.

«Посадим дерево».

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком,

глиной, палочки

«У кого какие детки?»

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка) Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты,

ягоды (вишня, слива),

подносы,

ножи для овощей

лупа, молоточек,

изображения

растений, коллекция

семян и растений.

«Как размножается растение».

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Черенки герани,

ёмкости с водой,

цветочный горшок

с грунтом.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Почему всё звучит?».

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Длинная деревянная

линейка, лист бумаги,

металлофон,

пустой аквариум,

стеклянная палочка,

гитара

стеклянный стакан.

«Откуда берётся голос?»

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой

тонкой нитью,

схема строения

органов речи.

«Какие предметы могут плавать?»

Дать детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Емкость с водой,

предметы из

различных

материалов.

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства: невидимость, невесомость.

Султанчики,

ленточки, флажки,

пакет,

воздушные шары

трубочки для коктейля,

ёмкость с водой.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Пузырьки - спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Стаканы

с минеральной водой,

мелкие кусочки

пластилина.

«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Иллюстрации,

Открытки

 «С Новым годом»,

мех, подставки,

емкости для снеговых

фигур.

«Украсим ёлочку»

Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность.

Формочки для

замораживания, вода,

акварельные

, нитки.

«Нужен ли зимой растениям снег?»

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Емкость с водой,

листочки комнатных,

алгоритм

деятельности.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Строим снежный город».

Учить видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

Снег, вода, лопатки,

вёдра.

«Освобождение бусинок из ледяного плена».

Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.

Замороженные во льду бусинки, баночки

с теплой водой,

тарелочки,

тряпочки на

каждого ребенка.

«Волшебная кисточка».

Получать промежуточные цвета, путём смешивания двух красок.

Краски (красная,

синяя и жёлтая),

палитра, вода, бумага.

«Металл, его качества и свойства».

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические

предметы, ёмкости с

водой, магниты,

алгоритм описания

свойств материала.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Свет вокруг нас».

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с

Изображением

источников

(солнце, луна, звезды,

светлячок, костер

лампа, фонарик о пр.)

 Несколько предметов,

которые не дают света.

«Умный нос».

Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Различные продукты

с характерным запахом,

 «киндерсюрпризные»

ёмкости, содержащие

пахучие вещества.

Картинки

с изображением

соответствующих

продуктов.

«Тепло – холодно».

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Веточки разных

деревьев, ёмкости с

водой.

«Как развивается растение?»

Выделить циклы развития растения: семя - росток -

Семена овощей

 (огурцов, гороха,

фасоли), влажная

ткань, лупа,

 растение – цветок –

 плод - семя,

 предметы ухода за растениями.

М

А

Р

Т

«Что любят растения?»

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

2-3 одинаковых

растения,

 предметы ухода,

 дневник наблюдений, алгоритм деятельности

«Почему растаяла Снегурочка?»

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

Картинки: Дед Мороз

 и Снегурочка,

старик и старуха,

 костёр, облачка в небе,

 облачко в виде

 контура фигуры

 Снегурочки.

«Пар - это тоже вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой.

Термос с кипятком,

 зеркальце или стекло.

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь.

Два стаканчика

 с водой, речной песок,

 сахарный песок,

ложка для

 размешивания,

 акварельные краски,

 листочки (на каждого ребенка).

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Теневой театр».

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Оборудование для

 теневого театра.

«Резина, её качества и свойства».

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы:

 ленты, игрушки,

трубки,

описания свойств

материала.

«Угадай-ка».

Понять зависимость веса предметов от материала.

Предметы одинаковой

формы и размера из

 разных материалов.

«Волшебный материал».

Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Песок, глина, дощечки, палочки, изделие

из керамики.

М

А

Й

«Как спрятаться бабочкам?»

Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Иллюстрации

 с изображением

 ярких цветов,

 бабочек и одной

птички;

 коллекция бабочек.

«Радуга».

Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

Зеркало, тазик с водой.

Исследовать падение различных предметов в воздухе.

Проверить, как воздух влияет на падение различных предметов. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Тетрадные

(один смять), монету,

 цветные карандаши,

два

из цветной бумаги

круга, совпадающих

 по размеру с монетой.

Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

 4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».

Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...

Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности "Юный исследователь".

   Одним из эффективных способов по развитию познавательной деятельности у дошкольников является экспериментально-исследовательская деятельность. И важной  задачей является не пр...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...