Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности "Любознайки" 2019-2020гг.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение « детский сад «Островок»
пгт. Смирных
муниципального образования городской округ «Смирныховский»
Сахалинской области
Кружок «Любознайки»
Тема: Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы «Сказка»
Воспитатель: Н.А. Широбокова
2019-2020гг.
пгт. СмирныхЕ
Перспективное планирование экспериментально – исследовательской деятельности детей средней группы «Сказка»
Месяц | Темы игр - экспериментирований | Содержание образовательной деятельности | Оборудование и материалы. |
О К Т Я Б Р Ь | «Почему песок хорошо сыплется?» | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, сито. |
«Посадим дерево». | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкости с песком, глиной, палочки | |
«У кого какие детки?» | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка) Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений. | |
«Как размножается растение». | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Черенки герани, ёмкости с водой, цветочный горшок с грунтом. | |
Н О Я Б Р Ь | «Почему всё звучит?». | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, гитара стеклянный стакан. |
«Откуда берётся голос?» | Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. | |
«Какие предметы могут плавать?» | Дать детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Емкость с водой, предметы из различных материалов. | |
«Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства: невидимость, невесомость. | Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары трубочки для коктейля, ёмкость с водой. | |
Д Е К А Б Р Ь | «Пузырьки - спасатели» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. |
«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). | Иллюстрации, Открытки «С Новым годом», мех, подставки, емкости для снеговых фигур. | |
«Украсим ёлочку» | Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность. | Формочки для замораживания, вода, акварельные , нитки. | |
«Нужен ли зимой растениям снег?» | Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | Емкость с водой, листочки комнатных, алгоритм деятельности. | |
Я Н В А Р Ь | «Строим снежный город». | Учить видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности. | Снег, вода, лопатки, вёдра. |
«Освобождение бусинок из ледяного плена». | Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе. | Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка. | |
«Волшебная кисточка». | Получать промежуточные цвета, путём смешивания двух красок. | Краски (красная, синяя и жёлтая), палитра, вода, бумага. | |
«Металл, его качества и свойства». | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, ёмкости с водой, магниты, алгоритм описания свойств материала. | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Свет вокруг нас». | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. | Картинки с Изображением источников (солнце, луна, звезды, светлячок, костер лампа, фонарик о пр.) Несколько предметов, которые не дают света. |
«Умный нос». | Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. | Различные продукты с характерным запахом, «киндерсюрпризные» ёмкости, содержащие пахучие вещества. Картинки с изображением соответствующих продуктов. | |
«Тепло – холодно». | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | Веточки разных деревьев, ёмкости с водой. | |
«Как развивается растение?» | Выделить циклы развития растения: семя - росток - | Семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), влажная ткань, лупа, растение – цветок – плод - семя, предметы ухода за растениями. | |
М А Р Т | «Что любят растения?» | Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | 2-3 одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности |
«Почему растаяла Снегурочка?» | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед. | Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, костёр, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки. | |
«Пар - это тоже вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой. | Термос с кипятком, зеркальце или стекло. | |
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» | Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь. | Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка). | |
А П Р Е Л Ь | «Теневой театр». | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы | Оборудование для теневого театра. |
«Резина, её качества и свойства». | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки, описания свойств материала. | |
«Угадай-ка». | Понять зависимость веса предметов от материала. | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов. | |
«Волшебный материал». | Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. | Песок, глина, дощечки, палочки, изделие из керамики. | |
М А Й | «Как спрятаться бабочкам?» | Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекция бабочек. |
«Радуга». | Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта. | Зеркало, тазик с водой. | |
Исследовать падение различных предметов в воздухе. | Проверить, как воздух влияет на падение различных предметов. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. | Тетрадные (один смять), монету, цветные карандаши, два из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой. | |
Список литературы:
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.
Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...
Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».
Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...
Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности "Юный исследователь".
Одним из эффективных способов по развитию познавательной деятельности у дошкольников является экспериментально-исследовательская деятельность. И важной задачей является не пр...
Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...
Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...
Проект. Познавательно - исследовательский «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности» (для детей средней группы)
Долгосрочный проект в средней группе...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...